Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология (Основы юридической деятельности)

10.5. Нотариальная деятельность


Нотариус (notarius) - слово иностранного происхождения, которое в дословном переводе с латинского означает писец, секретарь. В современном понимании нотариус - это должностное лицо, которое удостоверяет, оформляет различные юридические акты (договоры, завещания, доверенности и т.д.). Однако ограниченное определение не дает возможности составить полное представление о работе всей системы органов нотариата, приравненных к ним органов, а следовательно, о отдельное направление юридической работы, который определяется как нотариальная деятельность.

Рядом с прокурорской, судейской, следственной нотариальная деятельность является необходимым элементом, неотъемлемой частью в цепочке юридических действий и процедур, осуществляемых системно во всех направлениях правовой практики. Следует отметить, что в научной литературе освещается деятельность нотариата ограничено. Со стороны законодательной власти уделяется мало внимания, хотя и по объективным причинам. Нет конкретизуючих указаний относительно нотариусов и в системе международно-правовых актов. Но это вовсе не свидетельствует о второстепенную роль нотариата в системе юридических учреждений и в сфере осуществления юридической практики.

Иногда нотариальную деятельность называют по ее содержанию засвідчувальною деятельностью, что действительно раскрывает ее функциональное назначение и сущность как отдельного вида юридической работы. И, говоря о значении засвідчувальної деятельности, следует вспомнить, что повседневная потребность в ней обусловила предоставление права на осуществление нотариальных действий другим органам и должностным лицам, которые не входят в систему органов нотариата. Своевременное решение жизненных ситуаций предусматривает неотложности совершения нотариальных действий, без чего органы и учреждения не могут принять к своему производству дело, а следовательно, интерес гражданина остается неудовлетворенным, возникают препятствия на пути реализации субъективного права. В реальной жизни это проявляется в ситуациях, когда есть необходимость обратиться с заявлением в орган или учреждения, вступить в договорные правоотношения с другим лицом и подтвердить их официально в законном порядке, доказать путем нотариального заверения компетентным органом государства свой социальный статус или правовой статус с целью защиты интересов, реализации потребностей.

В целом таких ситуаций возникает множество, когда составляется насущная необходимость подтвердить на официальном уровне достоверность фактов, документов, без чего решение той или иной дела не представляется возможным. Специфика таких ситуаций заключается в том, что сам орган, в производстве которого находится дело, или физическое лицо, которое совершает правовой поступок, не могут сами осуществлять удостоверение. Это противоречит принципа объективной истины. Например, наследодатель не должен заверять сам свое волеизъявление относительно распределения имущества между наследниками, а стороны договора купли-продажи автомобиля не должны сами удостоверять достоверность соглашения во время регистрации его в органах ГАИ. Такое распределение функций между различными органами способствует соблюдению законности и обеспечению достоверности в осуществлении многих правовых поступков.

Таким образом, нотариальная деятельность обеспечивает выполнение свидетель-вальної и контрольно-регистрационной функции при решении юридических дел. Кроме того, в ходе осуществления своих функциональных полномочий органы нотариата призваны укреплять режим законности в стране, способствовать повышению уровня правопорядка, охранять отношения собственности, создавать условия для всесторонней реализации прав, законных интересов граждан, а также предупреждать факты совершения правонарушений. Задача нотариусов заключаются не в том, чтобы проверять основания осуществления тех или иных гражданско-правовых сделок или законность основания выдачи документов гражданину другим органом. их задача - проверка подлинности документов, фактов, действий, заверение их реальности и предоставление им юридической силы.

Основные задачи по осуществлению нотариальной деятельности возложена на нотариате, под которым понимают систему органов и должностных лиц, на которых возложена обязанность удостоверять права, а также факты, имеющие юридическое значение, и совершать иные нотариальные действия, предусмотренные законодательством, с целью оказания им юридической достоверности. Должностных лиц нотариата называют нотариусами, а их действия - нотариальными. На современном этапе в системе органов нотариата произошли определенные изменения, обусловленные принятием в 1994 г. закона Украины "О нотариате" и признанием права на существование частных нотариальных контор. Однако такие организационные изменения совсем не повлияли на содержание и назначение нотариальной деятельности, условия и порядок совершения нотариальных действий, за исключением отдельных нормативных положений ведомственного происхождения, которые предусмотрели новизну в системе документооборота и т.д. Наличие частных нотариальных контор вовсе не предполагает, что они работают каждый на свой лад и исключительно на свой интерес с предположением различных отклонений в работе. Частное в юридической деятельности не должно ассоциироваться с противоправным. Иначе в таком случае под сомнение можно поставить и деятельность адвокатуры, которая имеет негосударственный характер.

Понятно, что на начальном этапе на волне распространения частной идеологии некоторые нечестные предприниматели успели вмешаться и в эту сферу, где должны господствовать только закон и справедливость. Но со временем ситуация постепенно претерпела изменений к лучшему, о чем свидетельствуют статистические данные об уменьшении количества частных нотариальных контор и факты аннулирования свидетельств на право занятия этим видом деятельности. Таким образом, на сегодня в Украине констатировать наличие двух основных форм осуществления нотариальной деятельности - государственной и частной. Есть даже основания говорить о конкуренции в их деятельности, которая проявляется в овладении рынком правовых услуг.

