Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология (Основы юридической деятельности)

5.4.11. Рецензирование, подготовка и проведение защиты письменной работы


Рецензирование письменных работ. Отзывы и рецензии научного руководителя, консультанта и рецензента о письменную работу, их выступления на защите письменной работы является необходимым элементом ее творческого и критического обсуждения, гарантом выполнения установленных требований и объективность оценки.

В отзывах (рецензиях) устанавливаются актуальность избранной темы, степень обоснованности научных положений, сформулированных выводов и рекомендаций, их достоверность, полнота и новизна, даются рекомендации по их использованию, а также делается вывод о соответствии письменной работы установленным требованиям, указывается на ее связь с государственными или отраслевыми научными программами, приоритетными направлениями развития науки и техники, определенными Верховной Радой Украины, и т.п.

Объективность оценки обоснованности основных положений работы, их достоверности, новизны и значимости зависит от полноты освещения положительных и отрицательных сторон работы, в частности анализа ключевых проблем, выводов и утверждений, путей использования результатов, завершенности содержания и качества оформления исследования.

Отзыв научного руководителя работы пишется в произвольной форме и указывается уровень подготовки студента по данной учебной дисциплине или к научной деятельности или выполнения профессиональных функций по специализации юридической деятельности, а именно:

• степень самостоятельности при выполнении работы;

• новизна поставленных научных, учебных и практических вопросов, оригинальность путей их решения;

• умение использовать нормативно-правовые акты и правоприменительные решения, научную и учебно-методическую литературу;

• степень овладения методами исследования;

• полнота и качество разработки темы;

• логичность, последовательность, аргументированность, литературная грамотность изложения материала;

• соответствие требованиям государственного стандарта образования;

• возможность практического применения выводов, рекомендаций работы;

• заключение о соответствии требованиям и оценка работы по четырехбальной системе: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.

Для оценки уровня научной и практической значимости результатов, разработок и рекомендаций, изложенных в письменной работе, используют рецензии юридических учреждений и организаций, органов государственной власти, общественных объединений, политических партий.

В рецензии, кроме вопросов, тождественных вопросам содержания отклика, обращается внимание на определение актуальности проблемы для правотворческой и правозасто-совної практики, учет требований соответствующих руководящих документов, выводы, предложения и рекомендации, возможности их практического применения.

Если установлены существенные нарушения требований к подготовке и оформлению письменных работ (заимствования чужих работ без ссылок, несоответствие содержания письменной работы выбранной теме исследования или специализации, специальности подготовки), в отзыве и рецензии должны быть указаны конкретные причины, через которые письменная работа не рекомендуется к защите.

Отзыв (рецензия) не должен состоять из короткого формального выводу о том, что письменная работа соответствует установленным требованиям, или иметь неопределенный характер и содержать формулировку подобные "значительный научный интерес", "существенный вклад", "шаг к решению проблемы".

Отзывы (рецензии) лично подписываются их авторами, в случае необходимости официально удостоверяются.

Копии письменных отзывов (рецензий) выдают студентам не позднее чем за десять дней до защиты письменной работы.

Во время выступления на защите письменной работы, как правило, объявляют полный текст отзыва (рецензии).

Подготовка к защите. Завершенную письменную работу вместе с отзывами руководителя и рецензента подают на кафедру, а в дальнейшем, в зависимости от вида письменной работы, в Государственную квалификационную или экзаменационную комиссию вместе со справкой деканата факультета о выполнении студентом учебного плана и оценками по теоретическим дисциплинам, курсовых работ, учебной практики, а также другими материалами, характеризующие научную и практическую ценность работы (печатные статьи по теме исследования, тезисы научных докладов, акты внедрения результатов работы в практику и др.)

После завершения работы готовят доклад на защиту, которая не должна превышать по времени 12-15 мин и в которой освещают:

• обоснование актуальности темы исследования;

• цели, задачи, объект, предмет, проблему и гипотезу исследования;

• методология и результаты исследования;

• элементы новизны в теоретических положениях и в практических рекомендациях;

• трудности, которые пришлось испытать в процессе исследования; положения, гипотезы, которые не нашли подтверждения;

• ответы на основные замечания научного руководителя и рецензента.

На защиту можно готовить на больших листах бумаги собственные схемы, таблицы, диаграммы, графики и т.п.

Примерный порядок проведения защиты письменной работы. Защита начинается, как правило, отчетом студента, которая может читаться из написанного текста, но лучше - рассказываться.

После доклада студенту задают вопросы члены комиссий и присутствуют. Вопросы могут быть связаны с темой работы, а могут быть значительно шире от темы работы, поскольку защита имеет целью выявить не только знания по теме исследования, но и уровень общей подготовки студента по учебной дисциплине или выпускника по избранной специальности.

После ответа на все вопросы председатель комиссии зачитывает отзыв о работе и рецензию на нее.

Члены комиссии присутствуют ли в своих выступлениях высказывают мнение относительно письменной работы и уровня подготовки студента.

На все замечания, изложенные в отзывах и рецензиях, выступлениях во время защиты работы, студент обязан дать исчерпывающие ответы.

Ход защиты фиксируют в протоколе заседания комиссии.

Оценку выставляют на закрытом заседании комиссии, председатель объявляет ее студенту и всем присутствующим на открытом заседании.

Лучшие работы могут быть рекомендованы на конкурсы и выставки, конференции, а также к печати в студенческих сборниках.

Защищенные курсовые работы хранятся на кафедре два года, дипломные (квалификационные) - пять лет.

Литература

1. Болюбаш Я.Я. Организация учебного процесса в высших учебных заведениях. - К., 1997.

2. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую работу, реферат. - М., 2001.

3. Государственная национальная программа "Образование" (Украина XXI века). - К., 1994.

4. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М., 1989.

5. Казаков ВЛ. Самостоятельная работа студентов: Учеб. пособие. - К., 1989.

6. Мангейм Джарол В., Ричард Рич К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. - М., 1997.

7. Моключенко А.Г. Квалификационная работа. - К., 1995.

8. Мороз И.В. Структура дипломных, квалификационных работ и требования к их написания, оформления и защиты. - К., 1997.

9. Одерий Л.П. Оценка в международной системе образования: Методология и инструментарий. - К., 1995.

10. Папковская ПЛ. Методология научных исследований: Курс лекций. - М.,2002.

11. П'ятницъка-Позднякова И.С. Основы научных исследований в высшей школе. - К., 2003.

12. Францифоров Ю.В., Павлова Е.П. От реферата к курсовой, от диплома к диссертации: Практ. пособие. - М., 2003.

13. Шейко В.М., Кушнаренко Н.М. Организация и методика научно-исследовательской деятельности: Учебник. - К., 2002.

14. Эилъберглейт МЛ. Методика и техника подготовки курсовых и дипломных работ. - Минск, 2003.



Назад