Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология (Основы юридической деятельности)

7.5. Гарантии обеспечения статуса субъектов юридического практической деятельности


Гарантии юридической практической деятельности - это любые внешние условия или внутренние факторы, что только положительно влияют на нее, обеспечивают безусловное (точное, полное, правомерный) ее осуществления в соответствии с профессиональными требованиями и стандартами.

Гарантии юридической практической деятельности разделяют:

• на правовые (нормативно определены или правового характера) и внеправовые (собственно экономические, политические, социальные и духовно-культурные);

• внутренние, которые являются ее составными (профессиональные знания юристов, юридическая техника деятельности, профессиональное мышление, профессиональная речь) и внешние, которые принадлежат к ее среды (нормативно-правовые акты и профессиональные нормы, которые его регулируют, финансовое и материально-техническое обеспечение);

• стимулирующие, что укрепляют, развивают положительные факторы и условия ее осуществления, и защитные, направленные на предупреждение и прекращение их негативного воздействия;

• общие, касающиеся любого вида юридической деятельности или юридической специальности, особые и специальные, которые обеспечивают осуществление определенных видов юридической деятельности или отдельных ее действий.

Наиболее распространенной является классификация гарантий по их отношением к юридической практической деятельности и права. К общеправовых гарантий любого вида юридической практической деятельности относятся следующие:

1) определены в нормативно-правовых актах:

а) непосредственно касаются осуществления практической юридической деятельности и предусматривают:

• особый порядок приобретения и лишения права на осуществление юридической практической деятельности (избрания или назначения на должности юристов - должностных лиц и освобождение из них или выдачи, приостановления действия и аннулирования лицензии на осуществление юридической практики), а также привлечения к юридической ответственности;

• процедуры осуществления практической юридической деятельности (правосудия, исполнительного производства, нотариального удостоверения, судебных экспертиз и т.п.);

• конфиденциальность отдельных видов профессиональной информации;

• запрет незаконного вмешательства в осуществление юридической практической деятельности (правосудия, ведение юридических дел, проведения судебных экспертиз);

• обязательность выполнения правомерных требований юристов, предъявляемых ими при осуществлении профессиональных функций;

б) которые влияют на осуществление юридической практической деятельности опосредованно, т.е. через действие промежуточных факторов, и содержат:

• организационные и информационные мероприятия;

• материально-технические условия;

• финансовое обеспечение;

• меры социальной защиты;

• системы самоуправления юридических объединений или профессиональных союзов юристов;

2) которые имеют правовой характер и создают, так сказать, "фон" (почва), на фоне которого и в связи с которым существует и осуществляется юридическая практическая деятельность (низкое состояние преступности, высокий уровень правовой культуры населения, развитие системы правового образования, совершенство законодательства и т.п.).

К загальнопозаправових гарантий относятся условия, которые не определены в нормативно-правовых актах и не касаются права (правовой системы), но так или иначе влияют на осуществление юридической практической деятельности. Внеправовые гарантии разделяют, в свою очередь, на экономические (состояние экономической ситуации в стране, материальной обеспеченности членов общества), политические (доминирование определенной партии или блока партий, соответствующей политической идеологии, расстановка политических сил), социальные (безработица) и духовно-культурные (уровень общей культуры населения, состояние соблюдения моральных принципов, традиций и обычаев).

Необходимость особых и специальных гарантий обусловлена особенностями, присущими определенным видам юридической практической деятельности или отдельным ее составляющим (действием), в частности своеобразием. Особые и специальные гарантии, как правило, является нормативно определенными или по меньшей мере имеют правовой характер. Если особые гарантии связанные с общими гарантиями, отражают своеобразие их проявления в зависимости от характеристик определенных совокупностей видов или действий юридического практической деятельности (например, особые гарантии, которые обеспечивают независимость или конфиденциальность осуществления правосудия, прокурорского надзора и т.п.), то специальные гарантии обеспечивают те их свойства, которые присущи только отдельному виду или действия юридического практической деятельности (например, неприкосновенность судей или уголовная ответственность судебного эксперта за дачу заведомо ложного заключения и отказ без уважительных причин от выполнения возложенных на него обязанностей). В частности, одной из особых гарантий осуществления правосудия, адвокатской деятельности и некоторых других видов практической юридической деятельности является их независимость, но условия, обеспечивающие ее, разные.

