Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология (Основы юридической деятельности)

5.2.1. Основные виды учебных занятий по теоретической подготовки и их характеристика


К основным видам учебных занятий в высших заведениях юридического образования относятся:

• лекция;

• лабораторное, практическое, семинарское, индивидуальное занятие;

• консультация.

Другие виды учебных занятий определяют в порядке, установленном высшим учреждением юридического образования.

Учебный процесс в высших учебных заведениях юридического образования

Лекция - основная форма проведения учебных занятий в высших заведениях юридического образования, является элементом курса лекций, который охватывает основной теоретический материал отдельной или нескольким темам учебной дисциплины. Тематика курса лекций определяется рабочей учебной программой.

Лекции проводятся лекторами - профессорами и доцентами (преподавателями), а также ведущими учеными или специалистами, приглашенными для чтения лекций.

Лектор, которому поручено читать курс лекций, до начала соответствующего семестра должен представить на кафедру (предметную или цикловую комиссию) составленный им конспект лекций (авторский учебник, учебное пособие), контрольные задания для проведения итогового контроля, предусмотренного учебным планом и программой для этой учебной дисциплины.

Лектор обязан соблюдать учебной программы по темам лекционных занятий, но не ограничивается в вопросах трактовка учебного материала, формах и средствах доведения его до студентов.

Лабораторное занятие - форма учебного занятия, за которого студент под руководством преподавателя лично проводит натурные или имитационные эксперименты и опыты с целью практического подтверждения отдельных теоретических положений учебной дисциплины, приобретает практические навыки работы с лабораторным оборудованием, оборудованием, вычислительной техникой, измерительной аппаратурой, методике экспериментальных исследований в конкретной предметной области. Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных учебных лабораториях с использованием оборудования, приспособленного к условиям учебного процесса (лабораторные макеты, установки и т. п.). В отдельных случаях лабораторные занятия могут проводиться в условиях реальной профессиональной среды. Лабораторное занятие проводят со студентами, количество которых не превышает половины академической группы.

Перечень тем лабораторных занятий определяется рабочей учебной программой дисциплины. Лабораторное занятие включает проведение текущего контроля подготовленности студентов к выполнению конкретной лабораторной работы, выполнение заданий темы занятия, оформление индивидуального отчета по выполненной работы и его защиту перед преподавателем.

Практическое занятие - форма учебного занятия, при которой преподаватель организует детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем индивидуального выполнения студентом в соответствии сформулированных задач. Практические занятия проводятся в аудиториях или в учебных лабораториях, оснащенных необходимыми техническими средствами обучения, вычислительной техникой. Практическое занятие проводят со студентами, количество которых не превышает половины академической группы.

Перечень тем практических занятий определяется рабочей учебной программой дисциплины. Проведение практического занятия основывается на предварительно подготовленном методическом материале - тестах для выявления степени овладения студентами необходимыми теоретическими положениями, наборе задач различной сложности для решения их студентами на занятии.

Практическое занятие включает проведение предварительного контроля знаний, умений и навыков студентов, постановку общей проблемы преподавателем и ее обсуждение с участием студентов, решение задач с их обсуждением, решение контрольных задач, их проверку, оценивания.

Семинарское занятие - форма учебного занятия, при которой преподаватель организует дискуссию по предварительно определенных тем, в которых студенты готовят тезисы выступлений на основании индивидуально выполненных заданий (рефератов). Семинарские занятия проводят в аудиториях или в учебных кабинетах с одной академической группой. Перечень тем семинарских занятий определяется рабочей учебной программой дисциплины.

На каждом семинарском занятии преподаватель оценивает подготовленные студентами рефераты, их выступления, активность в дискуссии, умение формулировать и отстаивать свою позицию.

Индивидуальное учебное занятие проводят с отдельными студентами с целью повышения уровня их подготовки и раскрытия индивидуальных творческих способностей.

Индивидуальные учебные занятия организуются по отдельному графику с учетом индивидуального учебного плана студента и могут охватывать часть или полный объем занятий по одной или нескольких учебных дисциплин, а в отдельных случаях - полный объем учебных занятий для конкретного образовательного и квалификационного уровня.

Виды индивидуальных учебных занятий, их объем, формы и методы проведения, формы и методы текущего и итогового контроля (кроме государственной аттестации) определяются индивидуальным учебным планом студента.

Консультация - форма учебного занятия, при которой студент получает ответа от преподавателя на конкретные вопросы или объяснения определенных теоретических положений или аспектов их практического применения. Консультация может быть индивидуальной или проводиться для группы студентов в зависимости от того, преподаватель консультирует студентов по вопросам, связанным с выполнением индивидуальных заданий, или из теоретических вопросов учебной дисциплины.

Объем времени, отведенный преподавателю для проведения консультаций с конкретной дисциплины, определяется учебным планом.



Назад