Электронная онлайн библиотека

 
 Экология и охрана окружающей природной среды

3.1.2. Правовые аспекты охраны окружающей природной среды


Роль права в регулировании взаимодействия природы и общества заключается в установлении научно обоснованных правил поведения человека в природе. Наиболее существенные правила такого поведения закрепляются государством в законодательстве и становятся общеобязательными для исполнения и соблюдения нормами права, которые обеспечиваются государственным принуждением в случае их невыполнения.

Принимая во внимание синтетический характер проблем экологии, их органическую связь со всеми политическими, социальными и экономическими факторами, стратегия природопользования в Украине должна быть одной из фундаментальных составляющих стратегии развития правового, демократического государства с развитой рыночной экономикой. Одним из таких неоспоримых прав является право граждан на экологическую безопасность. Оно обеспечивается комплексом юридических, экономических, технологических и гуманитарных факторов.

Серьезным недостатком действующего на сегодня природоохранного законодательства является тот факт, что оно формировалось за поресурсною признаку, то есть отдельном регулированию подлежат земельные, водные, горные, лесные, атмосфероохоронні и другие отношения. Такой подход не обеспечивал комплексности в регулировании отношений по природной среды как единого организма.

Уже с первых законотворческих шагов суверенной Украины определены основы обеспечения экологических прав человека. Закон "Об охране окружающей природной среды" от 25 июня 1991 года не только провозглашает, но и предусматривает систему гарантий экологической безопасности человека, вносит определенную упорядоченность в систему управления в области природопользования. Он закрепляет право граждан Украины на безопасное для жизни окружающую среду. Это неотъемлемое право реализуется путем участия граждан в обсуждении проектов законодательных актов и других решений в области охраны окружающей среды; участие в разработке и осуществлении мероприятий по охране природной среды, рационального использования природных ресурсов; объединение в общественные природоохранные организации; получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды.

Закон предоставляет гражданам право обращаться в суд с иском на предприятия, учреждения и организации по возмещению ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие негативного влияния на окружающую среду. Он обязывает государственные органы предоставлять всестороннюю помощь гражданам в осуществлении природоохранной деятельности и учитывать их предложения относительно этого.

Согласно этому Закону граждане Украины имеют не только права, но и обязанности по сохранению природы, рационального использования ее богатств, соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды. В Законе установлены принципы охраны окружающей природной среды:

- приоритетность требований экологической безопасности;

- обеспечение экологически безопасного положения для жизни и здоровья людей;

- экологизация материального производства;

- научно обоснованное согласования экологических, экономических и социальных интересов общества;

- сохранение пространственной и видового разнообразия и целостности природных объектов и комплексов;

- гласность и демократизм при принятии решений, реализация которых влияет на состояние окружающей среды, формирования у населения экологического мировоззрения;

- научно обоснованное нормирование воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

- взимание платы за специальное использование природных ресурсов, за загрязнение окружающей природной среды и снижению качества природных ресурсов;

- решение проблем охраны окружающей природной среды на основе широкого международного сотрудничества.

Закон закрепляет экологические права и обязанности граждан Украины:

- право на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду;

- участие в обсуждении проектов законодательных актов, материалов относительно размещения и реконструкции объектов, которые могут негативно повлиять на состояние окружающей природной среды;

- участие в проведении общественной экологической экспертизы;

- получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и его влияние на здоровье населения;

- право на предъявление в суд исков на государственные органы, предприятия, учреждения, организации и граждан о возмещении ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие негативного влияния на окружающую природную среду.

Граждане Украины обязаны:

- беречь природу, охранять, рационально использовать ее богатства, осуществлять деятельность с соблюдением требований экологической безопасности, экологических нормативов;

- не нарушать экологические права и законные интересы других субъектов;

- вносить плату за специальное природопользование;

- компенсировать вред, причиненный загрязнением и другим негативным воздействием на окружающую природную среду.

