Электронная онлайн библиотека

 
 Украинская устное народное творчество

статья 1. Факторы влияния на развитие фольклора и его этнические особенности


Земной шар населяют люди многих национальностей. Каждый народ, каждая нация имеет своеобразный и неповторимый характер, свое национальное лицо, систему взглядов и представлений, свое творчество. В характере народных традиций людей, проживающих на различных, часто удаленных территориях, есть много общих черт и элементов, хотя встречается немало различий, даже в культурных традициях народов, долгое время находятся рядом. Поэтому возникает вопрос: чем обусловлены эти особенности, отличающие национальное лицо одного народа от другого? Что влияет на формирование своеобразных и неповторимых черт, которыми каждая нация отличается из-среди других?

Как известно, историческое развитие национальностей является сложным долговременным процессом, связанным с территориальным размещением, миграционными розселеннями, межэтническими связями и влиянием, культурно-мировоззренческой взаимодействием и еще целым рядом факторов, которые играют важную роль при зарождении, развитии, формировании и развитии этнических сообществ. Поскольку изучение этих проблем входит в задачи истории, а не фольклористики, то мы остановимся лишь на тех основных факторах, которые касаются национальных особенностей в непосредственном их связи с народным творчеством или фольклором.

Можно выделить ряд важнейших факторов, которые влияют на развитие отдельных народов.

Географическое размещение - территориальное расселение наций предопределяет значительные различия во взглядах на мир, на жизнь, на основные понятия. На ранних этапах формирования этнических групп именно этот фактор играет решающую роль при возникновении первобытных верований, которые со временем переходят в систему народной мифологии. Различия В географическом размещении различных народов объясняют разницу в их отношении к одних и тех же явлений и вещей (нетрудно понять, почему в системе верований северных народов солнце - это божество, что дает жизненную силу и энергию всему живому, а в народов экваториальной зоны оно часто оказывается разрушительной спопеляючою силой).

Географическое размещение влияет на особенности климата (который может значительно отличаться даже в пределах одной географической широты), а затем - на особенности годовых циклов, их продолжительность. Это тоже формирует определенные представления о мире, создавая систему обрядов, посвященных встрече или проводам времен года и связанных с этим изменениями в жизни людей.

Значительную роль играют также особенности рельефа территории этнического поселения, поскольку эти элементы часто фигурируют в верованиях и представлениях об окружающем мире (так, если в зоне проживания человеческого сообщества или возле нее находятся вулкан, водопад, гора или река и др. они обязательно входят в магически-обрядовую систему, часто персонифицируются, становятся объектами поклонения). К тому же учеными, которые работают в сфере этих интересов, уже давно обращается внимание на то, что особенности рельефа предопределяют характер жизни людей, а следовательно - влияют на их творчество. Поэтому фольклора кочевых племен пустынных территорий присущи монотонность, однообразие музыки, танцев, обрядов. Это объясняется тем, что под влиянием географических условий проживания (отсутствие изменений времен года, водных потоков) в них смещенное понимание движения (поскольку его они не видят в природе). Если наблюдать характер музыки и танцев народов, проживающих на различных территориях, то оказывается их закономерная зависимость от характера рек, находящихся вблизи («горным» народам свойственны быстрые танцы и музыка, а «долинним» - медленные, хороводные, наспівні).

К географическим факторам можно отнести и другие элементы - грунт, направление ветров, особенности осадков и т. п., влияние которых на человеческое сознание не трудно проследить по аналогии с выше приведенных примеров.

Историческое развитие - чрезвычайно важный фактор становления наций. В основном он почти полностью подчиняется и зависит от географического размещения. Особенности расселения различных этнических групп на ранних этапах становления большой степени определяют их исторические судьбы. Всем известный факт, что северные племена кельтов, викингов оставили о себе память как о воинственные нападнические жестокие этнические группы. Это побуждает нас задуматься: что же сделало их такими, заставило вести завоевательный образ жизни? Рассматривая эту проблему, нетрудно заметить, что суровая окружающая природа (постоянный холод, скалистый рельеф, каменистый грунт, совершенно не пригоден для обработки) не только сформировали жесткие, строгие черты ментальности, но и создали своеобразные условия «борьбы за выживание». Чтобы выжить при таких обстоятельствах, эти племена должны были захватывать новые территории, более пригодные для проживания.