1. Независимость судей и судейской деятельности обеспечивается:

• установленным законом порядком их избрания, прекращения их полномочий и освобождении от должности;

• особым порядком присвоения воинских званий судьям военных судов;

• предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

• тайной принятия судебного решения и запретом ее разглашения;

• запретом под угрозой ответственности вмешательства в осуществление правосудия;

• ответственностью за неуважение к суду или судьи;

• обязанностью всех других субъектов права уважать независимость судебных органов и не посягать на нее;

• правом судьи на отставку;

• созданием необходимых организационно-технических и информационных условий для деятельности судов, материальным и социальным обеспечением судей в соответствии с их статуса;

• особым порядком финансирования судов;

• системой органов судебного самоуправления.

2. Независимость адвокатов адвокатской деятельности обеспечивается:

• охраной законом профессиональных прав, чести и достоинства адвоката;

• запретом любого вмешательства в адвокатскую деятельность, требование от адвоката и его помощников сведений, составляющих адвокатскую тайну;

• невозможностью их допроса в качестве свидетелей по этим вопросам;

• недопустимостью незаконного прослушивания телефонных разговоров адвоката, осмотра, разглашение или изъятие без его согласия документов, связанных с выполнением адвокатом профессиональных функций;

• защитой правовой позиции адвоката в деле;

• обеспечением равенства прав адвоката с другими участниками процесса;

• возбуждением уголовного дела против адвоката только Генеральным прокурором Украины, его заместителями, прокурорами областного уровня;

• запретом привлечения адвоката к уголовной, материальной и иной ответственности или угрозы ее применения в связи с предоставлением ими юридической помощи гражданам и организациям в соответствии с законом.

3. Независимость судебного эксперта обеспечивается:

• процессуальным порядком назначения судебного эксперта;

• запретом под угрозой предусмотренной законом ответственности вмешиваться кому угодно в проведении судебной экспертизы;

• существованием учреждений судебных экспертиз, независимых от органов дознания и предварительного следствия;

• созданием необходимых условий для деятельности судебного эксперта;

• его материальным и социальным обеспечением и т.д.

Специальной гарантией осуществления правосудия является неприкосновенность судей, которая распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, принадлежащее имущество и документы, и предусматривает следующее:

• судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, взят под стражу без согласия Верховной Рады Украины, или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия органа, который избрал судью на должность;

• судья не может быть задержан по подозрению в совершении преступления, а также подвергнут приводу или принудительно доставлен в любой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, а в случае задержания по подозрению в совершении преступления или административного правонарушения, взыскания за которое налагается в судебном порядке, должен быть немедленно освобожден после выяснения его личности;

• проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в его личный или служебный транспорт, проведения там осмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных разговоров, личный обыск судьи, а так же осмотр, выемка его корреспонденции, вещей и документов могут осуществляться только с санкции Генерального прокурора Украины при наличии возбужденного уголовного дела;

• уголовное дело в отношении судьи Конституционного Суда Украины и любого общего или арбитражного суда рассматривается в первой инстанции судами областного уровня, причем подсудность дела определяется Председателем Верховного Суда Украины или его заместителем;

• судьи, их семьи и имущество находятся под особой защитой государства (органы внутренних дел с соответствующим заявлением судьи обязаны обеспечить безопасность его, членов его семьи, сохранности их имущества; совершенные в связи со служебной деятельностью судьи посягательство на его жизнь и здоровье, его близких родственников (родителей, супруги/супруга, детей), уничтожения или повреждения его имущества, угроза убийством, насилием и влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством; судья имеет право на обеспечение средствами защиты, которые ему предоставляются органами внутренних дел.

Специальная гарантия проведения судебных экспертиз - уголовная ответственность судебного эксперта за дачу заведомо ложного заключения и отказ без уважительных причин от выполнения возложенных на него обязанностей.

Система гарантий организационного, финансового и материально-технического, научного и информационного обеспечения юридической практической деятельности включает следующие составляющие.