Закон определяет полномочия Верховной Рады Украины и местных советов народных депутатов, органов управления (Кабинета Министров Украины, исполнительных и распорядительных органов местных советов народных депутатов) в области охраны окружающей природной среды. Специально уполномоченным органом управления в этой области является Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности (Минэкобезопасности Украины), созданное в 1995 году.

Закон предоставляет широкие полномочия общественным объединением, в частности:

- участвовать в проведении специально уполномоченными органами проверок выполнения предприятиями, учреждениями и организациями природоохранных планов и мероприятий;

- проводить общественную экологическую экспертизу и обнародовать ее результаты;

- получать информацию о состоянии окружающей природной среды и источники его загрязнения;

- выступать с инициативой проведения республиканского и местных референдумов по вопросам охраны окружающей природной среды;

- подавать в суд иски о возмещении убытков, причиненных вследствие нарушения экологического законодательства.

Закон Украины "Об охране окружающей природной среды" определяет понятие экологической безопасности и мерах по ее обеспечению, экологические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, ввода в действие предприятий и других объектов, о применении минеральных удобрений, средств защиты растений, токсичных химических веществ; предусматривает мероприятия по охране окружающей природной среды от вредного биологического воздействия вредного воздействия физических факторов и радиоактивного загрязнения, от загрязнения производственными, бытовыми и другими отходами.

В Законе дается понятие зон чрезвычайных экологических ситуаций (экологической катастрофы, повышенной экологической опасности). Установлена дисциплинарная, административная, гражданская и уголовная ответственность за экологические правонарушения.

Основными из них являются:

- нарушение прав граждан на экологически безопасную окружающую природную среду;

- нарушение норм экологической безопасности;

- нарушение требований законодательства о проведении экологической экспертизы;

- допущения сверхнормативных, аварийных и залповых выбросов и сбросов в окружающую природную среду;

- самовольное использование природных ресурсов, превышение лимитов и нарушение других требований использования природных ресурсов;

- непринятие мер по предупреждению и ликвидации экологических последствий аварий и другого вредного воздействия на окружающую природную среду;

- нарушение природоохранных требований при хранении, транспортировке, использовании, захоронении химических, токсических и радиоактивных веществ, производственных, бытовых и других отходов;

- отказ от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, источники его загрязнения и другое.

Важным является раздел о экологическую экспертизу. Законодательно закреплена ее обязательность. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является основанием для открытия финансирования по всем проектам и программам, реализация которых без такому выводу запрещается. Кроме государственной, Закон предусматривает другие формы экологической экспертизы - общественную, научную, которые проводятся независимо от государственной. Государственные стандарты в области охраны окружающей среды провозглашаются обязательными. Определена система экологических нормативов: предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в окружающей среде, предельно допустимые и временно согласованные выбросы и сбросы загрязняющих веществ; предельно допустимые уровни шума, электромагнитного излучения и других вредных воздействий, а также нормы и правила радиационной безопасности; нормы и правила природопользования, которые устанавливаются и вводятся в действие Министерством здравоохранения и Мин-экобезопасности Украины.

Закон предусматривает, что в Украине гражданам гарантируется право общего использования природных ресурсов для удовлетворения жизненно необходимых потребностей (эстетических, оздоровительных, рекреационных, материальных и т.д.).

Природные ресурсы делятся на республиканские (общегосударственные) и местные. К республиканских природных ресурсов отнесены территориальные воды, природные ресурсы континентального шельфа и (морской) экономической зоны и поверхностные воды, которые расположены или используются на территории более, чем одной области; лесные ресурсы; виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Украины; природные ресурсы в пределах объектов природно-заповедного фонда республиканского значения; полезные ископаемые, за исключением общераспространенных.

Законом предусмотрено, что Украина присоединяется ко всем видам международного сотрудничества в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, которое осуществляется путем заключения договоров, соглашений, а также участия в природоохранной деятельности ООН, других правительственных и неправительственных организаций.