Конечно, в истории всегда шла борьба за лучшие земли, что обусловило развитие и тех этнических групп, которые на них проживали, и тех, которые осуществляли завоевательные нападения. Историческое развитие каждого народа кладет отпечаток на человеческое сознание и сохраняется в народном творчестве как память о прошлом.

Следующим важным фактором является природа, то есть мир растений, животных, птиц и др. в котором живет народ. Особенности природного окружения предопределяют различия национальной символики, которая насквозь пронизывает систему представлений и верований, а также словесную и художественное творчество. Среди растений, птиц или животных люди предпочитают отдельным их видам, ввиду их свойства и внешний вид. Но этот выбор осуществляется только из-между природных элементов, которые существуют в непосредственном окружении (поэтому для украинцев символами являются калина, ива, барвинок, а, скажем, для индийцев - лотос, сандал). К тому же природа является неисчерпаемым источником фольклорных образов. Представители фауны и флоры часто становятся персонажами народных сказок, преданий, песен; об их происхождении сложено немало легенд. Каждому народу присуща своя особая образность, которая отражает окружающую природу (поэтому, когда в украинской сказке встречаем образ льва, то это является несомненным подтверждением, что сюжет заимствован или же относится к позднему периоду созидания). Если народ расселен-на большой территории, то в отдельных регионах могут наблюдаться различия в образности и символике, согласно непосредственного окружения.

Мир природы и система первобытных представлений и взглядов влияют на выработку и формирования религиозных верований и связанных с ними магически-обрядовых действий и ритуалов. Первобытные культовые системы возникают из попыток объяснить людям окружающий мир и явления, которые происходят в нем, что также зависит от географического размещения. Поэтому в одних племенах предметами культов становятся дерева, в других - камни или реки. Практически все культовые действия и религиозные взгляды формируются на фоне природы и тесно с ней связаны.

Все выше упомянутые факторы влияют на развитие занятий и ремесел. Естественно-географические элементы являются основой возникновения определенных видов деятельности (для северных племен это - охота, обработка кожи, металлов, поскольку их грунты не пригодны для выращивания сельскохозяйственных культур; для славянских народов Это - земледелие, скотоводство, гончарство, пчеловодство и др.). Исторические события также в значительной степени регулируют возникновение и развитие ремесел. Так, изготовление оружия приобретает важное значение не только в народов-завоевателей, но и среди миролюбивых этнических групп, которым приходится защищаться от вражеских нападений.

Особенности ремесел влияют на формирование этнографических отличий каждого этнического сообщества. Здесь нас интересуют такие элементы, как одежда, жилые здания, украшения, вышивка, народные инструменты, которые тоже подвергаются воздействию окружающей среды (например, особенности одежды зависят от климата, рода занятий людей; жилье строится из материала, доступного на определенной местности - дерева, камня, соломы, глины; украшения изготавливаются из золота, серебра, кожи, кости или коралла, - в зависимости от того, чем богата определенная территория; в вышивке отражена народная кольористика и похожие узоры; музыкальные инструменты майструються не только из имеющегося материала, но и с учетом особенностей рассеяния звука, что отличается в горной и равнинной местности).

Среди основных факторов влияния на развитие отдельных этнических сообществ выделяют язык, как фактор, тесно связанный с географическим размещением, историей и этнографией, природой. Из этого обзора речь трактуется как семіотична система, которая фиксирует все знания и взгляды народа, изменения, которые происходят в процессе его становления и формирования. Язык является средством, с помощью которого создается и функционирует устное народное творчество.

Теперь рассмотрим, как это касается фольклора.

От особенностей и сочетание упомянутых выше факторов на отдельной территории зависят, во-первых, доминанты в системе жанров фольклора того или иного народа (в северных народов преобладают героические сказания, военные танцы, охотничьи ритуалы; у славян - песни, связанные с земледелием, обряды годового календарного цикла).

Во-вторых, - характер (особенности и отличия) жанров, которые существуют у всех народов (например, в тематике колыбельных песен в воинственных народов частый мотив пожелания ребенку вырасти сильным и отважным воином, бесстрашным героем; в то время, когда в земледельческих народов в колыбельных желают для ребенка спокойной, счастливой судьбы, расти добрым и веселым. Также героический эпос племен-завоевателей и защитников отличается по своей сути).

