Электронная онлайн библиотека

 
 Экология и охрана окружающей природной среды

1.3.2. Представления древних украинцев о природе


Язычество наших предков было религией гармонии человека и природы, человека и Вселенной. В те давние времена человек не отделяла себя от обожаемой, а следовательно, девственной природы, не считала себя ее "царем", однако была уверена в собственном смысле, в том, что является частью грандиозного целого.

Поэтому и почитались силы природы, небесные светила - Солнце, Луна, звезды. Божествами и духами было заселено землю и воду, растительный мир. Не разрушая природы, древние славяне брали у нее все необходимое для существования - еду, одежду, лекарства. Надо было только знать те законы, по которым происходит таинство жизни.

Пахота, сев, уборка урожая - все эти, вроде бы простые, бытовые процессы превратились в таинственные, торжественные и удивительно поэтические ритуалы. Роковой ошибкой человечества стало моральное отлучение от природы, что началось позже и приобрело катастрофические масштабы в двадцатом веке. Сегодня, на пороге страшных экологических кризисов, следует снова обратиться к мудрости наших предков, чтобы хоть немного научиться у них уважительного отношения к природе, утраченного нерозважливими потомками.

Сокровищница народной мудрости украинцев богата на пословицы и поговорки о природе, ее явления, растительный и животный мир. Эти народные афоризмы отражают взаимоотношения человека с природой от древнейших времен, когда еще формировались пуски словесного искусства. Природа выступала в них то как непонятная, враждебная сила, то как помощник человека: "Огонь и вода добрые служить, но злые господствовать", "С огнем не шути и воде не верь", "Тихая вода людей топит, а быстрая только пугает", "Солнце - отец, месяц - отчим".

Изменяя природу вокруг себя, человек меняла и саму себя, свои представления об окружающем мире, накапливала опыт для дальнейшего совершенствования взаимоотношений с окружающей средой. Издавна в народе говорят: "Гром гремит - хлеб будет родит", "Дождь в пору - золото", "Как сено косят, то дождя не просят".

За длительную историю у человека не было большего союзника, защитника и друга, чем ее земля. Чувство сыновней преданности земли передается генетически из поколения в поколение.

Земля в древних поговорках и пословицах называлась матерью, прославилась ее сила и щедрость: "богатейшая Земля, вода самая сильная". Образы земли и воды являются неотъемлемыми во многих пожеланиях: "Будьте здоровы, как вода, а богатые, как земля!"

Украинская мифология как совокупность представлений и отдельных переводов о объекты живой и неживой природы, человека и Вселенную развивались на основе древней общеславянского мифологии. В мифах человек стремился объяснить и упорядочить окружающий мир. Наши предки много внимания уделяли природным явлениям и стихиям, отдельным этапам жизни и смерти человека, структуре окружающего мира. Ведь именно в славянской и в частности в украинской мифологии, земля - это мать, она же символ богатства, достатка, главного пристанища живых и мертвых. Кстати, украинцы не размещали царства мертвых за пределами Земли. По их верованиям, мертвые жили в птицах, деревьях, камнях и зачастую в земле, откуда могли разговаривать с живыми людьми, могли выходить из земли, из рек и искать возможности общения с живыми. Народ глубоко чтит в своих поверьях землю и дает ей такие названия: мать, святая земля, мать сыра земля, кормилица наша.

Своеобразным культом у наших предков была вода. С давних давен украинцы с особой тщательностью охраняли и украшали источники, считая их святыми местами. Не случайно, что с колодцами связаны многочисленные легенды о спрятанных сокровищах, хотя более ценного сокровища, чем вода, в природе, очевидно, не существует. Вода праздника. Вода берется из земли. До воды народ относится с уважением и считает за грех плевать в нее и говорить бранные слова. Всегда считалось за большую надругательство заглядываться в зеркало воды. Народные наставления говорят: заглядатимеш в колодец - затянет водяная баба, чепуритимешся над водой - погубит на щеках оспа... И то было не столько запугивания, как большое уважение к воде, ведь она всегда должна быть чистой. Пословица говорит: "Не плюй в колодец, потому что придется еще пить воду".

В наших предков царил культ деревья, леса. Считалось кощунством строить дом из дерева, поврежденного блискавицею. Липу как защитницу от молнии рекомендовалось сажать вдоль дороги, возле господи, возле культовых сооружений, дворцов. Особенно боялись злые духи осины - поэтому ее тоже сажали круг жилья, осиновые колья забивали для отпугивания нечистой силы в местах, где она якобы появлялась.

Этические нормы нашего народа запрещали уничтожать, убивать из прихоти. В то далекое время люди понимали, насколько уязвима природа и предостерегали равнодушных: "Будь осторожен, рядом с тобой другие существа, дай им жить...". Высокий уровень понимания явлений природы, экологическое мировоззрение наших предков оказывается в народных приметах, поговорках и пословицах: был создан определенный кодекс, который требовал относиться к природе как к святыне.



Назад