Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология (Основы юридической деятельности)

10.3. Следственная деятельность


Это отдельный вид практической юридической деятельности, который заслуживает особого внимания с точки зрения его роли и функционального назначения в процессе осуществления правосудия. Наряду с деятельностью судьи, прокурора деятельность следователя является неотъемлемой частью судопроизводства, благодаря которой в общем плане происходит процесс воплощения права, а с ним и воплощение социальной справедливости. Следственную деятельность в аспекте уголовного процесса действительно нельзя рассматривать отдельно от деятельности суда или прокуратуры, но представляется вполне возможным выделить ее характерные черты и особенности, которые бы на начальном этапе юридического обучения помогли составить первичные личные представления относительно этого направления практической деятельности юристов, определиться на будущее в своей профессиональной ориентации.

По поводу следствия как вида деятельности и отдельных его аспектов есть достаточное количество научной юридической литературе, в которой исследуются вопросы личности следователя, осуществления им отдельных следственных действий, повышения эффективности работы и т.д. Поэтому, характеризуя этот вид деятельности, нельзя не использовать результаты исследований юридической социологии, юридической психологии, криминалистики, уголовного процесса, которые помогут, хоть и на общем уровне (учитывая задачи и предмет курса), сформировать яркую картину профессиограммы следователя.

Основной задачей следствия является раскрытие преступления. Понятно, что в ходе решения этой глобальной задачи решают еще целый ряд задач, предусмотренных уголовным законом. Но уже на этом основании можно сделать вывод: следователь - это специалист юрист, сотрудник специального ведомства, в установленном законом порядке осуществляет досудебное расследование уголовных дел для их дальнейшего рассмотрения в органах правосудия - судах. В этом определении получили отражение те черты следствия, которые указывают на его функциональное назначение в уголовном процессе и на взаимодействие с органами правосудия.

Однако этих качеств было бы недостаточно, если не осветить вопрос о субъектов осуществления следственной деятельности, принципы их работы, взаимосвязь с другими участниками процесса и особенности психологической деятельности следователя.

Так, в современной юридической литературе указывают на характерные особенности следственной деятельности, среди которых следует назвать такие.

1. Основное назначение следственной деятельности является расследование преступлений.

2. Следственная деятельность очень четко регламентирована уголовно-процессуальным законом, хотя, с другой стороны, в принятии решений следователь остается процессуально независимой фигурой.

Осуществление следствия предусматривает наличие у соответствующего субъекта властных полномочий, которые гарантированы государством и осуществляется от имени государства.

3. Деятельность следователя характеризуется высоким уровнем ответственности, а также чрезмерным уровнем эмоционального напряжения.

4. Следственной деятельности присущи также элементы принуждения, на что указывает B.C. Кузьмичев в своей монографии. Это объясняется не только собственно характером следственной деятельности, но и тем, что в ходе установления объективной истины заинтересованы, в том участники процесса, оказывают противодействие, для преодоления которой и необходимо применять принуждение.

5. Следственная деятельность, исходя из специфики объекта своего влияния, предполагает выявление элементов творчества в ходе поиска объективной истины.

На этом основании можно согласиться с выводом, что следственная деятельность является специфическим видом социальной практики, который заключается в познании событий противоправного характера с помощью приемов и средств, которые соответствуют закону, включая их принудительную реализацию в случаях совершения противодействия расследованию преступлений.

Характеризуя принципы осуществления следственной деятельности, подчеркнем, что это основополагающие идеи, которые определяют основу и пути повышения эффективности и качества расследования преступлений. При этом не все принципы приобретают непосредственного закрепления в статьях законов, руководящих разъяснениях, приказах, а иногда формируются в сфере юридической практики и лишь затем получают официальное признание. Но главное - принципы следственной деятельности нельзя формулировать своевольно, на волне политического интереса, интереса отдельной личности. Это объективный процесс, который основывается на целях и задачах, стоящих перед органами следствия. К системе принципов, на которые опирается работа следственных органов, следует отнести: законность, этичность, научность, гласность, плановость, оперативность, динамизм, независимость, гуманизм, экономичность и т.д. В литературе выделяют и другие принципы, которые имеют более конкретный характер, являются принципами осуществления отдельных следственных действий, использование методик, средств криминалистической техники, взаимодействия с другими подразделениями и учреждениями.

Например, довольно распространенным стал такой принцип осуществления правосудия, как принцип презумпции невиновности, который имеет непосредственное отношение к следственной деятельности, в ходе которой предварительно определяют виновных лиц и степень их вины. Но окончательное решение о виновности лица, в соответствии с действующим законодательством, принимает только суд (за исключением административного и дисциплинарного производства, где юрисдикцию могут осуществлять и другие органы). Главное, что несмотря ни на какие личные амбиции, ни на интуитивные чувства, следователь в своих выводах руководствуется только доказательствами, что с непредвзятостью затем изучаются в прокуратуре и суде.