По-третье, - особенности ритуалов и обрядов (проводы на войну, охота, или обряды, связанные с сельскохозяйственным циклом; различия в свадебных и похоронных обрядах и т. п.).

По-четвертое, - национальная символика (в фольклорных текстах есть образы мира природы, элементы одежды, оружия).

Если с этой точки зрения рассматривать этнические украинские земли, то можно сделать правильный вывод, что выгодное географическое расположение (на столкновении водных и сухопутных торговых путей) и природные богатства стали решающими для их исторического развития. Славянские территории испокон веков были привлекательными для многих соседних народов (северных и южных), которые постоянно оказывали завоевательные нападения, желая завладеть ими. Поэтому праукраинские племена, которые были преимущественно земледельцами и скотоводами, были вынуждены упражняться в изготовлении оружия и совершенствоваться в военном деле с целью защиты.

Давние исторические события прошлого остались в народной памяти в форме тематически и образно богатого героического эпоса. Кроме того, в ходе исторического развития различные территории Украины находились под различными влияниями, а часто - национальным гнетом других народов, что обусловило значительные различия между отдельными регионами Украины.

Естественно-географические особенности тоже вызвали целый ряд отличий на разных территориях: в районе Карпатских гор и мимолетных потоков, где основным промыслом является овцеводство, в системе взглядов сложились свои особенности, связанные с окружающей средой, неповторимый характер музыки (даже музыкальный инструмент трембита, который не имеет аналога ни в одном народе и приспособлен к распространению на дальние расстояния звука в горной местности). В этнографии и фольклору этой территории есть много элементов, которые не встречаются в других регионах Украины: обряды, связанные с разжиганием костра, жизнью на пастбище, быстрые танцы с топориком (который является не просто элементом, который дополняет народную одежду, но и оружием и орудиями труда лесорубов). Здесь даже островерхие крыши зданий напоминают горные вершины. Символика тоже своеобразная: ель, виноград, цветик мака (так называется белый аист).

Свои особенности и различия характерны для всех регионов Украины. При чем даже мелкие элементы народной жизни, быта, творчества является не случайным. Все имеет свои причины, мотивацию, которые, как правило, закорінюються в связи с природой или достигают в историческое прошлое.

В процессе исторического формирования украинского народа и его этнической территории, в зависимости от природных условий, характера и способа хозяйственных занятий населения, особенностей быта и традиционной культуры, выделяются отдельные этнографические регионы.

Центрально-Восточный регион охватывает большую территорию Центральной и Юго-Восточной Украины. В его составе выделяется три зоны: Среднее Поднепровье, Слободская Украина (Слобожанщина), Южная степная Украина (Причерноморье).

До Среднего Поднепровья принадлежит большая часть Киевской, Черкасская, южная часть Черниговской и Полтавской, юго-восточная часть Житомирской, юго-западная часть Сумской, восточная часть Винницкой, северная часть Кировоградской и северо-западная часть Днепропетровской областей. Здесь сохранено много архаичных черт культуры предков-подолян (восточно-славянское племя, что, согласно летописным свидетельствам, было наиболее развито). Народная традиция этого региона отмечается заметным разнообразием. Четко выделяются Правобережья и Левобережья. Некоторые из исследователей разграничивает полтавчан и переяславців.

Слобожанщина охватывает восточную часть Украины - нынешние Харьковскую область, юго-восточную часть Сумской, северо-восточную Днепропетровской, восточную Полтавской, северные территории Донецкой и Луганской областей. Название этого историко-этнографического Региона возникла в 17-18 вв. - в его интенсивного заселения казаками, отдельные поселения которых назывались «слободы». Эти земли подвергались частых нападений татаро-монголов и крымских татар. Слобожанщина соединила в себе элементы казацкой культуры со многими этнографическими привнесеннями из разных мест переселения (в том числе из России, поскольку касается западных районов Белгородской и Воронежской областей).