При этом, несмотря на различия в происхождении, и государственные, и частные нотариальные конторы осуществляют деятельность на основании единых нормативов порядке совершения нотариальных действий и взаимодействия с другими органами, организациями и учреждениями. Основным документом, регулирующим деятельность нотариата, является Закон Украины "О нотариате". Но в этом же законе определяется, что нотариусы и другие должностные лица, совершающие нотариальные действия, в своей деятельности руководствуются также постановлениями Верховной Рады Украины, указами и распоряжениями Президента Украины, приказами министра юстиции Украины, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, а на территории Республики Крым -- законодательством Автономной Республики Крым. Характерным является то, что Закон Украины "О нотариате" содержит также ссылки на нормы системы международного права, межгосударственных соглашений, которые могут определить перечень вопросов, решаемых нотариусами в пределах их компетенции. В связи с этим следует отметить, что право создания нормативной базы деятельности нотариата Украины принадлежит как центральным, так и местным органам государственной власти, хотя не все из названных выше активно используют это право.

Один из признаков юридического практической деятельности - четкая правовая регламентация - вполне касается каждого из ее видов, в том числе нотариальной деятельности. Работа с документами вообще предполагает абсолютную внимание, точность ведения учета, надлежащий режим хранения, порядок подготовки, утверждения, прохождения по инстанциям, а также выполнение системы требований относительно структуры, языка, реквизитов, порядке использования технических средств, бланков и т.д.

Поэтому, говоря о работе нотариуса, который работает в основном с документами, следует говорить об объективной необходимости нормативной регламентации такой работы.

Избегая вопрос о системе органов нотариата, их подчинения, что является предметом изучения другого юридического дисциплины, остановимся на характеристике содержания нотариальной деятельности, который в таком понимании следует раскрыть сквозь призму совершения нотариальных действий. В этом случае необходимо отметить определенное различие в объеме компетенций между государственным нотариатом, частными нотариусами и другими органами и должностными лицами, уполномоченными на совершение нотариальных действий, что в определенной степени характеризует и содержание работы. Поэтому возьмем за основу компетенцию государственного нотариата, который является более значимым субъектом в осуществлении именно этого вида деятельности, чей объем полномочий: наиболее содержательный. В Законе Украины "О нотариате" представлен конкретный перечень нотариальных действий, что могут совершаться государственными нотариусами:

• удостоверение соглашений (договоров, завещаний, доверенностей, брачных контрактов и др.);

• принятие мер по охране наследственного имущества;

• выдача свидетельства о праве на наследство;

• выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

• выдача свидетельства о приобретении жилых домов с публичных торгов;

• выдача дубликатов документов, хранящихся в делах нотариальной конторы;

• наложение запрета на отчуждение жилого дома, квартиры, дачи, садового дома, гаража, земельного участка, иного недвижимого имущества;

• заверение верности копий документов и выписок из них;

• заверение верности перевода документов с одного языка на другой;

• удостоверение факта нахождения гражданина в живых;

• удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте;

• удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

• удостоверение времени предъявления документов;

• передача заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

• принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг;

• совершение исполнительных надписей;

• совершение протестов векселей;

• предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;

• совершение морских протестов;

• принятие на хранение документов.

Этот перечень значительно сокращается, если в законе речь идет о компетенции негосударственных нотариусов или других субъектов. Выше было указано, что право на совершение нотариальных или приравненных к ним действий принадлежит не только юристам-специалистам, которые работают в органах нотариата, но и другим лицам и учреждениям. К ним относят:

• должностных лиц исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов;

• консульские учреждения Украины;

• главных врачей, их заместителей по медицинской части, дежурных врачей, капитанов судов, начальников экспедиций, начальники госпиталей и учреждений и заведений, начальники мест лишения свободы.

Такой расширенный перечень субъектов, уполномоченных на совершение нотариальных действий, не характеризует нотариальную деятельность в целом. ее характерной чертой остается осуществление полномочий только на профессиональной основе, что не исключает признания отдельных исключений из общего правила.

Профессионализм, специализация правовых знаний, опыт, соответствие квалификационным нормативам, владения системой морально-этических норм - все это требования личного и профессионального характера, соблюдение которых дает возможность утверждать о высокий уровень правового обслуживания населения.

Продолжая анализ, остановимся на психологическом аспекте характеристики нотариальной деятельности. Например, М.В. Коваль утверждает, что прежде всего в психологической характеристике профессиональной деятельности нотариуса следует выделить следующие стороны:

• познавательную, как аналог поисковой деятельности, которая заключается в профессиональном исследовании предоставленных нотариусу документов;

• коммуникативную, которая заключается в организации психологического контакта с гражданами, которые обращаются за помощью к нотариусу;

• засвідчувальну, которая заключается в достижении основной профессиональной цели, принятии решения о необходимости подтверждения факта документа и т.п.

