Электронная онлайн библиотека

 
 Украинская устное народное творчество

статья 7. Христианство и его влияние на развитие украинской народной словесности


Официальной датой введения христианства в Киевской Руси считается 988 год, когда князь Владимир крестил свой народ. Но, как отмечалось ранее, исторические документы свидетельствуют, что христианство пришло на наши земли еще задолго до 9 века.

Христианство давало новые возможности развития духовного и материального. Его внедрение на Руси осуществлялось по инициативе княжеской верхушки. Тогдашние князья, что не раз бывали за границей в чужих государствах, имели возможность сравнить жизнь христианских и языческих стран, понять разницу в их укладе и отдать предпочтение первым. Именно в княжеском среде началась христианизация русских земель: их дети получали хорошее по тем временам образование, отстаивали христианскую веру, понимая ее чрезвычайное значение, обусловленное, прежде всего, тем, что христианство, как вероучение, построенное на Библейских книгах, принесло в Русскую державу письменность. Кирилл и Мефодий создали алфавит с целью перевода Священного Писания на русском языке. Это стало началом писательства и развития литературы (и оригинальной и переводной). Кроме того, христианство принесло на славянские земли новые представления о мире и человеке как такие, которые созданы Богом, веру в единого Бога-Творца, что проявляется в трех лицах - Отец, Сын и Святой Дух, а также веру в Иисуса Христа, единородного Сына Божия, пришедшего в мир, чтобы стать жертвой за грехи человечества и этим спасти людей, дать им вечную жизнь.

Вместе с новым вероучением, христианство принесло в Русь новую .мораль, строившейся на библейских заповедях, основу которых составляет любовь к Богу и к ближнему, новый взгляд на семью и брак, заключаемый между двумя людьми (до того не было закона о моногамную семью, так и не только простые люди, но и князья имели по несколько жен и наложниц); а также - негативное отношение к язычеству, к магии и колдовства, языческих жертвоприношений, ритуальных оргий, закона кровной мести, поклонение силам природы и др. - как потому, что противостоит вере.

Будучи совершенно отличным от существующего на Русских землях языческого мировоззрения, христианство вступило в долгую борьбу со старыми традициями. В течение этой борьбы христианская культура превращала местную, тем сама подпадая под влияние местных обычаев. После принятия христианства в Киеве и на периферии еще долго поклонялись языческим богам. Часто христианские храмы или просто кресты ставились в рощах наряду со старыми идолами, где совершались языческие обряды. Невежественный народ, который не имел возможности читать Библию, не мог понять нового вероучения, пытался «пристроить» его к старой системе обрядов. На основе столкновение двух мировоззрений создалось новое явление, которое старыми русскими пастырями называлось двоверие - то есть сочетание в сознании народа языческого и христианского мировоззрения.

«Совпадения христианских и языческих праздников... слишком многочисленные, чтобы быть лишь делом случая. Они свидетельствуют о компромисс, к которому церковь во время своего торжества вынуждена была прибегнуть с противодействующими культами, что даже побежденные, еще не потеряли своего влияния».

О том, что после официального принятия христианства продолжали существовать языческие капища, свидетельствуют археологические раскопки, в частности святилищ Збручанского культового центра. Археологи связывают формирование этих городищ с реформой 988 года, которая сопровождалась ликвидацией практики идолопоклонства. Это заставляло язычников, особенно жрецов, что не хотели принимать христианство, убегать далеко в леса и строить там языческие капища. Все они размещались далеко от центров цивилизации, куда перемещались магически-ритуальные традиции. Сохраняя языческие обряды и идолопоклонство, эти культовые центры продолжали практику человеческих жертвоприношений до конца 13 ст.48 Борьба между двумя мировоззрениями и приводила к тому, что, как свидетельствуют письменные источники, язычники приносили в жертву христиан.

Говоря о этот период русской истории, Г. Булашев отмечает, что наши новообращенные предки поделились на две группы, первую составляли образованные люди, принявшие христианство, а вторую, «несравненно численнішу, составляла народная масса», которая не читала книг, поэтому, хоть и привыкла к христианского обряда, оставалась на прежнем ступени»: «В народной массе происходило смешение предметов поклонения, древних богов с христианскими святыми (Перун - и Илья Пророк, Волос - и святой Власий и др.). Не забывались старые главные боги, даже мелкие представители мифологии, которые сплошь наполняли народный быт. Обличители старых традиций неизменно выступали против «языческих» обычаев, «бесовских» песен и развлечений; вспоминая о поклонение древним языческим божествам и огня - Сварожичу, о жертвах Рода и Рожаницям, бесам, бревнам и колодцам и различные обряды языческой древности. Подобные разоблачения не раз свидетельствуют о том, что в народе долго не мог утвердиться христианский брак, вместо которого действовал давний обычай - «умыкания» (похищение) или Покупка невесты, или брак по условию, с приданым. Где за христиан ським учением нужна была молитва, мнимые христиане обращались к «колдовства», узлов («науз»), нашептів и др. Тогда же состоялась и замена древних языческих праздников христианскими...». Поэтому религия часто носила формальный характер.

