Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология (Основы юридической деятельности)

5.4.4. Обоснование темы, выбор объекта, предмета и определение цели исследования


Если объект исследования - все то, что противостоит исследователю, является для него источником необходимой информации, предмет исследования - это только те компоненты, связи и отношения между ними, которые подлежат непосредственному изучению в конкретном исследовании, является для исследователя главными и определяющими, то есть предмет исследования более узкий, чем его объект. Правильное, научно обоснованное определение объекта и предмета исследования призвано сориентировать исследователя на выявление места и значения предмета исследования в более целостном и широком понятии и явление, каким является объект исследования, а также их адекватное описание с помощью доминирующих в исследовании знаковых систем и правил.

Предметом исследований могут быть цели деятельности в сфере права, ее виды, содержание, формы, методы организации и осуществления, пути совершенствования, система обеспечения, охраны, правового регулирования вообще и т.д. Например, для сравнительно-правовых исследований:

1) общими объектами являются:

• национальные правовые системы, отдельные их компоненты (отрасли права, его институты, нормы), типологизация этих компонентов, то есть объединение в правовые семьи;

• системы правовых норм международного сотрудничества или правопорядка;

• идеологические национальные правовые системы, которые включают правовые теории, учения, концепции, методология исследований, в том числе история, социология, философия права;

• межнациональная правовая идеология (теории права), которая охватывает общепризнанные принципы, взгляды, теории относительно понимания права как достояние человечества;

2) объектами нормативных (юридико-догматических) сравнительно-правовых исследований являются:

• нормативно-правовые акты: конституции, законы, другие акты высших органов; государственные договоры и соглашения; международные договоры; нормативно-правовые акты президентов государств; при необходимости - правительственные и другие подзаконные нормативно-правовые акты (в зависимости от темы и информационно-технических возможностей);

• правовые институты, отрасли, подотрасли, межотраслевые комплексы;

• конкретные правовые нормы;

• применение правил законодательной техники, нормативно-правовая терминология, процедуры подготовки и принятия нормативно-правовых актов и т.д.

Анализ объектов осуществляют с учетом таких требований.

1. Анализу подлежат нормативно-правовые акты, принятые в государствах с одних и тех же вопросов.

2. Должны учитываться положения, которые содержатся в соглашениях с межпарламентского сотрудничества в правовой сфере, о сближении законодательства по экономическим вопросам, а также других вопросов, представляющих взаимный интерес.

3. Кроме того, должны учитываться практика применения законодательства, обстоятельства и причины принятия указанных выше нормативно-правовых актов, отношение к ним практиков и граждан.

4. Необходимо учитывать степень возможности сопоставления объектов друг с другом, то есть связанность общими для них предметами регулирования.

5. Объем объектов сравнительного анализа должен быть исчерпывающим и содержать все нормативно-правовые акты или их части, которые касаются этой сферы правового регулирования.

6. Изучению подлежат действующие или отменены нормативно-правовые акты, а также их проекты.

Источниками информации по объектам сравнительно-правового анализа являются:

• информационные фонды парламентов, правительств, министерств юстиции государств;

• фонды нормативных актов и фонды научных библиотек, научных институтов;

• материалы средств массовой информации;

• информационные фонды других органов и организаций (судов, прокуратур и т.п.);

• государственные архивы.

Определение темы, объекта, предмета, цели исследования и его методики составляют единый процесс, обусловленный не только особыми свойствами или природой предмета, его связями с другими компонентами объекта, но и целью - как ожидаемыми результатами, их возможным использованием и необходимостью, реальными условиями осуществления исследования, знаниями и умениями исследователя, эмпирической базой и методами (методике) исследования и т.д.

Если научная проблема - это "известно о неизвестное", то необходимо определить как пределы известного, так и каким образом определить то, что является неизвестным, методы (приемы, правила, способы, средства) его исследования. Эту задачу можно решить путем обзора состояния проблемы на основании анализа научной и другой литературы, нормативно-правовых и правоприменительных документов, обобщений юридической практики.

Среди прочего целесообразно определять с учетом особенностей различных научных школ, учений, доктрин, концепций такое.

• Совокупность терминов и определений, которые используют при раскрытии проблемы, их содержание и объем, т.е. класс явлений, до которого входит предмет исследования, и признаки этого класса явлений; признаки (свойства), которые отличают предмет от других явлений этого класса; место, которое он занимает в структуре общего явления (системы класса, типа, группы и др.), функции, которые выполняет, и т.д.

• Сущность предмета, необходимые и достаточные свойства, выявление (проявления).

• Состав (содержание) предмета и характеристик его элементов.

• Структуру (форму) и характеристики связей, отношений между элементами (горизонтальные и вертикальные) предмета.

• Внешние связи и различия предмета от близких, подобных и противоположных явлений, в том числе по функциям, назначением в системе, в состав которой входит предмет.

• Классификации или виды предмета исследования по различным критериям.

• Динамику (историю), то есть процессы и этапы возникновения, становления, функционирования и исчезновения (прекращении существования) этого предмета, перспективы его развития и т.д.

Перечень рассматриваемых вопросов, структурируют по принципу от общего к частному, с учетом сочетания структурного и функционального, генетического и футурологического подходов и т.д.

Задачи исследования включают следующие элементы:

• решения определенных теоретических вопросов, которые входят в общей проблемы исследования, в частности выявление сущности понятия, явления, процесса, дальнейшее усовершенствование его определение, разработка признаков, уровней функционирования, критериев эффективности, принципов и условий применения и т.п.;

• всестороннее изучение практического (нормативного и правоприменительного) решения этой проблемы, выявление ее типового положения, типичных недостатков и трудностей правового урегулирования, их причин, передового опыта юридической практики;

• определение и обоснование системы мер для решения этой проблемы;

• в отдельных случаях - экспериментальная, эмпирическая проверка эффективности предложенной системы мер;

• разработка методических рекомендаций и предложений по использованию результатов исследования в практической деятельности юристов, научных исследованиях, учебно-методическом процессе.



Назад