Электронная онлайн библиотека

 
 Украинская устное народное творчество

Глава 4. Календарно-обрядовая творчество


В фольклору общераспространенное мнение о том, что первобытные ритуализованные тексты легли в основу календарно-обрядовой лирики народного творчества в целом. В Частности Г. Грушевский твердил: ^коллективный Человеческий крик (неартикульований хоровое пение в примитивной форме), ритмическое движение (танец) и ритмичный гул, вызванный различными ударами, начав от ударов голых рук и различных инструментов... - это та почва, на которой произрастают, очевидно, древнейшие формы словесного искусства», «Ритмичное слово, которое входит как элементы в ритмичный содержание сих отправь, культивируется таким образом... в службе коллективного магического обряда»86.

Следовательно слово в древнейших формах народного творчества неотделимо от действия - Оно воспринимается как часть действия (ее сопровождение) или как то, что способно вызвать определенное действие.

На основе древних мифов-движений, их сочетание, возникают сплошные повествования - мифы-танцы. В зависимости от назначения, ритуальные танцы делились на: 1) охотничьи танцы, целью которых было способствовать удачи на охоте и рыболовстве; 2) очистные танцы, которые выполнялись с целью очистки быстрым движением; 3) эротические танцы (танцы плодородия), которые имитировали брачный союз неба и земли (огня и воды), процессы посев и выращивание отдельных сельскохозяйственных культур и выполнялись с целью увеличения плодородия людей, животных, земли; 4) траурные танцы, исполнение которых основывалась на представлении о перемещении в потусторонний мир; 5) военные танцы, которыми древние люди стремились навлечь победу в битве, нередко при их исполнении использовались различные виды оружия - мечи, копья, которые втыкали в землю, имитируя убийство врага; 6) имитационные танцы, которыми последовали движение воды, деревьев, ход солнца или других космических тел, мнимое возвращение весны. Они могли выполняться в форме круга или эллипса (в которых участники танцевали за или против движения солнца; прямой или кривой линии, парами и т.п.). их целью было поддерживать установленный В природе космический порядок, активизировать ли стимулировать определенные природные явления; 7) устроили танцы. Таким частности был «датчанин» - танец-жертва богини Данные, который часто исполнялся во время инициации; а также в период весенне-летних игрищ и сопровождался рефреном типа «Ой, Дана, Дана».

С развитием астрологически-мифологических представлений о цикличность природы и сельскохозяйственного труда в обрядах появляются последствия наблюдений за изменениями звездного неба и связанные с ними культовые ритуалы поклонения небесным светилам. Все существующие древние мифологические представления и культовые верования четко отразились в календарно-обрядовой творчества.

Календарно-обрядовая творчество - это драматично-поэтическая система обрядов и ритуалов магическое значение, что сопровождаются соответствующими поэтическими текстами сакрального смысла, которая тесно связана с цикличностью природы. Основными признаками этого творчества является синкретизм, что проявляется в сочетании песни, движения, пантомимы, танца; а также - утилитарное назначение (с целью заворожение сил природы и духов). Согласно четырех времен года, а также периодов в земледелии - приготовления к севу, посева, выращивания, уборки урожая, - выделяется четыре цикла календарно-обрядовой творчества - зимний, весенний, летний, осінній87. Каждый из них имеет свои особенности, согласно земледельческого труда, которая выполняется в то время. Общим для всех является нераздельное сочетание слова и действия, выполнение постоянных обрядов и связанных с ними традиционных текстов, которые никогда не выполняются отделено от этих обрядов или в другое время года. А также - древнее доисторическое происхождения охотничьего и земледельческого периодов, о чем свидетельствует языческое мировоззрение, отраженный в них. Каждый из циклов объединяется вокруг одного центрального праздника, которому предоставляется важнейшего значения. Этим главным праздникам предшествовали вступительные, целью которых было приготовить людей к празднованию главного культа. Все календарно-обрядовые праздники, а значит обрядовые действа, которые выполнялись с их случаю, имели четыре значения: религиозное, поминальное, земледельческое и семейное.

Сейчас календарно-обрядовая народное творчество функционирует как традиция, что потеряла свое сакрально-магическое значение, но вне системы древних верований она непонятна.

С этой точки зрения рассматриваем каждый из циклов календарно-обрядовой творчества, подавая анализ систем их жанров и поэтики.



Назад