Земельный кодекс Украины, принятый 13 марта 1992 года, регулирует охрану и рациональное использование земель. В этом кодексе установлено три формы собственности на землю: государственная, коллективная и частная. Право на получение земельного участка в частную собственность за плату или безвозмездно имеют граждане Украины. Земельные участки могут предоставляться в постоянное или временное пользование, в том числе на условиях аренды.

Земельный кодекс установил преимущественное предоставление земель для нужд сельского хозяйства с целью обеспечения рационального использования плодородных земель.

Охрана ценных и продуктивных земель (пашни, участков, занятых многолетними насаждениями, земель природоохранного, рекреационного назначения, курортов и т.д.) достигается установлением особого порядка их изъятии для государственных и общественных нужд. Изъятие особо ценных продуктивных земель, земель научно-исследовательских сельскохозяйственных учреждений, заповедников, национальных и дендрологических, мемориальных парков, погребений, археологических памятников не допускается.

С целью охраны земель Земельный кодекс устанавливает обязанности собственников земельных участков и землепользователей:

- эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением;

- повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате своей хозяйственной деятельности;

- осуществлять защиту земель от водной и ветровой эрозии, загрязнения и других процессов разрушения, для сохранения и повышения плодородия земли.

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в действие новых и реконструированных объектов и сооружений должно предусматриваться соблюдение экологических и санитарных требований по охране земель.

В случае нарушения требований земельного законодательства (самовольного занятия земельных участков, порчи, загрязнения земель, невыполнение требований природоохранного режима использования земель, размещения, проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель и других) наступает административная, уголовная и гражданская (возмещение причиненного вреда) ответственность согласно законодательству Украины.

Водный кодекс Украинской PCP (1972 год) обеспечивает правовую охрану вод от загрязнения, засорения и истощения и регулирует порядок их использования.

Водный кодекс устанавливает приоритет питьевого и бытового водопользования. В целях охраны вод, используемых для питьевых и бытовых, курортных, лечебных и оздоровительных нужд, устанавливаются округа и зоны санитарной охраны со строгим режимом использования, а также водоохранные зоны лесов.

В Водном кодексе закреплены обязанности водопользователей по рациональному использованию водных объектов, экономного использования воды, восстановление и улучшение ее качества. Владельцы средств водного транспорта, лесосплавные организации должны не допускать загрязнения и засорения вод вследствие потерь масел, химических веществ и нефтепродуктов, древесины.

Сельскохозяйственные предприятия должны предупреждать загрязнение вод минеральными удобрениями и ядохимикатами. В Водном кодексе установлено уголовную или административную ответственность за нарушение водного законодательства (самовольный захват водных объектов, загрязнение и засорение вод, бесхозяйственное использование вод, ввод в эксплуатацию предприятий и других объектов без сооружений, которые предотвращают загрязнение и засорение вод и др.), а также предусмотрено возмещение убытков, причиненных нарушением водного законодательства.

Лесной кодекс Украины, принятый 21 января 1994 года, регулирует отношения по охране и воспроизводству лесов, усиление их полезных свойств и повышения производительности, рационального использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах.

В Лесном кодексе определены основные задачи, требования и содержание организации лесного хозяйства, критерии деления лесов на две группы за их экологическим и хозяйственным значением; установлены порядок и виды общего и специального использования лесных ресурсов, права и обязанности лісокори-стувачів; порядок охраны и защиты лесов; плата за использование ресурсов, экономическое стимулирование охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов.

Ответственность (дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную) за нарушение лесного хозяйства несут лица, виновные в:

- незаконной вырубке и повреждении деревьев и кустарников;

- нарушении требований пожарной безопасности в лесах, уничтожении или повреждении леса в результате поджога или неосторожного обращения с огнем, в результате загрязнения леса химическими и радиоактивными веществами, производственными и бытовыми отходами, сточными водами и другими видами вредного воздействия;

- нарушении сроков лесовосстановления;

- уничтожении или повреждении лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также природного подрасту и самосева на землях, предназначенных для восстановления леса и т.д.

