Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология (Основы юридической деятельности)

10.1. Судейская деятельность


Как было отмечено в предыдущих разделах, есть разные виды юридической практической деятельности в зависимости от того, что взять за основу классификации. Но одной из наиболее важных классификаций, которая характеризует практическую деятельность юристов есть такая, что определяет виды по содержанию юридической работы и дает возможность охарактеризовать отдельные юридические специальности. Так, в пределах понятие юридического практической деятельности следует выделять определенные направления ее осуществления: судейскую (судебной), прокурорскую, следственную, консультативную и др.

Наиболее значимым видом среди всех имеющихся, который отделяется по целому ряду показателей, в том числе по истории становления, роли в юридическом процессе, является судейская деятельность. ее можно охарактеризовать по различным критериям, но главным является деятельный подход, определение юридических процедур и действий, присущих не суда в целом, а отдельно взятом судьи, определение требований профессионального и личного характера, которые относятся к личности юриста, что получил права на занятие таким видом юридической работы. Если говорить о деятельности судебной системы, то в таком случае считается целесообразным использовать термин "судебная деятельность", хотя такое терминологическое разделение не имеет принципиального характера.

Профессия судьи является одной из наиболее сложных юридических профессий. Это положение можно подтвердить ряду показателей. Как носителе государственной власти исключительно судье предоставляется право на осуществление правосудия, что предполагает высокий уровень профессионализма и личной ответственности за принятие справедливого и всесторонне взвешенного решения по конкретному юридическому делу. Деятельность судьи в общем плане - это не только воплощение в жизнь духа и буквы закона, восстановления нарушенного права, но и воплощение социальной справедливости, поддержка и обеспечение общесоциальных ценностей.

Судья должен принимать решение не подвергаясь никакому внешнему давлению, никаким обещаниям или искушениям со стороны заинтересованных лиц, даже не обращая внимание на просьбы или требования представителей властных структур.

Характерным является принцип четкой регламентированности работы судьи. Этот принцип проявляется в том, что для реализации своих полномочий судья не может отступиться от установленного законом порядка осуществления процедуры, он обязан в принятии решения принимать во внимание мнения других участников процесса, объективно оценивать предоставленную информацию, организовывать поведение присутствующих на судебном заседании, выполнять другие действия, которые также регламентируются законодательством.

Необходимо определить также некоторые функциональные аспекты судейской деятельности, которые характеризуют ее сложный характер и необходимость высокого уровня профессионализма юристов системы правосудия. Это прежде всего социальный, коммуникативный и организационный аспекты.

1. Социальный аспект. В своей деятельности судья заботится не только о том, чтобы правильно, в соответствии с законом рассмотреть юридическую дело и принять в ней справедливое решение, но и максимально использовать юридическую процедуру и весь объем своих полномочий, чтобы способствовать высокому авторитету права, воспитанию граждан в духе высокого уважения к его требованиям, способствовать распространению правовых знаний и иной правовой информации.

2. Коммуникативный аспект деятельности проявляется в разнообразных формах общения с отдельными индивидами, организациями, учреждениями и т.п., которое основывается на принципах юридического процесса и, исходя из задач отдельно взятой ситуации, требует проявления целого ряда личных качеств судьи, таких как отзывчивость, эмоциональная устойчивость, умение слушать собеседника, давать исчерпывающие и прямые ответы. Умение общаться и в ходе общения осуществлять функциональные обязанности является одной из характеристик профессиограммы судьи.

Среди основных задач, которые решаются в ходе осуществления этого вида деятельности, является укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и других правонарушений, охрана от всяких посягательств на общественный строй, его экономическую и политическую систему, на права и свободы отдельных индивидов и их объединений, воспитание граждан в духе неуклонного выполнения требований действующего законодательства, наказания преступников, а также их исправления и перевоспитания.

Все формы осуществления судейской деятельности объединяют в единую систему за счет внедрения определенных принципов, характеризующих правосудия в аспектах организации и процедуры. Следует остановиться на наиболее значимых процедурных принципах, среди которых независимость, законность, гуманизм, гласность, равенство участников процесса перед законом и судом, четкая процессуальное регулирование. Однако можно говорить и о других принципы, которые обеспечивают осуществление отдельных судебных процедур, действий, принципов взаимодействия с другими органами власти и общественными организациями, принципы подбора кадров или построения судебной системы в целом.

Один из важных принципов, который актуализируется в связи с проведением судебной реформы, внедрением в социальную жизнь принципов правовой государственности, - это принцип независимости судей. Его актуальность обусловлена также тем, что является довольно значительные трудности реального воплощения независимости в работу судебной системы. Сущность независимости прежде всего означает высокую персональную ответственность за свои действия, то есть несвавільно принимать решения на высоком уровне ответственности как перед законом, так и перед обществом. Независимость является условием и гарантией воплощение закона, обеспечения эффективности правосудия и его функционального назначения в правовой системе.

