Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология (Основы юридической деятельности)

6.4.7. Выводы


Следовательно, можно сделать такие выводы, исходя определенной степени из синтеза позитивистского и социологического подходов к правопонимания.

И. Право существует на разных уровнях и в разных формах. Одна из основных форм существования права - система норм права, но это не означает, что свойства права сводятся только к свойств норм права. Право владеет и інпіими признаками, присущими ему как целом - системе правовых явлений вообще, поэтому понятие правовой системы отражает единство и взаимодействие всех правовых явлений, а также общесистемные свойства права.

Правовая система - это целостная совокупность всех существующих в обществе правовых явлений, которые взаимодействуют на горизонтальном и вертикальном уровнях, создают в пределах целого определенные взаимосвязаны группировки - подсистемы.

Правовая система - один из наиболее значительных по объему правовых феноменов, однопорядкових с правовой действительностью, правовой реальностью или политической, экономической системами.

Внутреннюю форму, или структуру, правовой системы образуют такие компоненты.

1. Статические:

• нормативная подсистема (законодательство как позитивное право, правоотношения, правомерность, права и свободы субъектов права, правопорядок и т.п.);

• идеологическая подсистема (правовая идеология как доминирующие принципы права; юридическая наука как правовые теории, доктрины, концепции; юридическое образование; правовая психология как правовые чувства, эмоции, представления, т.е. в обобщенном виде - это правовое сознание и правовая культура);

• организационная подсистема (субъекты права, правовые учреждения как субъекты правотворческой, правоприменительной и правоохранительной и юридической деятельности).

2. Динамические: правотворчество, правоприменение, правореалізація, правовое мышление, правовое воспитание, юридическая наука и юридическое практика как виды юридической деятельности.

3. Процессы возникновения, становления, функционирования, развития.

Внешнюю форму правовой системы составляют ее связи и отношения (в статическом и динамическом и генетическом аспектах) с другими социальными системами - государственной, политической, экономической, духовной и социальной структурой общества.

II. Право как средство упорядочения общественных отношений, формируется деяниями большинства членов общества, которые создают основу нормального функционирования общества, с достаточно высокой степенью вероятности определяют направление социального развития.

Наряду с этим особенностью права является и то, что оно в определенной степени формируется и с участием других деяний, волеизъявлением меньшинства населения страны, учитывает ее интересы, обеспечивает этой меньшинства определенный объем свободы и независимости, присущий каждому члену общества. Тем самым право способствует сохранению целостности общества, предупреждает возникновение социальных конфликтов, конфронтаций, создает условия для существования общества вообще, определяет принципы, ориентиры, а также доминирующие формы и методы государственной деятельности.

В таком понимании право - это отпечаток цивилизации, культуры общества, человечества, является социальной ценностью, благом как для общества, так и государства, для каждого социального субъекта.

III. Право как проявление цивилизации, продукт гражданского общества и форма существования правового государства на первое место выдвигает признание человека как разумного, свободной существа, которое способно самостоятельно решать, что для нее хорошо, а что плохо, то есть в этом случае действует презумпция свободы человека, признания самостоятельности, автономности, независимости ее поведения в сфере личной жизни от воли государства.

Такое толкование права коренным образом отличает гуманистическое правопонимания от взглядов на право в патерналистских, авторитарных и тоталитарных обществах, где, наоборот, действует презумпция произвола человека, ее неспособности к внутренней саморегуляции, считается, что член общества может жить лишь по нормам поведения, устанавливаемые государством или другими социальными институтами общества (церковью, политической партией и т.п.). Подобное толкование права искажает его сущность и на самом деле является проявлением бесправности человека, инструментом государственного принуждения, механизмом внешнего властного влияния на поведение человека.



Назад