Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология (Основы юридической деятельности)

10.2. Прокурорская деятельность


Этот вид юридической практической деятельности следует связывать с деятельностью системы органов прокуратуры и задачами, которые возложены на них в связи с функцией осуществление высшего надзора за соблюдением законов в Украине. В системе правоохранительных органов прокуратура Украины является единственным органом специального назначения, который специально создан именно для осуществления контрольно-надзорных функций в найширпіому понимании. Отметим, что те или иные контрольные функции осуществляют работники суда, депутаты, работники разного уровня государственных органов власти и учреждений. Но такие контрольные полномочия является лишь вспомогательным инструментом для выполнения этими органами основных функций другого профиля. Для прокуратуры осуществления контрольно-надзорных функций является основной задачей, что в значительной степени предопределяет специфику прокурорского вида деятельности.

Основной задачей прокурорского надзора за соблюдением законов является всестороннее утверждение верховенства закона, укрепление правопорядка и защита общественных отношений от противоправных посягательств. Использование термина "высший надзор" подчеркивает общий характер надзора, его влиятельность в отношении всех субъектов права независимо от формы собственности, объема полномочий, социального положения или других признаков. Так, к круга объектов высшего надзора за соблюдением и правильным применением законов принадлежат Кабинет Министров Украины, министерства, государственные комитеты, ведомства, органы местного самоуправления, общественные объединения, отдельные должностные лица1, что подтверждает общий характер надзора, его относительную независимость и обособленность.

Прокурорский надзор как отдельный вид деятельности предполагает не только наблюдения и фиксации фактов неправомерного поведения, но и активное вмешательство в жизненные ситуации, влияние на поведение участников правовых отношений путем издания индивидуально-правовых, управлінсько-организационных актов.

На этом основании в органы прокуратуры включены подразделения, которые осуществляют расследование деяний, содержащих признаки преступления. Наличие следователей прокуратуры, проведения ими предварительного следствия является необходимым условием и фактором активного влияния на состояние законности, выявления лиц, виновных в совершении преступления, а также условий, способствовавших правонарушению. Именно активность контроля, а не пассивное наблюдение является характерной чертой прокурорского надзора.

Работа органов прокуратуры, а следовательно, и прокурорская деятельность, несмотря на ее общий характер, осуществляется по отдельным направлениям, что закрепляется в законодательстве как функции прокуратуры и дает возможность представить масштабность высшего надзора. Так, помимо общего надзора за соблюдением законов органами, учреждениями, должностными лицами и гражданами, прокурорский надзор охватывает сферу деятельности органов, которые ведут борьбу с преступностью, выполняют наказания, удерживают задержанных, а также сферу деятельности военных управлений, частей и подразделений Вооруженных Сил Украины, органов Службы безопасности Украины и других военных формирований.

Следует также коснуться той стороны прокурорской деятельности, где прокурор выступает как участник судебного процесса. Согласно действующему законодательству, одной из основных функций прокуратуры является поддержание государственного обвинения и участие в рассмотрении дел в судах. Характерным моментом этого направления прокурорской деятельности является то, что в случае поддержания обвинения прокурор принимает непосредственное участие в исследовании доказательств и подает суду свои соображения по поводу применения уголовного закона, определение меры наказания, то есть своими действиями способствует принятию объективного решения по делу, не посягая на независимость суда. Такое взаимодействие с органами суда имеет целью не только осуществление надзора, но и содействие эффективности судебного следствия.

Несмотря на широкомасштабности осуществления прокурорского надзора, организацию контроля в различных сферах социальной жизни, вся деятельность прокуратуры строится на определенной системе принципов. Это принципы гласности, независимости в принятии решений, непредвзятости в различных категорий граждан, признание равенства всех участников юридического процесса перед силой закона, неотвратимость ответственности лиц, допустивших нарушение прав.

Особо следует подчеркнуть такие черты прокурорской деятельности, как ее независимость и обязательность исполнения требований прокурора. Независимость прокуратуры предусматривает недопустимость любого вмешательства в ее деятельность органов государственной власти, их должностных лиц, средств массовой информации, политических партий, кроме Верховной Рады Украины, которой только и подконтрольная деятельность прокуратуры. Любого рода запросы, обращения и другие документы по поводу дел, находящихся в производстве органов прокуратуры, не могут содержать указаний или требований относительно результатов их решения. Кроме того, попытки добиться принятия прокурором неправомерного решения влечет за собой юридическую ответственность.

Обязательность исполнения решений прокурора также характеризует этот вид деятельности с позиций его значения и роли в юридическом процессе. Все требования прокурора, которые соответствуют действующему законодательству, являются обязательными для всех адресатов и выполняются безотлагательно или в определенный прокурором срок. Невыполнение без уважительных причин законных требований прокурора влечет за собой юридическую ответственность.