Принцип профессионализма в осуществлении юридической деятельности ставит определенную систему требований к личности нотариуса. Закон предусматривает, что нотариусом может быть гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование и прошел стажировку в течение шести месяцев, сдал квалификационный экзамен и получил свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью. Помимо этих требований, есть и определенные ограничения. Например, не может быть нотариусом лицо, имеющее судимость. Нотариус не может находиться в штате других государственных, частных и общественных предприятий и организаций, заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме составление проектов сделок и заявлений, изготовление копий документов и выписок из них, а также разъяснения и консультации правового характера1.

Принцип профессионализма также обусловил функционирования в органах нотариата квалификационных комиссий, которые по аналогии с квалификационно-дисциплинарных комиссий адвокатуры призваны определить уровень профессиональной подготовки лиц, которые намерены заниматься нотариальной деятельностью.

До кандидата на занятие нотариальной деятельностью ставят требования относительно знание гражданского, семейного, жилищного законодательства, знание видов документов, умение распознавать истинные документы, отличать их от поддельных или просроченных, четкое знание перечня необходимых реквизитов на них, умение составлять самом отдельные виды правовых документов и др.

Не менее важна система требований этического характера, которые относятся ко всем работников юридической сферы и происходят из требований социальной морали или основываются на деонтологических нормах международного права. Часть таких требований имеет непосредственное отношение к нотариусам и в связи с этим закрепленная в статьях нормативно-правовых актов. Например, в статье 6 Закона "О нотариате" содержится текст присяги нотариуса, которую составляет лицо, впервые получила право на занятие нотариальной деятельностью:

"Торжественно клянусь исполнять обязанности нотариуса честно и добросовестно, в соответствии с законом и совестью, уважать права и законные интересы граждан и организаций, хранить профессиональную тайну, везде и всегда беречь чистоту высокого звания нотариуса".

Также в Законе содержится требование соблюдения тайны. Сведения, которые стали известны в деле, не разглашаются нотариусом. Также тайну составляют сведения о совершении лицом тех или иных юридически значимых действий, за удостоверением которых лицо обратилось в нотаріат. их разглашение может квалифицироваться как правонарушение, и если для гражданина, учреждения или организации наступили вредные последствия, то должностное лицо можно привлечь к юридической ответственности путем аннулирования свидетельств о праве на занятие нотариальной деятельностью.

Как ограничения в праве совершения нотариальных действий рассматривают ситуации в законе, когда за правовой помощью к нотариусу могут обратиться его родственники, сотрудники по нотариальной конторе, когда нотариус или должностное лицо желают совершить нотариальное действие на свое имя и от своего имени, от имени своего органа.

Такие действия признают как аморальными, так и противозаконными, что предопределяет их ненадежность.

Кроме указанного выше следует обратиться к обязанностей нотариуса, где также содержатся важные моральные предписания: нотариус обязан оказывать содействие гражданам, организациям, учреждениям в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять права и обязанности, предупреждать о возможных последствиях нотариальных действий, чтобы юридическая необходимость не могла быть использована им во вред.

Прекращение права на совершение нотариальных действий непосредственно связано с окончательным перечнем условий, определенных в законе, наступление которых лишает юриста свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью. К таким условиям относятся:

1) собственная инициатива нотариуса;

2) представление управления Совета Министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в случаях:

а) утраты гражданства Украины или выезда за пределы Украины на постоянное проживание;

б) вынесения в отношении нотариуса обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу;

в) вынесение постановления о применении в отношении нотариуса принудительных мер медицинского характера, вступившим в законную силу;

г) вынесение постановления о прекращении уголовного дела в отношении нотариуса по нереабилитирующим основаниям;

д) вынесения решения суда, вступившего в законную силу, об ограничении дееспособности лица, исполняющего обязанности нотариуса, признания его недееспособным или безвестно отсутствующим, объявления его умершим;

есть) неоднократного нарушения нотариусом действующего законодательства при совершении нотариальных действий или грубого нарушения закона, которое нанесло ущерб интересам государства, предприятий, учреждений, организаций, граждан;

есть) несоответствия нотариуса занимаемой должности вследствие состояния здоровья, препятствующего нотариальной деятельности;

ж) нарушение нотариусом требований, предусмотренных частью второй статьи 3, частью первой статьи 8 и статьей 9.

Кроме того, что органы нотариата осуществляют определенные контрольные функции за значительным количеством правовых отношений согласно объему своих полномочий, их деятельность также подлежит контролю, который можно разделить на два вида, - ведомственный и внешний (вневедомственный). Оба вида имеют целью осуществления контроля за законностью деятельности, эффективностью и качеством работы, по уровню профессионализма работников, за совершенством организационной структуры и т.д. Если внешний контроль осуществляется со стороны органов прокуратуры, суда или органов дознания и предварительного следствия, то внутрисистемный контроль теми органами, которые осуществляют руководство работой нотариальных контор, а также Высшей квалификационной комиссии нотариата при Министерстве юстиции Украины и квалификационными комиссиями при территориальных управлениях юстиции Совета Министров Автономной Республики Крым, областной, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.



Назад