3. Организационный аспект понимание судейской деятельности - это черты, которые отличают ее от организационно-управленческой деятельности в общем смысле. Участники процесса не находятся во властном подчинении к судье. Однако качество рассмотрения дела во многом зависит от согласованности действий, взаимопонимания, бесконфликтности отношений, чего судья достигает благодаря своим организационным способностям. Особая ответственность за качественную организацию судебного процесса возлагается на председательствующего, который своими действиями и решениями формирует общую психологическую атмосферу, обстановку деловитости, доверия, что способствует эффективности выполнения своих функций и адвокатом, и прокурором, и представителем следствия. Даже поддержания дисциплины в зале судебного заседания во время рассмотрения дела - это также организационный обязанность судьи, для чего его наделен определенными полномочиями. Кроме того, суд - это не замкнутая в себе инстанция, не тайный орган. Это целостная система, которая достаточно четко организована в единственную ветвь государственной власти по всей территории Украины. Верховный Суд Украины, областные и районные суды действуют не изолированно друг от друга, между ними налажено четкое взаимодействие, что также указывает на организационный момент деятельности юристов в судебной системе. Но свою работу судья организует не только в направлении участников процесса или высших судебных инстанций. Необходимо организовывать взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными организациями, учебными заведениями, научными учреждениями, что характеризует многоаспектный характер судейской деятельности.

Деятельность судьи как отдельное направление практической деятельности юристов следует охарактеризовать также с точки зрения содержания - это основные виды работ, которые выполняет судья в ходе осуществления своих полномочий.

Согласно Конституции Украины, правосудие в Украине осуществляется только судом. Такое законодательное положение не только указывает на основное назначение судебной системы, но и помогает в определении основного содержания судебной деятельности. Правосудие в соответствии с действующим законодательством осуществляется путем рассмотрения и разрешения гражданских, административных и уголовных дел. Таким образом, в наизагальнішому виде с содержательной стороны деятельности судьи заключается в рассмотрении дел и принятии по ним решений. Однако такая характеристика судейской деятельности удается упрощенной, теряются ее сложность и многоплановость, о чем говорилось выше. Необходимо назвать те конкретные действия и процедуры, которые выполняет судья в связи с рассмотрением дела и в связи с организацией деятельности суда, судебной системы.

В зависимости от уровня судебной инстанции, где работает судья, от его полномочий будут зависеть и основные виды работ, но в целом их набор особенно не отличается. Так, можно определить основные действия, характеризующие судейскую деятельность с точки зрения содержания:

• изучение материалов дела, которую принято к рассмотрению, их проверка, анализ, сопоставление, формирование собственной версии;

• истребования дополнительных сведений, документов, касающихся дела;

• вынесение постановлений на проведение отдельных следственных действий, назначение экспертиз;

• организация проведения судебного заседания, определение режима его работы;

• заслушивание сторон и их представителей, постановка вопросов, которые помогают конкретизировать ответа или показания, приводят весь поток информации к логической системы;

• подготовка проекта и вынесения решения по делу, обеспечения его выполнения.

Чтобы попасть в круг кандидатов для избрания на должность судьи, каждый гражданин имеет право сдать квалификационный экзамен и обратиться к квалификационной комиссии судей с заявлением о рекомендации его на должность судьи. Последняя дает заключение.

К кандидатам на должность судьи, кроме того, ставят требования, чтобы эти лица не имели судимости и не были ограничены в дееспособности.

Право на занятие судейской деятельностью окончательно реализуется после получения положительных заключений квалификационной комиссии и по результатам выборов, которые проводятся Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и местными советами народных депутатов с предыдущим обсуждением кандидатур.

Впервые избранный судья в торжественной обстановке на заседании того органа, который избрал судью, принимает присягу. С получением статуса судьи юрист, который будет осуществлять этот вид деятельности, должен знать и четко придерживаться целого ряда требований запрещающего характера, предусмотренных Законом Украины "О статусе судей"1, а именно: судья не может быть народным депутатом, принадлежать к политической партии, движения, входить в состав органов исполнительной власти, других государственных органов, органов местного и регионального самоуправления, предприятий, которые имеют целью получение прибыли, заниматься предпринимательской и иной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной оплачиваемой творческой деятельности в свободное от работы время.

Такие требования к судейской деятельности ставят в связи с высоким назначением суда и судебного процесса в осуществлении правосудия достижении объективной истины и в связи с реализацией других задач, возложенных на судебные органы. Следует подчеркнуть, что судейскую деятельность не может осуществлять частное лицо или коммерческая структура. Судебные решения принимают от имени государства, судьи являются носителями судебной власти в Украине и эта деятельность осуществляется только в сфере публичного интереса.

