Электронная онлайн библиотека

 
 Украинская устное народное творчество

статья 2. Фольклор и фольклористика


Фольклор (от англ. folklore - народная мудрость, знание) является важной составной частью культуры народа. «Фольклор - одна из самых продолжительных и всеобъемлющих систем духовной жизни народа, тесно связана с народным бытом (как отдельной системой), с литературой (которая, в конце концов, витворилась из фольклора и сохраняет с ним тесную связь на всех этапах своего развития) и др.» К этому времени в науке не существует четкости или единодушия относительно того, какие сферы народного знания очерчиваются этим понятием. Это связано с тем, что в большинстве западноевропейских наук под понятием «фольклор» понимают не только устное словесное искусство народа, а духовное творчество в сочетании с материальной, с учетом элементов быта, орудий труда, особенностей построения жилья и т.д.

В современной украинской фольклору находим трактовка этого термина в более узком смысле: «Фольклор - это художественное отражение действительности в словесно-музыкально-хореографических и драматических формах коллективной народного творчества, неразрывно связанной с жизнью и бытом. В ней отражено мировоззренческие, нравственные и эстетические взгляды народа»

Наряду с термином «фольклор» существует термин «народное творчество», которым обозначается вся творческая деятельность народа: поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, художественное и декоративно-прикладное искусство - все, что несет отпечаток быта, а также является воплощением взглядов, идеалов и стремлений людей.

Для того, чтобы разграничить сферы материального и духовного творчества народа, которые органично взаимодействуют, но не тождественны, часто используются термины «устная словесность», «народная словесность», «устное народное творчество», «народнопоетична творчество».

Термин «устная народнопоетична творчество» передает узкое понятие о духовной творчество, которая входит в состав фольклора и народного творчества как ее составная часть.

Устная народнопоетична творчество - это художественно-словесная творчество народа в совокупности ее видов и форм, где средствами языка сохранено знания о жизни и природе, древние культы и верования; а также отражено мир мыслей, представлений, чувств и переживаний, народно фантазии. Устное народное творчество украинского народа формировалась на протяжении веков вместе с языком и поэтому вобрала в себя многовековой опыт, знания и память об историческом прошлом на разных стадиях развития народа.

Образно обогащенные темы, мотивы, формы устного творчества возникают в сложной единства и взаимодействия индивидуального осмысления действительности и коллективной художественного сознания.

Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, оказывается личное творчество) сочетается с варіантністю, разнообразным преобразованием этих традиций в отдельных произведениях, которые передаются из поколения в поколение.

Этот процесс, который включает импровизацию, ее закрепление традиции, усовершенствования, обогащения, в ходе которого происходит обновление традиции, является чрезвычайно длительным.

Коллективность создания и распространения народнопоетичних произведений предопределяет их вариантность, т.е. изменчивость текстов в процессе бытования. Причем эти изменения могут быть разнообразными - от незначительных стилистических вариаций к существенных изменений замысла.

В процессе своего бытования жанры словесной народного творчества переживают «производительный и непроизводительный» периоды своей истории (возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар, старения, угасание), что связано с социальными и культурно-бытовыми изменениями, которые происходят в обществе. Устойчивость бытования фольклорных текстов в народе объясняется не только художественной ценностью, но и скоростью/медлительностью изменений в стиле жизни, мировоззрении, вкусах их основных создателей и носителей-исполнителей. Соответственно и система жанров каждого периода делится на активный репертуар - жанры или произведения, которые широко бытуют; и пассивный - те, которые хранятся в народной памяти, выполняются фрагментарно.

Богатство жанров, тем, образов, поэтики словесного искусства обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами выполнения, сочетание текста с мелодией, интонацией, движениями. В ходе истории некоторые жанры испытывали значительных изменений, исчезали, на их месте появлялись новые.

Несмотря на яркое национальную окраску, произведения словесности разных народов обнаруживают сходство мотивов, образов и сюжетов, что объясняется либо развитием из одного источника, или культурным взаимодействием или возникновением подобных явлений на почве общих закономерностей социального развития.

В наше время проблемы фольклора становятся все более актуальными. Ни одна гуманитарная наука - ни этнография, ни история, ни лингвистика, литературоведение на могут обходиться без фольклорных материалов. Исследователи постепенно осознают, что разгадке и объяснения многих явлений духовной культуры кроются в творчестве народа.

Возникновение фольклористики как науки предшествовал многовековой опыт сборки (записи) фольклорных текстов и их обработка в творчестве писателей, режиссеров, композиторов. В зависимости от научных представлений о предмете фольклористики менялись ее пределы и место среди других наук. На ранних этапах становления фольклористика определялась то как отрасль этнографии, то как раздел литературоведения ли музикознавства. ее рассматривали и как вспомогательную дисциплину других наук - истории культуры и социологии.

Со временем фольклористика становится самостоятельной наукой, формируется ее структура, разрабатываются методы исследования. Сейчас фольклористика - это наука, изучающая закономерности и особенности развития фольклора, характер и природу, сущность, тематику народно творчества, ее специфику и общие черты с другими видами искусства; особенности бытования и функционирования текстов устной словесности на разных этапах развития; жанровую систему и поэтике.