Кроме того, в литературе традиционно вспоминают о принципах объективности, всесторонности изучения фактических обстоятельств дела, виновных в совершении преступления, принцип обеспечения гражданского иска, если такое имеет место в ходе уголовного расследования.

Остановимся на характеристике субъектов следственной деятельности. Прежде всего необходимо отметить, что органы следствия как специализированные подразделения, которые осуществляют досудебную подготовку материалов, входят в систему органов Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел, прокуратуры, налоговой милиции1. их полномочия имеют определенную дифференциацию, что объективно обусловлено функциональной нацеленностью того или иного государственного органа или ведомства.

Кроме того, в Украине создано Национальное бюро расследований как специализированный центральный орган исполнительной власти, основной задачей которого является проведение досудебного следствия и оперативно-розыскных мероприятий в особо сложных уголовных делах2. Такие специализированные структуры уже действуют в других странах, достаточно эффективно выполняя свою функцию, но в нашем государстве Национальном бюро расследований такого опыта еще надо приобретать.

Говоря о следственную деятельность как возможность осуществлять следственные действия, необходимо обязательно упомянуть о такой форме расследования как дознания, что характерно не только для органов следствия. Закон предусматривает, что расследование уголовных дел могут осуществлять также милиция, командиры воинских частей, таможенные органы, начальники исправительно-трудовых учреждений, органы пожарного надзора, охраны границ, капитаны морских судов, но каждый в пределах своей компетенции, предусмотренной законом. Однако различие заключается в том, что одни из названных выше субъектов выполняют следственные действия фрагментарно, по мере необходимости, а другие - работают на профессиональной основе.

В связи с этим к кандидатам на должность следователя относятся достаточно высокие требования - высшее юридическое образование, знание специфики работы системы правоохранительных органов, знания процессуального законодательства и навыки его применения, развитый интеллект, умение использовать в мышлении законы логики, высокий уровень коммуникативности, моральной культуры и т.д. К сожалению, правоохранительные органы Украины испытывают определенные трудности, которые прежде всего связаны непосредственно с кадровой политикой государства. Не хватает квалифицированных и опытных работников, должности следователей занимают люди без юридического образования, предназначенные вне своим желанием принудительно или не способны к такого рода деятельности. Исправлению ситуации будет способствовать проведение судебно-правовой реформы в Украине, бережное отношение к кадрового потенциала государственных служащих правоохранительной сферы.

Видимо, характеристика следственной деятельности была бы неполной, если не остановиться на психологическом уровне его понимания. Это своего рода психология труда следователя.

1. Социальный аспект. Работники следствия является обособленной профессиональной группой, с деятельностью которой общество связывает преодоления преступных деяний, поиск виновных лиц и привлечения их к ответственности, защита пострадавших от правонарушения. Следователи находятся на переднем крае борьбы с преступностью и в непосредственном контакте с ее представителями. Эффективность расследования предусматривает эффективную защиту и воплощение справедливости в социальные отношения, обеспечения стабильности общественного развития, удовлетворения индивидуальных потребностей и интересов.

2.  Коммуникативный аспект. Как указывает В.Л. Васильев, в мире есть значительная группа профессий по типу "человек-человек". Это, например, профессии врача, педагога, судьи, продавца и др. Следователь также принадлежит к этой категории профессий1, потому что общение с различными категориями граждан является одним из основных путей получения информации. Отсюда до следственных относятся профессиональные требования вхождения в контакт, управление психологическим состоянием других людей, умение направлять разговор в нужное русло.

3. Организационный аспект. Умение планировать работу, распределять время с целью его эффективного использования имеет смысл в любой сфере деятельности. Однако планирование рабочего времени для деятельности следователя, организация себя и других на отработку версии, концентрацию усилий следственной бригады или оперативно-следственной группы являются необходимыми условиями реализации полномочий следователя. Характерной чертой следственной работы является также ее индивидуальность. Следователь как главный исполнитель производства по делу лично выполняет подавляющее большинство разнообразных по характеру действий. Организация личной индивидуальной работы более простое дело, чем, скажем, организация коллективного труда. Возникает необходимость распределения обязанностей, согласованности и координации действий, налаживанию взаимной информации, согласия и контроля за выполнением.