Южная Украина (Причерноморье), в которую входят территории нынешних Запорожской, Херсонской, Николаевской, Одесской, южных районов Днепропетровской, Кировоградской, Донецкой, Луганской областей, - степная часть Украины, в прошлом известная как «Дикое поле» (так она названа и на карте Украины Гийома Боплана 17 ст.) - в древности была местом проживания кочевых племен. Это предопределило основные этнические черты данного региона, на котором существенно отразились різнонаціональні взаимодействия (в частности русских, болгар, сербов, греков, молдаван и др.) Согласно определенных местных особенностей здесь выделяется пять підрайонів: юго-восточный (приазовский), нижней-подніпровський, нижней-побужский, Буджак и Таврия.

Следующий этнический регион - Украинское Полесье - простирается с востока на запад через всю северную часть Украины, творя со смежными белорусским, брянским (Россия) и люблинским (Польша) единую географическую и историко-этнографическую зону.

Название «Полесье» (от «лес», на определение лесистой территории) встречается уже в трудах древнегреческого историка Геродота, а также в Галицко-Волынской летописи под 1274 годом. Украинское Полесье охватывает северные районы Волынской, Ровенской, Житомирской, Киевской, Черниговской и Сумской областей. В зависимости от расположения относительно Днепра Украинское Полесье делится на Правобережье и Левобережье, соответственно - Западное (которое еще называют Прип'ятським) и Восточное (Наддеснянське). Народные культурные традиции этого региона сохраняют архаичные явления и черты, что является свидетельством етноґенетичного корни племени полищуков, а также - следы расселения древних волынян, древлян, дреговичей. Исторически эта территория в разные периоды входила в различных государств (Великого Княжества Литовского, Польши, России), что тоже оставило свой отпечаток на культуре и традициях ее населения.

Среди распространенных видов занятий полищуков есть охота, рыболовство, пчеловодство, обработка глины; основные водные средства сообщения - плоты, различные типы лодок. Все это обусловило особенности народного творчества не только словесной, что насыщенная реликтовыми элементами древнеславянской обрядности, но и художественной - плетеные изделия из древесной коры и кожи, неповторимая кольористика вышивки (с преобладающей сине-белой цветовой гамме).

Западный (Юго-западный) регион включает несколько естественно-географических зон: волынско-подольскую, прикарпатскую, карпатсько-горную и закарпатскую.

Сложная историческая судьба региона, территории которого постоянно восхищались чужеземными поработителями, обусловила этнографическую разнообразие этого края. В его составе можно выделить этнографические районы с четко выраженными локальными особенностями культурно-бытовых традиций.

Волынь - территория бассейна верховьев правых притоков Припяти и среднего поречье Западного Буга, что охватывает южные районы нынешних Волынской и Ровенской, южно-западные - Житомирской, северную полосу - Хмельницкой, Тернопольской и Львовской областей. В древности Волынь заселяли праукраинские племена дулебов, бужан, волынян. Позже эти территории входили в Владимиро-Волынского и Галицко-Волынского княжеств, были местом активной борьбы с иноземными поработителями.

Основные занятия - земледелие, народные промыслы (ткачество, гончарство, вышивка с преобладающим растительным орнаментом, часто только белого цвета).

Подолье - район, занимающий бассейны междуречье Южного Буга и левобережного Среднего Поднестровья. Это - большая часть Винницкой, Хмельницкой, Тернопольская и смежная с ней на юге часть Черновицкой областей. Подолье делится на Восточное и Западное. В 13 в. в отношении этой территории употребляемые названия «Низовья» и «Русь долишня». Название «Подолье» встречается с 14 ст., согласно наименование жителей этого края - подолян ли поділян.

В прошлом эти территории населяли древние восточнославянские племена тиверцев и уличей. Подольские земли неоднократно порабощали турецко-османские захватчики, отдельные части находились под властью Литвы, а после Люблинской унии (1569) - Польши. После двух разделов Польши (1772, 1793) Западное Подолье вошло в состав Австрии, а Восточное вместе с Правобережной Украиной было присоединено к Российской империи.

Поэтому на чрезвычайно своеобразную и колоритную культуре этого региона, характеризующегося выразительными локальными особенностями, имели влияние представители других народов, которые поселялись здесь - поляки, чехи, молдаване и др.

