Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология (Основы юридической деятельности)

8.6. Решение и предупреждение юридических конфликтов


Завершение конфликта обычно ассоциируется с его решением. Однако эти два понятия хотя и близкие, но не тождественные. Завершение конфликта - более широкое понятие, чем его решения, и предусматривает в зависимости от ситуации разные по сути последствия: от загальносприйнятних, позитивных к крайне негативным. Так, если спор между двумя гражданами по поводу распределения жилой площади завершается предоставлением квартиры одном из них, а другой остается спорная некогда жила площадь, то конфликт заканчивается к удовлетворению интересов каждой из конфликтующих сторон. Однако бывают случаи, когда конфликт завершается гибелью обеих сторон, и, таким образом, заканчивается противоборство между ними. Но понятно, что подобный результат - совсем другое дело.

Главная, решающая предпосылка прекращения конфликта - устранение объективных причин, породивших конфликтную ситуацию. Поскольку конфликт зависит как от внешних обстоятельств, так и от самих конфликтующих субъектов, то его решение определяется характером влияния этих факторов. К наиболее вероятных финалов конфликтов можно отнести:

• прекращение конфликта вследствие взаимного примирения сторон;

• прекращение конфликта путем так называемого симметричного его решения (обе стороны выигрывают или проигрывают);

• прекращение конфликта путем асимметричного решения (когда выигрывает одна сторона);

• перерастания конфликта в другое противоборство;

• постепенное затухание конфликта.

К действующих предпосылок разрешения конфликтов относят: диагностику противоборства, прогнозирование хода и последствий конфликта. Прояснения сути конфликтной ситуации, ее объективное понимание, адекватное осознание участниками конфликта может быть основанием для компромиссов, а также в некоторых случаях совсем исчерпать конфликт. Имеющиеся механизмы разрешения конфликтов в основном можно свести к двум видам: разрешение конфликта самими участниками или с помощью вмешательства третьей стороны. Кроме того, конфликт можно решить на разных стадиях. Разрешение конфликта - это, по сути, достижение соглашения по спорному вопросу между участниками. Выделяют три основных вида такого соглашения: соглашение вследствие совпадения мнений сторон; соглашение в соответствии с законодательной или моральной свободы внешней силы; соглашение, навязанное одной из противоборствующих сторон.

Если обобщить основные известные средства устранения противоречий, которые составляют основу конфликта, то к ним следует отнести такие1:

• устранение объекта конфликта;

• разделение объекта конфликта между сторонами;

• установление очередности или других правил совместного использования объекта;

• компенсация утраты объекта в пользу одной из сторон;

• разведение сторон конфликта;

• перенос отношений в другую плоскость, что предполагает выявление у сторон общего интереса.

Есть и другие мнения. Например, A.M. Бандурка и В.А. Друзь считают, что конкретные средства разрешения конфликта такие: решение проблемы, что лежит в основе конфликта; компромисс, связанный со взаимными уступками; устранение одной или обеих конфликтующих сторон.

Как показывает практика, наиболее желательным и целесообразным является урегулирование конфликтов мирным путем. Для достижения этой цели используют такие факторы.

1. Институциональный: существование в обществе механизмов для проведения консультаций, переговоров и поиска взаємокорисних решений, применение механизмов деятельности законодательной, исполнительной, судебной власти.

2. Нонсенсуальний: наличие согласия между конфликтующими сторонами относительно того, каким должен быть взаємноприйнятне решение.

3. Фактор кумулятивностї. надежные препятствия к обрастанию конфликта новыми проблемами и участниками.

4. Фактор исторического, жизненного опыта, в том числе примеров решения подобных конфликтов, когда в их урегулировании сыграли положительную роль старейшины и другие авторитетные люди.

4. Фактор равновесия сил: когда конфликтующие стороны примерно равны по возможностям по применению принудительных мер, то они будут вынуждены искать пути к мирному разрешению конфликта.

5. Психологический: в значительной степени решение конфликта зависит от личных качеств тех, кому принадлежит первостепенная роль в принятии окончательного решения.

Из всех средств преодоления противоборства сторон наиболее эффективным является переговоры. Для переговорного процесса характерно то, что стороны пытаются достичь хотя бы части желаемого и с этой целью склонны пойти на определенные компромиссы. Сущность переговоров заключается в том, что стороны должны договориться по спорным вопросам и об условиях дальнейшего сосуществования. Успешному ведению переговоров могут способствовать посредники.

