Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология (Основы юридической деятельности)

4.4. Система стандартов высшего образования


Необходимость коренного совершенствования качества подготовки специалистов на основе практической направленности квалификационных требований с учетом конъюнктуры рынка труда и мирового опыта предопределяет необходимость перехода к уровневой системы образования, базирующаяся на суб'єктно-деятельному подходе относительно установления целей и содержания образования и профессиональной подготовки для каждого образовательного и образовательно-квалификационного уровня.

Государство, которое удовлетворяет образовательные потребности личности и потребности общества в квалифицированных специалистах, должна контролировать результаты образовательной деятельности всех ее участников на всех ее этапах. Речь идет о назревшие потребности формирования мониторинговой системы отслеживания качества "готового продукта образования", то есть реальных знаний, навыков и умений выпускника высшего учебного заведения и соответствия сформированных у него индивидуальных социально и профессионально важных качеств с точки зрения целесообразности использования его труда в конкретных условиях. Другими словами, предоставляя равные возможности всем членам общества получать образование, общество должно иметь гарантию добросовестного использования этих возможностей.

Реализация этих гарантий базируется на использовании системы стандартов высшего образования как нормативной базы функционирования высшего образования, устанавливающее общие принципы педагогической деятельности, которая имеет целью достижение оптимальной степени упорядочения деятельности в сфере высшего образования.

Стандарты высшего образования является основой нормативной базы функционирования системы высшего образования и направлены на достижение оптимальной степени упорядочения деятельности в сфере высшего образования. Они определяют:

• содержание высшего образования как обусловленную целями и потребностями общества систему знаний, умений и навыков, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств, которая должна быть сформирована в процессе обучения с учетом перспектив развития общества, науки, техники, технологий, культуры и искусства;

• содержание обучения, т.е. структуру, содержание и объем учебной информации, усвоение которой обеспечивает лицу возможность получения высшего образования и определенной квалификации;

• средства диагностики качества высшего образования - стандартизированные методики для количественного и качественного оценивания достигнутого лицом уровня сформированности знаний, умений и навыков, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств;

• нормативные сроки обучения : сроки обучения по дневной (очной) форме, необходимые для усвоения лицами нормативной и выборочной частей содержания обучения.

Основой построения стандартов высшего юридического образования являются такие принципы.

Целеустремленность - последовательная реализация требований законодательных актов Украины за всеми компонентами нормативного и учебно-методического обеспечения подготовки специалистов-юристов нужного образовательно-квалификационного уровня.

Прогнозируемость, то есть предсказание способности усвоения содержания юридического обучения лицом, которая учится, а также формирование такого содержания юридического образования, что обеспечивает способность человека решать перспективные задачи юридической деятельности.

Діагностичність - обеспечения возможности измерения уровня соответствия образовательной и профессиональной подготовки требованиям, которые определяются в образовательно-профессиональных программах, образовательно-квалификационных характеристиках.

Стандарты высшего образования базируются на Конституции Украины, Законам Украины "Об образовании" и "О высшем образовании", других нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в системе высшего образования и в то же время:

• устанавливают требования к содержанию, объему, уровня образовательной и профессиональной подготовки;

• применяются с целью обеспечения качества высшего образования и общественных потребностей в специалистах;

• служат основой для разработки, внедрения, совершенствования нормативной и учебно-методической базы, определяющей подготовку специалистов с высшим образованием.

Стандарты высшего образования является составной частью системы высшего образования, а их структуру образуют:

• государственный стандарт высшего образования;

• отраслевые стандарты высшего образования;

• стандарты высшего образования высших учебных заведений.

Назначение стандартов высшего образования в системе высшего образования определяется тем, что они являются основой оценки качества:

• высшего образования и профессиональной подготовки лиц независимо от форм получения образования (очная, вечерняя, заочная, дистанционная, экстернат);

• образовательной деятельности высших учебных заведений независимо от их типов (университет, академия, институт, консерватория, колледж, техникум, училище или национальный высшее учебное заведение), уровней аккредитации и форм собственности.

Государственный стандарт высшего образования, который утверждается Кабинетом Министров Украины, состоит:

• из перечня квалификаций по соответствующим образовательно-квалификационными уровнями, содержащий перечень названий квалификаций, которые определяются через профессиональные названия работ, которые должны выполнять специалисты определенного образовательно-квалификационного уровня на первичных должностях;

• перечень направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по соответствующим образовательно-квалификационными уровнями, которые содержит перечень названий направлений, которые отражают родственный содержание высшего образования и профессиональной подготовки, и перечень названий специальностей, которые отражают неповторимы обобщенные объекты деятельности или производственные функции и предметы деятельности;

• требований к образовательных уровней высшего образования, содержащие требования к уровню сфор-мованості в лица социальных и гражданских качеств с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности, а также требования к формированию у нее патриотизма в отношении Украины и знание украинского языка;

• требований к образовательно-квалификационных уровней высшего образования, содержащие требования к профессиональной подготовке специалистов с учетом общественного разделения труда.

