Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология (Основы юридической деятельности)

4.7.6. Управление высшим учреждением юридического образования


К основным принципам управления высшим учебным заведением относятся следующие:

автономии и самоуправления, то есть наличия у высших учебных заведений прав самостоятельно, по собственной инициативе осуществлять определенные действия, направленные на обеспечение образовательной деятельности, а также осуществление управления высшими учебными заведениями, в пределах их компетенции, органами общественного самоуправления высших учебных заведений;

разграничение прав, полномочий и ответственности собственника (собственников), органов управления высшим образованием, руководства высшего учебного заведения и его структурных подразделений;

сочетание коллегиальных и єдиноначальних основ, что предусматривает осуществление управления, в пределах, определенных в уставе полномочий, как руководителями высших учебных заведений и их структурных подразделений, так и коллегиальными органами высших учебных заведений - учеными советами, наблюдательными советами, органами общественного самоуправления;

независимости от политических партий, общественных и религиозных организаций.

Государственные органы управления образованием, министерства и ведомства, в ведении которых находятся высшие заведения юридического образования, обеспечивают: создание нормативно-правовой базы для деятельности высшего учебного юридического образования; установление требований к содержания, уровня и объема образования; проведение государственной аккредитации высшего учебного заведения; формирование государственного заказа; осуществление информационного обеспечения образовательной деятельности; социальная защита участников учебно-воспитательного процесса; установление нормативов материально-технического и финансового обеспечения; получение или приобретение недвижимого имущества и оборудования, необходимых для осуществления образовательной деятельности.

Для координации деятельности высших заведений образования в регионах создают совета ректоров (директоров) высших заведений образования, ассоциации и другие объединения.

Непосредственное управление деятельностью высшего учебного заведения осуществляет уполномоченный основателем руководитель (президент, ректор, директор), который действует на принципах единоначалия, в частности:

• самостоятельно в пределах действующего законодательства решает вопросы деятельности учреждения; издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми подразделениями учреждения; представляет высшее учреждение образования в государственных и иных органах, отвечает за результаты деятельности учреждения перед органом управления, в ведении которого он находится;

• осуществляет контроль за качеством работы преподавателей, организацией учебно-воспитательной и культурно-массовой работы, состоянию физического воспитания и здоровья студентов; формирует контингент студентов заведения; отчисляет из заведения и возобновляет на обучение студентов, аспирантов и докторантов; контролирует выполнение учебных планов и программ, планов научно-исследовательских работ;

• является распорядителем имущества и средств учреждения; исполняет смету, заключает соглашения, дает доверенности, открывает банковские счета; контролирует соблюдение штатно-финансовой дисциплины всеми подразделениями учреждения; принимает на работу и увольняет с работы работников учреждения в соответствии с действующим законодательством; применяет меры морального и материального поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности; обеспечивает охрану труда, соблюдение законности и порядка в пределах заведения; определяет функциональные обязанности работников учреждения; организует бытовое обслуживание студентов и работников учреждения, осуществляет меры по их оздоровлению; разрабатывает и совместно с профсоюзным комитетом представляет на утверждение общему собранию (конференции) трудового коллектива учреждения Правила внутреннего распорядка.

Ответственность за выполнение возложенных на высшее учреждение образования задач, результаты финансово-хозяйственной деятельности, состояние и сохранность зданий и другого имущества, переданного высшем заведения образования в пользование и владение, несет руководитель учреждения.

Руководство факультетом осуществляет декан, который издает распоряжения, касающиеся деятельности факультета и являются обязательными для выполнения всеми работниками факультета. Распоряжение декана, которые противоречат закону, уставу высшего учебного заведения или наносят ущерб интересам высшего учебного заведения, отменяется руководителем высшего учебного заведения.

