Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Структурно-функциональная модель высшего учебного заведения


Высшие учебные заведения III-IV уровней аккредитации имеют традиционную структуру. их структурными подразделениями являются кафедры, факультеты, отделения, институты, филиалы, библиотеки и т.п. Функционирование названных подразделений осуществляется в соответствии с требованиями Закона Украины "О высшем образовании".

Структурными подразделениями высшего учебного заведения i И II уровней аккредитации является отделение и предметные (цикловые) комиссии.

Отделение - структурное подразделение, объединяющее учебные группы из одной или нескольких специальностей, методические, учебно-производственные и другие подразделения. Отделение создается по решению руководителя высшего учебного заведения, если на нем учится не менее 150 студентов.

Предметная (цикловая комиссия) - структурное учебно-методическое подразделение, которое проводит воспитательную, учебную и методическую работу по одной или нескольких родственных учебных дисциплин. Предметная (цикловая) комиссия создается решением руководителя высшего учебного заведения при условии, что в ее состав входит не менее трех педагогических работников.

Филиал - обособленное структурное подразделение, которое создается с целью обеспечения потребностей в специалистах местного рынка труда и приближения места учебы студентов к их месту жительства. Филиал возглавляет директор, который назначается в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения.

Структурными подразделениями высшего учебного заведения IV уровня аккредитации могут быть научные, учебно-научные, научно-исследовательские и научно-производственные институты. Руководство институтом осуществляет директор, который избирается на должность по конкурсу сроком на пять лет.

В структуре высшего учебного заведения могут создаваться:

-учебно-научно-производственные центры (комплексы, институты), которые объединяют родственные факультеты, колледжи, техникумы, научные, научно-исследовательские, научно-производственные и проектные институты, опытные станции, кафедры, научные лаборатории, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, учебно-производственные комбинаты, экспериментальные заводы, фабрики, фирмы, клинические базы учреждений медицинского образования, полигоны, технопарки, другие подразделения;

-учебно-научные центры (комплексы, институты), которые объединяют родственные факультеты, кафедры, научные лаборатории, центры, другие подразделения, обеспечивающие подготовку специалистов по определенным специальностям (направлениям подготовки) и проводят научные исследования по определенному направлению;

-научно-исследовательские центры (комплексы, институты), которые объединяют родственные научные лаборатории; центры и другие подразделения по определенным направлением научно-исследовательской работы.

Высшее учебное заведение должно иметь в своем составе библиотеку, которую возглавляет директор (заведующий). Директор библиотеки высшего учебного заведения III и IV уровней аккредитации избирается ученым советом высшего учебного заведения сроком на пять лет (для национального высшего учебного заведения - сроком на семь лет).

Высшее учебное заведение может иметь в своем составе подготовительные отделения (подразделения), подразделения переподготовки и повышения квалификации кадров, лаборатории, учебно-методические кабинеты, компьютерные и информационные центры, учебно-производственные и творческие мастерские, учебно-опытные хозяйства, производственные структуры, издательства, спортивные комплексы, учреждения культурно-бытового назначения и другие подразделения, деятельность которых не запрещена законодательством.

Государство в лице соответствующих органов государственной власти обеспечивает деятельность высших учебных заведений путем:

- определение перспектив и направлений развития высшего образования;

- создание нормативно-правовой базы их деятельности;

- утверждение государственного и отраслевых стандартов высшего образования;

- осуществление лицензирования образовательной деятельности и аккредитации направлений, специальностей и высших учебных заведений;

- предоставление на основании законами лицам, которые обучаются в высших учебных заведениях, а также педагогическим, научно-педагогическим и другим категориям работников аккредитованного высшего учебного заведения гарантий;

- установки для педагогических и научно-педагогических работников высших учебных заведений должностных окладов, а также дополнительных доплат, дифференцированных в соответствии с их научных степеней, ученых и педагогических званий, квалификационных категорий и стажа работы;

- определение объемов финансирования высших учебных заведений из Государственного бюджета Украины, установление нормативов материально-технического, финансового и иного обеспечения высших учебных заведений, одинаковых для высших учебных заведений одного статуса (в том числе статуса национального), уровня аккредитации и типа;

- охраны здоровья работников и лиц, обучающихся в высших учебных заведениях.



Назад