Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология (Основы юридической деятельности)

4.5. Образовательно-квалификационные характеристики специалиста с высшим образованием по специальности "Правоведение"


Образовательно-квалификационные характеристики (ОКХ) специалистов разрабатывают с целью:

• определение места специалиста в структуре социальной деятельности и основных требований, характерных особенностей будущей профессиональной деятельности выпускника учебного заведения;

• определение функций специалиста, средств и методов его работы, перспектив развития профессии, путей повышения квалификации;

• отработка соответствующих форм и методов организации учебного процесса, применение определенных средств обучения, определение содержания образования и профессиональной подготовки специалистов, разработки программно-методического и информационного обеспечения учебного процесса (содержание обучения);

• создание системы диагностики качества образования.

К основным свойствам ОКХ специалистов по специальности "правоведение" (образовательно-квалификационных уровней: младший специалист, бакалавр, специалист, магистр) относятся следующие:

Юридическая учебная деятельность

• имеет статус основного нормативного документа, который обобщает содержание юридического образования, то есть отражает цели профессиональной1 подготовки студентов;

• ее содержание состоит из системы типовых профессиональных и социально-служебных задач, к решению которых должен быть готов будущий специалист на определенном уровне юридической подготовки;

• закрепляет стандарт качества профессиональной юридической подготовки, что соответствует специальности и квалификации, и описывается системой типовых задач и показателями качества их решения;

• качество подготовки выпускников характеризуется качеством решения типовых задач - показателями успешности профессиональной деятельности;

• дает возможность на основании анализа профессиональной деятельности прогнозировать, планировать и организовывать деятельность системы юридического образования по подготовке юридических кадров с высшим образованием;

• министерства, ведомства, объединения юристов должны принимать активное участие во всех стадиях управления качеством профессиональной подготовки специалиста, особенно на стадиях ее прогнозирования и планирования.

Структура ОКХ специалиста-юриста с высшим образованием включает:

• назначение ОКХ (где и с какой целью она используется);

• назначение специалиста-юриста (должности, на которых он, как правило, может работать; специализации специалистов и образовательно-квалификационные уровни, которые выпускник специальности "правоведение" может приобрести самостоятельно или благодаря дополнительной подготовке);

• структуру профессиональной деятельности юриста: функциональную и предметную;

• стандарт качества профессиональной подготовки специалиста-юриста с высшим образованием, содержащий, в частности: общую характеристику специалиста как социальной личности; виды деятельности и обобщенные типы профессиональных и социально-служебных задач, обязательных для всех заведений, осуществляющих подготовку специалистов по этой специальности, а также для профессиональных задач, соответствующих специализации или включены по договоренности с заказчиком специалистов-юристов (вузовская часть ОКХ); обобщенные структуры деятельности, адекватные обобщенным типам профессиональных задач; требования относительно необходимого уровня овладения этой деятельностью.

Для обеспечения специализации подготовки в пределах юридических специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях, высшее учебное заведение разрабатывает вариативный компонент образовательно-квалификационной характеристики. Он учитывает опыт подготовки специалистов этого направления и требований со стороны имеющихся моделей юридической деятельности и квалификационных характеристик должностей юристов, прогноза развития юридической деятельности и содержит:

• перечень объектов (предметов) юридической деятельности, с которыми связана деятельность специалиста-юриста;

• первичные должности, которые может занимать специалист после окончания высшего учебного заведения, а также должностные функции (должностные полномочия) в соответствии с нормативными документами (квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих, должностные инструкции министерств и ведомств іт.ін.);

• структуру деятельности специалиста как логическую последовательность реализации должностных прав и обязанностей (предмет, формы, методы, средства, правила и условия юридической деятельности);

• результаты прогноза изменения профессиональных и социально важных задач деятельности, которые в будущем будет выполнять выпускник высшего учебного заведения в своей практической деятельности на уровне компетенции следующих должностей;

• перечень профессиональных функций, типов профессиональной юридической деятельности и конкретные виды профессиональных действий (ведение юридического дела, консультирование, представительство интересов субъекта и т.д.);

• перечень типовых профессиональных задач (стереотипных, диагностических, эвристических), которые нужно уметь решать специалисту-юристу;

• систему профессиональных знаний и умений (предметно-практических, предметно-умственных, знаково-практических, знаково-умственных), которые необходимы специалисту для решения типовых задач, с определением уровня сформированности каждого из них;

• содержание обучения в виде содержательных модулей образовательно-профессиональных программ подготовки специалистов, выбора тех или иных форм, методов и средств обучения, соответствующего распределения учебного времени, объема учебных дисциплин и форм государственной аттестации, обусловленных системой знаний и умений;

• требования к профессиональному отбору, в частности требования к способностей и подготовленности абитуриентов в виде системы знаний, умений и навыков, на основе которых будет осуществляться усвоения содержания обучения в высшем учебном заведении, а также психологические свойства и качества человека, не желательные для профессиональной деятельности; дополнительные требования к предыдущему образовательного и образовательно-квалификационного уровня лица, специальных способностей, возрастных и других ограничений, опыта предыдущей практической деятельности;

• требования к свойств и качеств выпускника высшего учебного заведения и требования к государственной аттестации выпускников высших учебных заведений и др.



Назад