Покутья - территория юго-восточной части нынешней Ивано-Франковской области, что с севера проходит вдоль Днестра, на северном западе доходит до рек Бистрица и Быстрица Солотвинская, на южном западе граничит с Гуцульщине, а на юго-востоке - с Буковиной. В прошлом эти земли входили в Київсько-Русского государства, Галицко-Волынского княжества, подвергались частым нападениям со стороны иностранных завоевателей. Здесь разворачивались события войны под предводительством Богдана Хмельницкого.

Ополья - земли северо-западной части Подольской возвышенности, Львовской, Ивано-Франковской и центрального западного выступления Тернопольской областей.

Археологические памятники свидетельствуют давнюю заселенность этого края, где проживали древние племена дулебов, бужан, на юге - белых хорватов. Отдельные местности региона (Перемишлянщина, Рогатинщина, Бережанщина, Яворовщина) сохранили значительный пласт древней культуры и фольклорной традиции.

В юго-западной части Ополья переходит в Прикарпатье, а на западе - в Надсяння, которые являются своеобразными этнографическими підрайонами. Карпатская зона западно-украинского региона делится на три района, которые, согласно этнического населения, называются по Гуцульщине, Бойківщиною и Лемковщиной.

Гуцульщина охватывает восточную часть Украинских Карпат: Верховинский, часть Косовского, южную часть Надвирнянского и Богородчанского района Ивано-Франковской области, смежные Путильский, Сторожинецкий и южную часть Вижницкого районов Черновицкой и Раховский район Закарпатской областей. Кроме древнеукраинских жителей, здесь вероятное поселения остатков древних кочевых тюркских и восточно-романских племен. Культура полонинского хозяйства с преимуществом овцеводства и промыслами обработки шерсти, кожи, дерева, лозы, корни и т.д сохранила отпечатки разных эпох старины в устной словесности.

Бойковщина занимает центральную часть Украинских Карпат. К ее территории входят юго-западная часть Рожнятовского и Долинского районов Ивано-Франковской области, Сколевского, Турковского, южной полосы Стрыйского, Дрогобычского, Самборского и большей части Старосамборского района Львовской области, Межгорского, Воловецкого, северной полосы Великоберезнянского района Закарпатской области. Некоторые части Бойковщины принадлежат Польше и Словакии.

Особенности развития этих земель заключались в освоении жителями не только долин год, но и горных склонов, а основными промыслами были ткачество, кожи, гончарство, плотничные работы.

Лемковщина охватывает западную часть Карпат по склонах Низких Бескид. Карпатский водораздельный хребет разделяет ее территорию на южную (Закарпатскую) и северную (Прикарпатскую). Вся северная Лемковщина принадлежит теперь к Польше, а юго-восточная (Пряшівщина) - в Словакию.

Давними предками лемков, бойков было славянское племя белых хорватов. В княжеские времена Лемковщина, что принадлежала к Киевской Руси, Галицко-Волынского и Галицкого княжества испытывала частых нападений поработителей. Несмотря на то, что после Второй мировой войны коренные жители северной Лемковщины были насильно переселены в Польше и в Советскую Украину, им удалось сохранить своеобразную культуру, на которую возложило свой отпечаток общения с поляками и словаками.

Закарпатье и Буковина - территории, для которых характерно вкрапления между украинскими поселениями поселений этнических групп разных народов: венгров, румын, словаков, чехов, молдаван, немцев, цыган, что заметно отразилось на традиционной культуре коренных жителей. В фольклоре здесь чувствуется значительное наслоения и сочетание различных взаимовлияний. Поэтому эти земли - не этнографически однородные районы, а ареалы локализации и взаимодействия различных национальных культур.

Из этого беглого характеристики этнических регионов Украины можно сделать вывод о разнородности, разнообразие, многослойность украинской культуры в целом, и ее фольклорной традиции в частности. К этому времени еще не существует целостного и подробного историко-сравнительного исследования фольклорной системы этнических регионов Украины, их развития и взаимовлияний.

Не имея возможности в этом учебнике отдельно описать устное народное творчество каждого региона, ограничимся краткой характеристикой этой структуры с учетом главных отличий и отклонений (на уровне жанров, тематики и языка) на разных этнических территориях.



Назад