Реагирования работников прокуратуры на факты нарушения закона осуществляется в определенных процессуальных формах и документах, среди которых различают протесты, предписания, представления, постановления, издаваемые и вносятся до органов, должностных лиц в зависимости от характера нарушения.

В связи с этим, и продолжая характеристику прокурорской деятельности, целесообразно остановиться на характеристике содержания работы прокурора, определении основных видов работ.

Прокуроры изучают и обобщают показатели реального состояния правопорядка, результаты работы других правоохранительных органов, делают относительно них выводы, вносят предложения; изучают материалы конкретных дел, находящихся в производстве органов дознания и предварительного следствия, подписывают обвинительное заключение, дают санкции на арест; требуют для проверки документы и материалы; лично посещают государственные органы, учреждения, предприятия; вызывают и проводят беседы с гражданами, должностными лицами; выступают в суде; осуществляют лично прием граждан, рассматривают жалобы и предложения; выдают предписания по устранению нарушений закона и выполняют другие виды работ.

Такой многогранный характер прокурорской деятельности требует от юристов, работающих в органах прокуратуры, наличии определенных свойств мышления:

• способности увидеть за внешним показателям сущность явления, причинные связи;

• охватить в пределах одной проблемы широкий круг вопросов и фактов, которые находятся вне границ непосредственного влияния;

• быстро и качественно решать проблемы в пределах своей компетенции, несмотря на нестандартность обстановки;

• самостоятельно и ответственно принимать решения, руководствуясь буквой закона и правосознанием профессионала;

• оставаться на принципах объективности, беспристрастности и всестороннего изучения материалов дела;

• уметь прогнозировать последствия принимаемых решений, совершенных действий с точки зрения их правовой, экономической или политической направленности.

На этом основании к юристов органов прокуратуры ставят достаточно высокие требования: образование - высшее юридическое; возраст (в зависимости от должности) - 25-30 лет; стаж работы в органах прокуратуры или судебных должностях - от трех до семи лет.

Лица, которые не имеют практического опыта работы по специальности, обязаны пройти стажировку в органах прокуратуры не менее одного года.

После назначения на должность работники прокуратуры принимают присягу, текст которой утверждается Верховной радой Украины. Срок полномочий Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров - пять лет.

Таким образом, после издания приказа Генерального прокурора Украины о назначении на должность и принятия присяги, лицо, которое отвечает названным требованиям, получает право на осуществление прокурорской деятельности. При этом необходимо придерживаться определенных запретов: работники прокуратуры не могут состоять в каких-либо политических партий или движений, а также входить в состав комиссий, комитетов и других коллегиальных органов, создаваемых Советами народных депутатов или их исполнительными органами. Как и другим государственным служащим, им также запрещено заниматься предпринимательской деятельностью.

Характерной особенностью является то, что в отличие от выборной должности судьи все должности в системе органов прокуратуры является назначаемыми, причем по принципу высокого уровня централизации. Если Генерального прокурора Украины назначает на должность Верховная Рада Украины по представлению ее председателя, то все другие должностные назначения в системе органов прокуратуры осуществляет Генеральный прокурор Украины.

Прекращение права на осуществление прокурорской деятельности связывается с выходом на пенсию, переводом на другую работу, наложением дисциплинарного взыскания в случаях, предусмотренных уставом прокуратуры Украины, который утверждается Верховной Радой Украины.

Контроль за осуществлением прокурорской деятельности также можно рассмотреть по трем уровням организации: зовнішньофункціональний, внутренне-системный и общественный. Зовнішньофункціональний контроль осуществляется единым органом - Верховным Советом Украины, перед которой Генеральный прокурор отчитывается за деятельность прокуратуры не менее чем один раз в год.

Вопросы организации внутрисистемного контроля за деятельностью органов прокуратуры целиком возложена на Генерального прокурора Украины, подчиненных ему прокуроров и коллегии органов прокуратуры, которые наряду с прокурорами городов, районов, областей заслушивают отчеты подчиненных прокуроров, начальников подразделений и других работников прокуратуры. В системе органов прокуратуры функционируют аттестационные комиссии, которые один раз в пять лет проводят аттестацию прокуроров и следователей прокуратуры.

Общественный контроль за осуществлением прокурорской деятельности в привычном для нас понимании не тянет непосредственно правовых последствий, но может способствовать позитивному влиянию на деятельность органов прокуратуры. Это может быть контроль со стороны прессы, политических партий, территориальной общины, что приобретает воплощение в запросам народных депутатов Украины, внесении законопроектов на рассмотрение Верховной Рады Украины, заслушивании отчетов Генерального прокурора Украины или снятии его с должности, лоббировании политического интереса определенного группировки относительно деятельности прокуратуры Украины, опубликовании отчетов и интервью с работниками прокуратуры, освещении в средствах массовой информации статистических данных по вопросам прокурорского надзора и т.д. Все эти меры со стороны общества должны способствовать повышению эффективности работы прокуратуры, совершенствованию организационной структуры и кадрового состава.



Назад