Некоторые конфликты порождаются наличием правовых актов низкого качества, к тому же противоречивых, принятых несвоевременно. Такие конфликты регулируют путем гармонизации. Гармонизация - это процесс обеспечения согласованности относительно правовых актов адекватно объема полномочий соответствующих субъектов согласования планов достижения целей, определенных теми или другими государственными институтами. Гармонизация дает возможность достичь функциональной равновесия правовых актов, обеспечить тот степень их сбалансированности друг с другом, который в итоге обусловливает возможность правовой системы функционировать и развиваться в определенных направлениях. Тем самым гарантируется стабильный статус всех субъектов права, преодолеваются отклонения в их действиях от нормативной модели.

Одним из наиболее эффективных, а иногда и единственным средством решения конфликта является судебный механизм его урегулирования, который проявляется в деятельности судов общей компетенции, хозяйственных и третейских судов, Конституционного Суда. Судебная процедура разрешения конфликтов имеет ряд преимуществ. Она обеспечивает мирное завершение их и характеризуется обязательность решений суда для субъектов конфликта.

В современной юридической литературе речь идет также о возможности выделения определенных стилей разрешения конфликтов, которые наблюдаются в юридической практике. Под стилем понимают мере, в пределах которой одна из сторон пытается удовлетворить свои интересы или интересы другой стороны путем осуществления активных или пассивных, совместимых или индивидуальных действий. Различают такие стили.

1. Стиль конкуренции (соперничество), для которого характерно стремление удовлетворить свои интересы без учета интересов других лиц.

2. Стиль сотрудничества характеризуется активностью в отстаивании своих интересов, но с учетом интересов других субъектов, поиском альтернативы, использованием форм открытого обсуждения проблемы, совместного анализа причин конфликта.

3. Стиль уклонения наблюдается в ситуациях, когда одна из сторон уклоняется от процедуры решения проблемы, выдвигая самые разные доводы. Прослеживается явная незаинтересованность в скорейшем принятии решения при наличии инициативы другой стороны.

4. Стиль приспособления характеризуется стремлением сохранить и продолжить отношения, обеспечить интересы партнера, сгладить противоречия, избежать обсуждения спорных вопросов, а также готовностью согласиться с требованиями и претензиями.

5. Стиль компромисса оказывается в ситуациях, когда стороны пытаются избежать конфликта, урегулировать разногласия, частично удовлетворить стремление друг друга. Стороны понимают объективную невозможность одновременного удовлетворения их потребностей, поэтому готовы к выработке взаимовыгодного (компромиссного решения, для которого вместе с частичным удовлетворением потребности характерна также, согласие на частичную потерю определенной ценности.

Общепризнанным считается отдача приоритета профилактической работе. Предотвращение конфликтных ситуаций способствует поддержанию мира и согласия в межличностных отношениях и в обществе в целом, благотворно влияет на душевное состояние людей и их коллективов, положительно сказывается на сохранении нервной энергии и материально-денежных ресурсов. Предупреждение конфликта заключается в осуществлении влияния на его участников, мотивы их поведения, объекты, силы и средства, которые используются до момента противостояния. Наиболее действенной формой предупреждения конфликта является устранение его причин, которая может проявляться на разных уровнях: загальносоціальному, внутрисистемном, межличностном. Согласно особенностей объекта используют также различные виды предупредительной работы. В глобальном масштабе предупреждения конфликтов предполагает последовательное проведение социальной, экономической, культурной политики в интересах всего общества, укрепление правопорядка и законности, повышение правового сознания и правовой культуры. Такая деятельность имеет название "общее предупреждение".

Существенное значение в профилактической работе принадлежит ценностным ориентациям людей в направлении повышения уважения к личности, укрепление доверия к ним, нетерпимости к унижению человеческого достоинства, нарушение их прав.

В психологическом, индивидуальном плане устранения причин конфликтов органично связано с влиянием на мотивацию участников, что оказывается в выдвижении контрмотивів, которые бы нейтрализовали начальные, агрессивные намерения конфликтующего участника. Глубокий и компетентный анализ сущности конфликтных ситуаций и мотивов действий субъектов на ранних стадиях, пока разногласия не переросли в насилие, терпимое и сдержанное отношение к конфликтующих сторон, ненавязчивый, но настойчивый влияние на их поведение со стороны компетентных должностных лиц, как показывает практика, способны в корне ликвидировать очаг готового вспыхнуть конфликта.

Прежде чем вступить в противоборство будущие соперники находятся обычно в нейтральных, а иногда в дружеских отношениях. В таком случае очень важно не разрушать минимальное сотрудничество, укреплять его, поддерживать и усиливать. С этой целью используют такие методы.

1. Согласие, когда возможного противника привлекают к участию в деле.

2. Практическая эмпатия, которая предусматривает вхождение в положение партнера, понимание его трудностей, выявление относительно него сочувствия и готовности помочь.