Отдельно следует сказать о судейскую деятельность, которая не связана с рассмотрением конкретного дела, а исходит из необходимости обеспечения функционирования судебной системы в целом. К ее содержанию относится:

• осуществление контроля за работой подчиненных судов, внесение в их деятельности корректив, исправление ошибок;

• осуществление приема граждан, рассмотрение жалоб, заявлений и предложений;

• изучение судебной практики и ее обобщения, ведение судебной статистики;

• изучение законодательства, разъяснение его положений другим лицам, органам, организациям;

• оказание правовой и организационной помощи в пределах своих полномочий другим судебным органам по вопросам правильного применения законодательства;

• внесение представления об устранении нарушений закона и условий, способствовавших совершению правонарушений, представления протестов на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам (для отдельных категорий руководителей судебных органов);

• подготовка и представление отчетов о результатах деятельности органа или структурного подразделения.

Для выполнения перечисленных выше действий юристы, которые работают в судебных органах, должны иметь специальные знания и навыки судейской работы, осуществлять свои обязанности на профессиональной основе. Право на занятие должности судьи получают граждане Украины, которые отвечают целой системе требований к образованию, возраста и стажа юридической работы или работы в должности судьи. Образование во всех случаях предполагается высшее юридическое, возраст - 25-35 лет, в зависимости от уровня судебной инстанции, стаж работы по юридической специальности - от 2 до 10 лет, стаж работы в должности судьи - от 3 до 5 лет (для судей Верховного Суда Украины, Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного, судов городов Киева и Севастополя, военного суда региона и Военно-Морских Сил Украины).

Это означает, что в осуществлении правосудия, воплощении справедливости, соблюдении высокого уровня законности и правопорядка заинтересованы все органы, организации, учреждения, все члены общества. Этот интерес является общим для всех, поэтому не может быть обеспечен предпринимателями, которые имеют целью получение прибыли и во многих случаях находятся вне государственного контроля и общегосударственного интереса.

В связи с этим следует сказать о средства контроля за судейской деятельностью. Контроль за этим видом юридической практической деятельности следует рассматривать на трех уровнях.

1. Наравне взаимного контроля центральных органов государственной власти в связи с реализацией принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь власти осуществляет контроль за деятельностью других двух, что поддерживает всю систему государственных органов в состоянии надлежащей работоспособности, сдерживает от посягательств на чрезмерную концентрацию власти, попыток использования власти не по назначению и т.д. Поэтому за деятельностью всей системы судебных органов осуществляется контроль со стороны Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины. Отдельно следует упомянуть о управленческие решения об утверждении штатной численности и структуры судов Украины (кроме штатов Верховного Суда Украины) со стороны Министерства юстиции Украины. Это своего рода организационный контроль.

2. Наравне внутрисистемного контроля, что можно проследить на основании анализа полномочий председателей судов различного уровня, полномочий судебных коллегий, или президиумов, Пленума Верховного Суда Украины. Например, Председатель Верховного Суда Украины имеет право осуществлять контроль за выполнением руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Украины. Это означает, что его контрольные полномочия в этом вопросе касаются всех судебных органов Украины. Рассмотрение судебных дел в порядке надзора или в кассационном порядке является также формой контроля за деятельностью судов, выполняющих функцию судов первой инстанции. Кроме того, Закон Украины "О судоустройстве" прямо указывает в статье 31 на контрольные полномочия Верховного Суда Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских судов относительно деятельности районных (городских) и межрайонных (окружных) судов. К внутрисистемных мер контроля за деятельностью судей следует также отнести образования квалификационных комиссий и проведения квалификационной аттестации с целью оценки и стимулирования повышения профессиональной квалификации судей, повышения их ответственности за соблюдение законодательства при рассмотрении дел. К полномочиям квалификационных комиссий относятся осуществление аттестации избранных судей, предоставление заключений относительно кандидатов на должность судьи, возбуждения дисциплинарного производства, проведения служебных проверок, предоставление заключений об увольнении с должностей, применения других мер дисциплинарной ответственности, присвоения квалификационных классов. Кроме того, к внутрисистемного контроля относится деятельность органов судейского самоуправления, которые на своих форумах обсуждают вопросы применения судами законодательства Украины, усовершенствование работы и организационной структуры судебной системы.

3. На другом уровне организации следует воспринимать контроль за деятельностью судей со стороны отдельных граждан, средств массовой информации, политических партий и общественных организаций. Такой уровень контроля можно назвать общественным, поскольку его влияние проявляется в основном в формировании общественного мнения в отношении деятельности суда, судебной системы в целом или отдельно взятого судьи. Такая форма контроля наиболее характерна для демократических стран, особенно для стран с развитой адвокатурой. Проведение пресс-конференций, организация интервью с руководителями судебных органов, в которых они отчитываются о результатах судебной деятельности, недостатки в работе, также является общественной формой контроля со стороны общества.



Назад