Кодекс Украины о недрах, принятый 24 июля 1994 года, регулирует горные отношения с целью обеспечения рационального, комплексного использования недр для удовлетворения потребностей общества в минеральном сырье, охраны недр, обеспечения безопасности людей, имущества, окружающей природной среды при пользовании недрами.

Кодекс определяет понятие о недрах, порядок и виды пользования недрами, основные требования в области охраны недр. Такими требованиями, в частности, являются:

- обеспечение полного и комплексного геологического изучения недр;

- соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование;

- рациональное изъятия и использования полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов;

- недопущение вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

- охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, влияющих на качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или усложняют их разработку.

В Кодексе о недрах установлен перечень правонарушений законодательства о недрах, которые влекут за собой дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Украины:

- самовольное пользование недрами;

- нарушение норм, правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр;

- выборочное выработки богатых участков месторождений, что приводит к сверхнормативных расходов полезных ископаемых;

- сверхнормативные потери и повреждения качества полезных ископаемых при их добыче;

- повреждения месторождений полезных ископаемых;

- невыполнение правил охраны недр и требований относительно безопасности людей, имущества и окружающей природной среды относительно вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.

Закон Украины об охране атмосферного воздуха, принятый 16 октября 1991 года, направлен на сохранение благоприятного состояния атмосферного воздуха, его восстановления и улучшения для обеспечения экологической безопасности человека, а также предотвращения вредного воздействия на окружающую природную среду.

Закон устанавливает экологические законы и нормативы в области охраны атмосферного воздуха, экологической безопасности атмосферного воздуха (предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ для каждого стационарного и передвижного источника выброса).

Предприятия, учреждения, организации, деятельность которых связана с негативным вредным воздействием на атмосферный воздух, обязаны принимать меры по уменьшению объемов выбросов загрязняющих веществ и снижение вредного воздействия физических и биологических факторов, осуществлять контроль за объемом и составом загрязняющих веществ, обеспечивать бесперебойную и эффективную работу очистного оборудования.

Закон регулирует деятельность, которая влияет на погоду и климат. Предприятия должны сокращать и в дальнейшем полностью прекратить производство и использование веществ, которые вредно влияют на озоновый слой или могут привести к негативным изменениям климата. Закон устанавливает требования по охране атмосферного воздуха при добыче полезных ископаемых, при применении средств защиты растений, міндоб-рыл и других препаратов; при размещении и развитии городов и других населенных пунктов; при согласовании мест застройки, проектов строительства и реконструкции предприятий и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха.

В Законе установлен перечень нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха:

- нарушение прав граждан на экологически безопасное состояние атмосферного воздуха;

- превышение лимитов и нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых уровней вредного воздействия на атмосферу воздуха физических и биологических факторов;

- осуществление незаконной деятельности, которая негативно влияет на погоду и климат;

- невыполнение распоряжений и предписаний, которые осуществляют контроль за состоянием атмосферного воздуха.

Лица, виновные в нарушении законодательства об охране атмосферного воздуха, несут административную или уголовную ответственность, а также должны возмещать убытки, причиненные в результате правонарушений.

Закон "О природно-заповедный фонд Украины", принятый 16 июня 1992 года, определяет правовые основы организации, охраны и использования природно-заповедного фонда, воспроизводства его природных комплексов и объектов. К природно-заповедного фонда принадлежат природные заповедники, биосферные заповедники, национальные природные парки, региональные ландшафтные парки, заказники, памятники природы, заповедные урочища, ботанические сады, дендрологические парки, парки-памятники садово-паркового искусства.

Природно-заповедный фонд составляют участки суши и водного пространства, природные комплексы и объекты которых имеют особую природоохранную, научную, эстетическую, рекреационную и другую ценность и выделены с целью сохранения природного разнообразия ландшафтов, генофонда растительного и животного мира, поддержания общего экологического баланса и обеспечения фонового мониторинга окружающей природной среды.

Природно-заповедный фонд охраняется согласно этого закона, как национальное достояние, в отношении которого устанавливается особый режим охраны, воспроизводства и использования.



Назад