3. Сохранение репутации партнера, уважительное отношение к нему, хотя интересы обоих партнеров ныне расходятся.

4. Взаимное дополнение - использование свойств партнера (будущего соперника), которых не имеет его контрагент. Стимулируя и используя эти свойства, можно укрепить взаимное уважение и сотрудничество, избежать конфликта.

5. Исключение социальной дискриминации, что означает недопустимость пренебрежительного отношения друг к другу.

6. Психологическое настройки на возможные изменения служебного статуса партнера.

7. Распределение заслуг таким образом, хотя они преимущественно принадлежат той или другому лицу, но в тактических целях есть смысл распределить их между всеми участниками этой работы.

8. Создание благоприятного микроклимата во взаимоотношениях партнеров путем поддержания хорошего настроения, содействие проявления положительных эмоций, что снимает напряженность, вызывает чувство симпатии к партнеру и тем самым заметно уменьшает возможность возникновения конфликтной ситуации.

Конечно, этот перечень методов предупреждения конфликтов нельзя назвать исчерпывающим. Большая роль в этом деле принадлежит механизмам, которые предусматривают использование воспитательного воздействия норм права на сознание людей.

Есть определенные особенности и, соответственно, апробированные методы работы по предотвращению конфликтов в социально-бытовой среде, относящихся к компетенции правоохранительных органов. Эта проблема составляет предмет социального исследования, и ее детальное рассмотрение не входит в задачи авторов.

Отметим, что деятельность правоохранительных органов в этом направлении играет исключительно важную роль в деле борьбы с преступностью и другими правонарушениями. По сути, в широком смысле вся эта работа имеет профилактическое значение. Раскрытие преступлений, особенно так называемых резонансных; гласное рассмотрение в судах уголовных, гражданских дел, разоблачения органами прокуратуры нарушений законов в деятельности органов управления - все это является не только обеспечением реализации требований законов, принципа неотвратимости наказания, но и имеет большое профилактическое воздействие.

В то же время важность предупреждения правонарушений, специфических конфликтных ситуаций обусловила видное место профилактической работы в деятельности правоохранительных органов, определила насущную необходимость ее активизации и постоянного совершенствования. Испытанными формами такой деятельности является общая и индивидуальная профилактика правонарушений. Если общая профилактика рассчитана на широкие слои населения и заключается в осуществлении правовой пропаганды, то индивидуальная профилактика нацеливается на конкретных людей, учитывая их особенности, имеющиеся отклонения от общепринятых норм поведения.

Наконец, следует подчеркнуть, что проблема предупреждения конфликтов имеет комплексный характер, и ее успешное решение зависит от объединения усилий правоохранительных и других государственных органов, общественных организаций, всей общественности.

Литература

1. Бандурка А.М.,Друзъ В А. Конфликтология: Учеб. пособие для вузов. - Х.,1997.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - М.: Питер, 2003. - 464 с.

3. Громов., Алиев Т.Т., Зейналова Л.М. Состязательность и равноправие сторон в уголовном судопроизводстве. - М., 2003.

4. Жураковский В А., Калинин В.В. Арбитражные споры и процесс: Комментарии законодательства. Обзоры судебной практики. - М., 2002.

5. Мамедов АА.Справедливость назначения наказания. - М., 2003.

6. Основы конфликтологии: Учеб. пособие / А.В. Дмитриев, Ю.Г. Запруд-ниславский, В.П. Казимирчук, В.Н. Кудрявцев; Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Юрист, 1997.

7. Пича В.М., Левковский К.М., ХомаН.М. Политология: Типовые вопросы и ответы из лекционного курса: Учеб. пособие для студентов. - К.: Каравелла; Л.: Новый мир-2000, 2002. - С.149-153.

8. Радченко М.Ю. Арбитражные споры: Дел, практ. юриста. - М., 2001.

9. Решетникова И.В. Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве. - М., 2002.

10. Романов В.В. Юридическая психология. - М., 2003.

11. Скакун О.Ф. Юридическая деонтология: Учебник. - X.: Эспада, 2002. - 504 с.

12. Судебные системы европейских стран: Справочник. - М., 2002.

13. Сухарева Н.В. Споры с властью в арбитражных судах: Справочник. - М.,2002.

14. Тихомиров М.Ю. Разрешение споров в претензионном порядке: Комментарии и образцы документов. - М., 2003.

15. Томилин В.В. Судебная медицина. - М., 2003.

16. Фролов С.С. Основы социологии. - М., 1997.

17. Чудаков М.Ф. Судебные речи: Сборник. - М., 2002.

18. Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. - М., 1999.

19. ЩекинД.М. Судебная практика по налоговым спорам. - М., 2003.



Назад