На основе этих двух мировоззрений - церковного и двовірського произошел окончательный распределение между литературой (что сопротивлялась на первый) и фольклором (что развивался и существовало на основе второго). Не желая отказываться от древности, люди пытались объединить язычество и христианство в единое целое. Часто в этом им способствовали и священники, которые были или мало знакомы с новым вероучением, или слишком благосклонны к старых обрядов. О. Потебня по этому поводу отмечал: «Сама церковь во многом волей-неволей содействовала этому сбережению язычества». «Найдуховнішим, как говорит Книги, - не всегда удавалось найти грань между языческим и христианским: на их собственный вкус могло подходить много языческого, что корінилося в толпе».

На календарно-обрядовый цикл, в основе которого лежали старые верования и представления, накладывались церковные праздники, которые по своей сути, традициями и ритуалами остались языческими. Большинство исследователей признает, что отличительной чертой развития народных взглядов, а следовательно - основ творчества является глубокая консервативность. Это касается не только славянских народов. Везде, где христианство, которое по своей сути является вероучением, а не религией, слилось с местными традициями, образовалась своеобразная новая религия, уподібнена к той, которая существовала на тех или иных территориях в прошлом. Отсюда - различные варианты христианства на разных землях.

Таким образом, христианство влияло на развитие народного творчества в разное образом: сначала - в виде отдельных элементов и вкраплений в произведения устной словесности, что к этому времени сохранили свой языческий характер, а впоследствии - значительно глубже. Не все жанры народного творчества в равной мере зафиксировали отпечатки того или иного мировоззрения. Каждый из жанров имеет свою историю создания и развития, чувствуя различные воздействия. Неоспоримым остается тот факт, что под влиянием христианства в устном народном творчестве, как и в культуре в целом, образовался своеобразный религиозный синкретизм (сочетание), что оказался в сосуществовании языческих взглядов, мотивов, обрядов и символов с христианскими. Под этим углом зрения исторических связей и функционирования устного народного творчества и будем рассматривать далее развитие отдельных фольклорных жанров и их поэтику.

 

Литература

Боплан Г.-Л. где. Описание: В 2 т. - К.: Наук, мнение; Гарвард; Кембридж, 1990. - 256 с

Булашев Г. Украинский народ в своих легендах, религиозных взглядах и верованиях: Космогонические украинские народные взгляды и верования. - К., 1993.-414 с.

Головацкий Я. Выложи древнеславянских легенд или мифология, заключенное Я.Ф. Головацьким - К., 1991. - 93 с.

Грушевский М. История украинской литературы: В 6 т., 9 кн. - Т. 1. - К.: Лыбидь, 1993. - 392 с.

1 . Знойко А.П. Мифы Киевской земли и события древние. - К., 1989. - 304 с.

Костомаров М. Славянская мифология. - К.: Лыбидь, 1994. - 283 с

Лозко Г. Украинское народоведение. - К.: Зодиак-ЭКО, 1995. - 368 с

Митрополит Иларион. Дохристианские верования украинского народа: Исторически-религиозная монография. - К., 1994. - 424 с

Москаленко М. Фольклорный алфавит древнерусского космоса / / Золотослов. Поэтический космос Древней Руси. - К., 1988. - С 7-46.

Моця О., Рычка В. Киевская Русь: от язычества к христианству: Учеб. пособ. - К.: Глобус, 1996. - 220 с

Плачинда С Словарь древнеукраинской мифологии. - К.: Украинский писатель, 1993. - 63 с

Рыбаков БА. Язычество древних славян. - М., 1981. - 750 с.

Рыбаков БА. Язычество Древней Руси. - М., 1978. - 787 с.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989. - 573 с.

Тимощук Б.О. Языческие святилища Галицкой Руси / / Историко-филологический вестник украинского института. - М., 1997. - С. 176 - 181.

Украинская прошлое: Иллюстрированный этнографический справочник / А.П. Пономарев, Л.Ф. Артюх, Т.В. Космина и др. - 2-ге вид. - К.: Лыбидь, 1994. - 256 с

Украинское народоведение / За заг. ред. СП. Павлюка и др. - Львов: Феникс, 1994. - 605 с

Фрейденберг А.Н. Миф и литература древности. - М., 1998. - 800 с.

Фрэзер ДжДж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М., 1984. - 703 с.

Чмихов Н.А. и др. Археология и древняя история Украины: Курс лекций. - К.: Лыбидь, 1992. - 376 с.

Чмихов Н.А., Черняков И.Т. Хронология археологических памятников эпохи меди-бронзы на территории Украины. - К., 1988. - 180 с



Назад