Отраслевые стандарты высшего юридического образования содержат следующие составляющие:

• образовательно-квалификационные характеристики выпускников высших учебных заведений отражают цели высшего образования и профессиональной подготовки, определяют место специалистов-юристов в структуре социальной деятельности и требования к их компетентности, других социально важных качеств, систему функций и типовых задач юридической деятельности, умений необходимых для их реализации;

• образовательно-профессиональные программы подготовки, которые определяют нормативные сроки и нормативные части содержания обучения по определенным направлениям или специальностям соответствующих образовательно-квалификационных уровней устанавливают требования к содержанию, объему и уровню образования и профессиональной подготовки специалистов;

• средства диагностики качества высшего образования, определяющие стандартизированные методики, предназначенные для количественного и качественного оценивания достигнутого лицами уровня сформированности знаний, умений и навыков, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств.

Стандарты высшего юридического образования высших учебных заведений состоят:

• из перечня специализаций по специальностям, по которым осуществляется подготовка специалистов-юристов образовательно-квалификационных уровней младшего специалиста, специалиста и магистра;

• вариативных частей образовательно-квалификационных характеристик выпускников высших учебных заведений, образовательно-профессиональных программ подготовки, средств диагностики качества высшего образования, обеспечивающие подготовку специалистов по специализациям;

• учебных планов, определяющих график учебного процесса, перечень, последовательность и время изучения учебных дисциплин, формы учебных занятий и сроки их проведения, а также формы проведения итогового контроля;

• программ учебных дисциплин, содержащих их информационный объем, уровень сформированности умений и знаний, перечень рекомендованных учебников, других методических и дидактических материалов, критерии успешности обучения и средства диагностики успешности обучения.

Общественное разделение труда обуславливает существование различных юридических специальностей, профессий и профессиональных структур общества. Выполнение специалистом определенных видов юридической деятельности требует соответствующей квалификации, что, в свою очередь, невозможно без получения им необходимого уровня образования и профессиональной подготовки. Этот уровень достигается благодаря овладению образовательными, образовательно-профессиональными и учебно-научными программами и должен соответствовать кругу и сложности профессиональных функций, прав и обязанностей юриста. Требования к системе знаний, умений и навыков, к мировоззрению, к гражданских и профессиональных качеств будущего специалиста-юриста, которые формируются в процессе юридического обучения, аккумулируются в смысле юридического образования.

Содержание юридического образования, что отражается в образовательно-квалификационных характеристиках специалистов-юристов, - это желаемый результат, которого должна достичь лицо в процессе юридического образования и который заключается в овладении ею системой профессиональных юридических знаний, умений и навыков, опыт практической юридической деятельности, общественных, мировоззренческих и профессионально значимых личностных качеств.

Содержание юридического обучения - это средство, с помощью которого достигают результата профессионального юридического образования; является содержанием и структурой учебной информации, что осваивается студентом, отражается в образовательно-профессиональных программах подготовки, учебных планах, программах учебных дисциплин, учебниках, пособиях, других дидактических материалах. Кроме того, к содержания юридического обучения относят комплекс практических задач, заданий и упражнений, обеспечивающих формирование профессиональных и учебных умений и навыков, первоначального опыта профессиональной юридической деятельности.

Требования к содержанию высшего юридического образования определяются государством и изменяются в соответствии с изменением уровня правового развития общества.

Под качеством образования понимают совокупность определенных мировоззренческих, поведінко-вых и профессионально значимых свойств и характеристик человека, обусловливающих ее способность удовлетворять как личные духовные и материальные потребности, так и потребности общества.

Государство осуществляет диагностику уровня высшего образования посредством измерения значений показателей качества образования, приобретенного лицом, и определение степени их соответствия значением, установленным Государственным стандартом высшего образования. (Показатель качества образования - это количественная характеристика одного или нескольких свойств или характеристик лица.)

Мировая практика свидетельствует, что почти единственным доступным и эффективным средством диагностики и прогнозирования качества образования и профессиональной подготовки является психодиагностические методики, направленные на измерение влияния тех или иных программ обучения, профессиональной и иной подготовки, на эффективность формирования определенных качеств личности. В таких методик принадлежат квалификационные и педагогические критеріальноорієнтовані тесты достижений.

Уровень качества образования должна быть основным показателем, что учитывается при лицензировании и государственной аккредитации учреждений образования, нострификации документов об образовании других стран, аттестации научно-педагогических кадров, проведении сертификации специалистов, установлении рейтинга высших учебных заведений.



Назад