1. Эта система состоит из организационного обеспечения государственных форм юридического практической деятельности, которое осуществляется при строгом к держанні принципа ее независимости и подчинение только закону соответствующими государственными институтами (центральными и местными), например:

а) общее организационное обеспечение деятельности судов осуществляется Министерством юстиции Украины и управлениями юстиции городских государственных администраций путем организации:

• разработки и внесения соответствующих государственных органов предложений по вопросам организации деятельности судов, изменений в сети судов и их штата;

• работы с кадрами судов по повышению их квалификации и переподготовки, осуществления отбора кандидатур для избрания судьями;

• ведение судебной статистики и анализа статистических данных;

• материально-технического обеспечения судов, создания надлежащих условий для осуществления правосудия;

• обеспечение выполнения решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, постановлений по делам об административных правонарушениях и приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в отношении имущественных взысканий;

б) непосредственное обеспечение осуществления правосудия судами, обобщение судебной практики возложена на аппараты судов, которые состоят из отделов и других структурных подразделений;

в) выражения интересов судей как носителей судебной власти осуществляется органами судейского самоуправления (конференции, арбитражных судей общих и военных судов, собрание судей Верховного Суда Украины, Высшего арбитражного суда Украины и съезд судей Украины).

2. Если финансирование и материально-техническое обеспечение негосударственных форм юридического практической деятельности осуществляется за свой счет, то государственных - за счет средств государственного бюджета Украины, местных бюджетов, а также за счет средств, поступающих на основании договоров от министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и граждан (заказчиков). В частности:

• размеры ассигнований на их содержание утверждает Верховная Рада Украины по представлениям соответствующих руководителей центральных органов (Генерального прокурора Украины, Председателя Верховного Суда Украины, Председателя Службы безопасности Украины и др.);

• смета расходов на содержание определяется руководителями центральных органов, в пределах выделенных ассигнований они имеют право вносить в него изменения;

• порядок и условия оплаты труда юристов - государственных должностных лиц устанавливаются Верховной Радой Украины или Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины;

• служебными помещениями правоохранительные и другие государственные органы юридического направления обеспечиваются бесплатно местными органами самоуправления, а транспортными и материально-техническими средствами за счет средств государственного бюджета Украины, местных бюджетов, а также за счет средств, поступающих на основании договоров от министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций;

• дополнительные льготы в вопросах социально-бытового и финансового обеспечения устанавливаются в определенном законодательством порядке.

3. Научное обеспечение юридической практической деятельности охватывает:

• проведение соответствующих научно-теоретических и прикладных исследований;

• издание фундаментальных, научно-справочных, учебно-методических, учебных, других работ и материалов;

• подготовку научных кадров в области юриспруденции;

• проведение научно-практических, научно-методических конференций, семинаров и т.п.;

• создание ведомственных научно-учебных заведений для проведения научных исследований, подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

• создание научно-методических и координационных советов, которые предназначены для организации и координации научной, методической, образовательной деятельности ведомственных научных и учебных заведений, а также научных учреждений НАН Украины и др.;

• основания ведомственных издательств и издание специальной юридической литературы и т.д.

4. Повышение эффективности юридической практической деятельности зависит от применения новых информационных технологий, качественно нового уровня ее информационного обеспечения, которое направляется:

• на создание соответствующих информационных систем;

• определение и удовлетворение потребностей юристов в новых информационных технологиях и базах данных;

• разработку типовых проектов и стандартов информатизации;

• организацию международного сотрудничества в области обмена юридически значимой информацией;

• осуществление безбумажного документооборота;

• усовершенствование соответствующей статистической отчетности;

• разработку нормативно-правовых актов по вопросам информатизации, в том числе по ее защите.

В частности, информатизация юридического практической деятельности предусматривает построение на единой методологической и программной основе информационно-аналитических систем "Законодательство" и "Юридическая практика", требует современного технического, технологического, программного и финансового обеспечения, новых коммуникационных линий, соответствующей подготовки юристов к работе в условиях глобальной информатизации.

Особенности информационного обеспечения отдельных видов юридической практической деятельности нормативно определены и предусматривают дополнительно:

• обязательство предоставлять специализированным учреждениям и ведомственным службам, которые проводят судебные экспертизы, по их запросу натурные образцы или каталоги своей продукции, техническую документацию и другую информацию, необходимую для создания и обновления методической и нормативной базы судебной экспертизы или их право получать от судов, органов дознания и предварительного следствия орудия преступления и другие вещественные доказательства, в отношении которых закончено производство по делам, для использования в экспертной и научной деятельности;

• право создавать периодические издания юридических объединений и учреждений, публиковать материалы в государственных официальных изданиях (например, Бюллетени Верховного Суда Украины, газетах "Голос Украины" и "Урядовый курьер").



Назад