Следует помнить, что в производстве у следователя одновременно находятся несколько уголовных дел, а их расследование должно происходить в сроки, четко определены законом, особенно если под стражей находятся подозреваемые. На этом основании планирование и распределение рабочего времени, назначение встреч, своевременное выполнение следственных действий и оформление документов имеют исключительное значение, что предопределяет качественное ведение нескольких дел одновременно. Организационный аспект деятельности следователя проявляется также в том, что по характеру работы ему приходится обращаться к различным учреждений, должностных лиц, организаций. Органы следствия с целью получения необходимой информации могут давать поручения другим органам следствия или дознания, назначать проведение экспертиз. Кроме того, выполнение отдельных следственных действий также требует от следователя организационных способностей. Это, например, проведения задержания подозреваемого, организация обыска, очной ставки, где от качества организации процесса зависит перспектива дела.

Следственные действия: допрос, эксперимент, опознания, освидетельствование и др. отличаются по своему содержанию. Выполнение каждой из них связано с применением большого количества разнообразных мероприятий, наработанных следственной практикой и уголовной наукой. Одно и то же задачу можно решить разными приемами и средствами, одну и ту же обстоятельство установить разными путями. Кроме наивысших форм интеллектуальной деятельности профессия требует от следователя много чисто технических и манипулятивных приемов и действий: сшить дело, согласно правилам документоведения, напечатать текст документа, составить топографический план местности, изготовить слепок, сделать фотосъемку. Для профессии следователя важной чертой должно быть преодоление сопротивления его деятельности со стороны отдельных лиц или в некоторых случаях даже макрогруп. Следователь в поисках истины в деле нередко сталкивается с пассивным или активным сопротивлением со стороны заинтересованных лиц - участников процесса. Наиболее заинтересованным лицом в таком ходе дела является сам правонарушитель, его представители, которые всеми силами оказывают противодействие производства следствия. Успех следствия содержит угрозу жизненным интересам виновного лица, что предопределяет ее активность в организации противостояния следствию. Неравенство в положении следователя и названных выше лиц связана также с тем, что последние знают, какие обстоятельства дела можно затаить, чтобы смягчить свою вину. В то же время следователь постоянно имеет в своем распоряжении неполную информацию и представление о событиях и фактах прошлого, подлежащих доказыванию.

Своеобразной чертой расследования является необходимость сохранения следственной тайны. Процесс следствия неизбежно связан с проникновением в личную жизнь людей, изучением прошлого уклада жизни, семейных отношений и сугубо интимных обстоятельствах. Объявления этих данных способно совершить большой вред, привести к компрометации людей и личной трагедии. Известно много случаев, когда преступники обогащают свой опыт и знания, вынашивают новые средства совершения и сокрытия преступлений. Но дело не только в умении хранения тайны. Необходимо также соблюдать специальных требований конспирации, уметь хранить служебные секреты, предотвращать их утечки за пределы того круга лиц, которые занимаются работой в этом деле.

Контроль за работой следственных подразделений осуществляется как со стороны ведомства, в котором сосредоточено орган следствия, так и со стороны других правоохранительных структур, в частности, суда и прокуратуры. Следует учитывать, что за работой следователя осуществляют контроль также другие участники процесса - свидетели, подозреваемый, обвиняемый, что воплощается в осуществлении ими права на ознакомление с материалами дела, представленные отвода, принесении жалобы на действия следователя, пользовании правом на защиту. Особой формой контроля за предварительным следствием может стать участие адвоката - профессионального юриста, который защищает интересы одной из сторон (потерпевшего или подозреваемого). В таких случаях документальные или процессуальные ошибки могут свести на нет всю работу следствия.

Известно, что деятельность следственных подразделений находится также под контролем общественного мнения, население, работников прессы, которые внимательно следят за конечными результатами следствия, даже иногда не учитывая итоговой роли суда. Однако те цифры, которые свидетельствуют о количестве раскрытых преступлений, характеризуют прежде всего эффективность работы органов следствия, а не суда и прокуратуры. И сформирована на этом основании общественное мнение о деятельности правоохранительных органов является весьма влиятельным средством контроля, потому что тема правопорядка становится предметом обсуждения и трудовых коллективов и общественных организаций и политических партий.

Депутатский запрос также является формой контроля за деятельностью следственных органов. Такой запрос подается, когда совершаются достаточно резонансные преступления, и политическая власть заинтересована в быстром и качественном их расследовании или есть подозрение, что следствие не будет объективным.

За совершение правонарушений работники следствия на основании ведомственных уставов и норм действующего законодательства несут юридическую ответственность в полном объеме, не пользуясь никакими льготами. Характерным является то, что в случае следственной и судебной ошибки причиняют ущерб гражданину. В этих случаях государство берет на себя обязанность возмещения вреда в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что следственная деятельность в Украине осуществляется вне предпринимательства. Есть и частный охранный бизнес, но эти структуры не имеют права на проведение официального расследования. Однако можно надеяться на то, что со стабилизацией обстановки в сфере правопорядка, проведением судебно-правовой реформы в Украине вопросы частной детективной службы предстанут в повестке дня работы Верховной Рады Украины.



Назад