Согласно специально поставленных перед этой наукой задач фольклористика делится на две области: историю фольклора и теорию фольклора.

История фольклора - это отрасль фольклористики, что изучает процесс возникновения, развитие, бытования, функционирования, трансформацию (деформацию) жанров и жанровой системы в различные исторические периоды на разных территориях. История фольклора изучает отдельные народнопоетичні произведения, продуктивные и непродуктивные периоды отдельных жанров, а также целостную жанрово-поэтическую систему в синхронном (горизонтальный срез отдельного исторического периода) и діахронному (вертикальный срез исторического развития) планах.

Теория фольклора - это отрасль фольклористики, что изучает сущность устного народного творчества, особенности отдельных фольклорных жанров, их место в целостной жанровой системе, а также внутреннюю структуру жанров - законы их построения, поэтику.

Фольклористика тесно связана, граничит и взаимодействует со многими другими науками.

ее связь с историей проявляется в том, что фольклористика, как все гуманитарные науки, является исторической дисциплиной, то есть рассматривает все явления и предметы исследования в их движении - от предпосылок возникновения и зарождения, прослеживая становление, развитие, расцвет к отмиранию или упадка. Причем здесь требуется не только установление факта развития, а его объяснение. Фольклор - явление историческое, поэтому требует стадіального изучения с учетом исторических факторов, рис и событий каждой конкретной эпохи. Задачи исследования устного народного творчества заключается также в том, чтобы выявить, как новые исторические условия или их изменение влияют на фольклор, что именно обусловливает появление новых жанров, а также в выявлении проблемы исторического соответствия фольклорных жанров, сопоставление текстов с реальными событиями, историзм отдельных произведений. Кроме того, фольклор часто сам может быть историческим источником.

Существует тесная связь фольклористики с этнографией как наукой, изучающей ранние формы материального жизни (быта) и социальной организации народа. Этнография является источником и основой изучения народного творчества, особенно при анализе развития отдельных фольклорных явлений.

Как наука, изучающая народное творчество в различных ее проявлениях, фольклористика граничит с культурологией (в исследовании культурных традиций и обычаев) и искусствоведением (как источник возникновения и развития различных видов искусства: театра, хореографии, живописи, музыки).

В народнопоетичній творчества четко зафиксировались древние религиозные верования и взгляды, а также сочетание различных сакральных систем, поэтому фольклористика связана с релігієзнавством. Подобным образом оказывается также ее связь с философией, поскольку фольклор содержит народные взгляды на мир и человека в нем, первые попытки объяснить природные явления и диалектические связи и взаимовлияния между вещами. В нем оказываются трактовка основных философских категорий (бытие (жизни) и смерти, материального и духовного и т. п.).

Фольклористика тесно связана с литературоведением, потому что ее предмет - фольклор - является источником возникновения и развития профессионального словесного искусства - художественной литературы. Как своеобразная система народных взглядов на прекрасное и уродливое, добро и зло, на нормы первоначальной морали людей, эта дисциплина имеет общие научные интересы в соответствии с эстетикой и этикой, а также - с педагогикой, которая может рассматривать произведения устной словесности с точки зрения их воспитательного воздействия и народного опыта воспитания. С психологией эта связь проявляется разнообразно: во-первых, в исследованиях психических состояний и процессов, индивидуального и коллективного сознания, как побуждений к созидание, сохранение и распространение фольклорных текстов; во-вторых, как средства воспитания эмоций, чувств, воображения, мышления членов человеческих сообществ.

Кроме этого, в большей или меньшей степени фольклористика связана еще с рядом наук: языкознанием (в частности диалектологией, исторически рією языка, топонимикой), поскольку является материалом образцов диалектов и наречий различных этнических групп, в которых фиксируется историческое развитие живой народной речи; географией и естествознанием (попытки объяснить природные явления, происхождение географических названий, растительной и животной символики), медициной (во взглядах на лечебные свойства растений, элементов природы, лечебное действие слова), гідрометеорологією (народные приметы предсказания погоды), социологией (сожительство отдельных слоев, законы жизни общности) и др.

В процессе мирового развития фольклористики сформировались различные школы и направления изучения фольклора со специфическими подходами и методами. В украинской фольклору наработано много материала, опубликован целый ряд научных трудов. Но, поскольку наука идет вперед быстрыми темпами, много положений, выдвинутых в прошлом уже не соответствуют требованиям времени. Это особенно касается фольклористических исследований советского периода, которые велись в рамках жесткой идеологической системы, в отрыве от мировой научной практики.

Поскольку фольклористика является идеологической наукой, то ее методы и установки определяются мировоззрением эпохи и отражают его. С переориентацией мировоззрения меняются принципы зависимого от него науки. Поэтому на современном этапе нельзя безоговорочно руководствоваться концепциями прошлого. Перед современной украинской фольклористикою стоит задача - создать науку с точки зрения мировоззрения нашей эпохи и нашей страны, с учетом лучших отечественных научных достижений и исследований и достижений зарубежных ученых, работающих в этой области, разработки которых долгое время были недоступны и малоизвестные в Украине.



Назад