Руководство отделением, который является структурным подразделением высшего учебного заведения первого или второго уровня аккредитации, осуществляет заведующий, который:

• назначается на должность и освобождается от должности руководителем высшего учебного заведения;

• обеспечивает организацию учебно-воспитательного процесса, выполнение учебных планов и программ, а также осуществляет контроль за качеством преподавания учебных предметов, учебно-методической деятельностью преподавателей.

Высшим коллегиальным органом общественного самоуправления высшего учебного заведения является общее собрание (конференция) трудового коллектива:

• порядок созыва и работы определяется уставом высшего учебного заведения;

• в их составе должны быть представлены все группы работников высшего учебного заведения;

• не менее чем 75% общей численности их делегатов (членов) должны составлять педагогические или научно-педагогические работники высшего учебного заведения;

• они созываются не реже чем один раз в год.

Собрание (конференция) трудового коллектива высших учебных заведений третьего или четвертого уровня аккредитации имеют следующие полномочия:

• по представлению ученого совета высшего учебного заведения принимают устав высшего учебного заведения, а также вносят изменения к нему;

• выбирают кандидатуры претендентов на должность руководителя высшего учебного заведения путем тайного голосования и подают свои предложения владельцу (владельцам) или уполномоченному им (ими) органа или лицу;

• ежегодно заслушивают отчет руководителя высшего учебного заведения и оценивают его деятельность;

• избирает комиссию по трудовым спорам в соответствии с Кодексом законов о труде Украины;

• на основании представления наблюдательного совета или ученого совета высшего учебного заведения рассматривают вопрос о досрочном прекращении полномочий руководителя высшего учебного заведения;

• утверждает правила внутреннего распорядка высшего учебного заведения;

• утверждает положения об органах студенческого самоуправления;

• рассматривают другие вопросы деятельности высшего учебного заведения.

С целью реализации такого принципа управления высшим учебным заведением, как сочетание коллегиальных и єдиноначальних принципов, и для решения текущих вопросов его деятельности создают рабочие и совещательные органы.

Рабочие органы в высшем учебном заведении такие:

• третьего или четвертого уровня аккредитации - ректорат, деканаты, приемная комиссия;

• первого или второго уровня аккредитации - административный совет и приемная комиссия.

Ректорат создается, как правило, для оперативного решения текущих вопросов учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности высшего учебного заведения, требующих коллегиального обсуждения. В его состав входят: ректор, первый проректор, проректор и другие должностные лица высшего учебного заведения. Заседание ректората проводят по необходимости или в сроки, которые определяет ректор.

Для организации и проведения приема студентов к высшего учебного заведения создается приемная комиссия, главной задачей которой является формирование контингента студентов всех форм обучения из числа наиболее подготовленной и способной молодежи.

В состав приемной комиссии высшего учебного заведения, утверждаемым приказом его ректора (директора), входят: ректор, который является председателем приемной комиссии; проректор (заместитель директора) по учебной работе - заместитель председателя; ответственный секретарь и его заместители; деканы (заместители деканов факультетов); заведующие отделений; председатели цикловых (предметных) комиссий; ведущие профессора и доценты (количество не ограничивается); представители предприятий, учреждений и организаций, для которых ведется подготовка специалистов и др. В структуре приемной комиссии высшего учебного заведения из числа наиболее опытных, квалифицированных и добросовестных преподавателей этого высшего учебного заведения создают такие подразделения: отборочные, экзаменационные и апелляционные комиссии и комиссии по собеседованию.

В высших учебных заведениях первого или второго уровня аккредитации создают также совещательный орган - Педагогический совет, которую возглавляет руководитель высшего учебного заведения. В ее состав входят по должностям: заместители директора; заведующие отделений; заведующий библиотеки; председатели предметных (цикловых) комиссий; педагогические работники; главный бухгалтер.

Полномочия, направления деятельности, формы взаимодействия с руководителем, другими органами управления высшего учебного заведения определяются в положениях о рабочих и совещательные органы, которые утверждаются приказом руководителя высшего учебного заведения в соответствии с уставом высшего учебного заведения.



Назад