Электронная онлайн библиотека

 
 Экология и охрана окружающей природной среды

3.4.1. Методы управления природоохранной деятельностью


Несмотря на совершенство инженерных методов охраны природы и природоохранного законодательства, предприятия не будут их использовать, если это не будет им выгодно. Следует заметить, что собственно природоохранная деятельность не дает прибыли предприятиям, за исключением утилизации отходов, полученных в результате процесса очистки сточных вод и газов, выбрасываемых в атмосферу. Большинство вловлених веществ является ценным сырьем (сера, пыль цветных металлов и т.д.) и могут быть использованы при производстве продукции, способствуя получению дополнительной прибыли. Однако оборудования для улавливания этих веществ и подготовка их к дальнейшему использованию часто требуют таких расходов на приобретение, монтаж и эксплуатацию, которые съедают всю прибыль от продажи произведенной продукции.

Другой причиной отсутствия заинтересованности предприятий в природоохранной деятельности часто несовпадение времени загрязнения или нанесения вреда окружающей среде в иной форме с моментом возмещения убытков. Например, чрезмерный вылов рыбы или чрезмерная вырубка древесины сильно отразятся на экономике отрасли в будущем, а в текущем году даже могут дать прибыль. Загрязнение воздуха, воды и продуктов питания, особенно радиационное, может отразиться на нашем здоровье через несколько лет или десятилетий. А люди склонны больше заботиться о нынешний день, чем о будущем, не задумываясь, что для устранения ущерба в будущем будут нужны средства, которые намного превышают прибыль, полученная путем нарушения законов экологии. Это явление носит название принципа удаленности событий.

Еще одной важной причиной того, что предприятия не очень заинтересованы реализовывать мероприятия по охране окружающей природной среды, является несогласованность между предприятиями-отравителями и предприятиями-реципиента-мы, которые испытывают наибольшие ущерба от загрязнения окружающей среды. Основными загрязнителями являются химическая, нефтехимическая, металлургическая, целлюлозно-бумажная отрасли, энергетический комплекс и т.д. Вместе с тем, наибольший ущерб понесут здравоохранение, коммунальное, сельское, лесное и рыбное хозяйства, поскольку растут расходы на лечение больных, ремонт зданий, высаживание деревьев взамен погибших, снижается урожайность и качество продуктов растениеводства, продуктивность животноводства. Отрасли-загрязнитель и также несут убытки, по крайней мере через рост заболеваемости своих работников, однако они значительно меньше, чем расходы, которые необходимы для осуществления полноценной природоохранной деятельности, с одной стороны, и убытки, которые наносятся предприятиям-реципиентам, с другой.

В связи с этим, наряду с улучшением экологического воспитания и образования важной задачей государства является создание таких условий деятельности предприятий, если бы они были вынуждены заниматься природоохранной деятельностью или были материально заинтересованными в реализации мероприятий в этой области.

Первый путь касается административного механизма управления, который базируется на установлении норм, стандартов, правил природопользования и соответствующих плановых показателей предприятиям по охране окружающей природной среды и наказаний от выговора до тюремного заключения или снятия с работы и выплаты штрафов предприятием и его руководителями. Однако этот путь дорогой и малоэффективен, поскольку требует постоянного контроля и значительного числа контролеров.

Значительно эффективнее путь экономического стимулирования, когда с помощью разнообразных рычагов (цен, платежей, налоговых льгот и наказаний) государство делает более выгодным материально, более прибыльным, соблюдения природоохранного законодательства, чем его нарушения.

Итак, администрирование, не связано с материальной заинтересованностью, не может заставить предприятие постоянно, эффективно и бережно относиться к окружающей среде. С другой стороны, экономические методы, не усиленные прямым принуждением в наиболее важных экологических проблемах, тоже не всегда обеспечивают необходимый качественный уровень и сроки осуществления природоохранной деятельности. При этом следует учесть, что некоторые административные и экономические методы переплетаются. Например, штраф - это и административный, и экономическое мероприятие, а установление лимитов использования и загрязнения природных ресурсов опирается на такой административный мероприятие, как нормирования.

Поэтому наилучших результатов достигают при разумном сочетании экономической заинтересованности с достаточно жестким контролем и внеэкономическим принуждением (рис. 3.4).

Несмотря на совершенство инженерных методов охраны природы и природоохранного законодательства, предприятия не будут их использовать, если это не будет им выгодно. Следует заметить, что собственно природоохранная деятельность не дает прибыли предприятиям, за исключением утилизации отходов, полученных в результате процесса очистки сточных вод и газов, выбрасываемых в атмосферу. Большинство вловлених веществ является ценным сырьем (сера, пыль цветных металлов и т.д.) и могут быть использованы при производстве продукции, способствуя получению дополнительной прибыли. Однако оборудования для улавливания этих веществ и подготовка их к дальнейшему использованию часто требуют таких расходов на приобретение, монтаж и эксплуатацию, которые съедают всю прибыль от продажи произведенной продукции.

Другой причиной отсутствия заинтересованности предприятий в природоохранной деятельности часто несовпадение времени загрязнения или нанесения вреда окружающей среде в иной форме с моментом возмещения убытков. Например, чрезмерный вылов рыбы или чрезмерная вырубка древесины сильно отразятся на экономике отрасли в будущем, а в текущем году даже могут дать прибыль. Загрязнение воздуха, воды и продуктов питания, особенно радиационное, может отразиться на нашем здоровье через несколько лет или десятилетий. А люди склонны больше заботиться о нынешний день, чем о будущем, не задумываясь, что для устранения ущерба в будущем будут нужны средства, которые намного превышают прибыль, полученная путем нарушения законов экологии. Это явление носит название принципа удаленности событий.

Еще одной важной причиной того, что предприятия не очень заинтересованы реализовывать мероприятия по охране окружающей природной среды, является несогласованность между предприятиями-отравителями и предприятиями-реципиента-мы, которые испытывают наибольшие ущерба от загрязнения окружающей среды. Основными загрязнителями являются химическая, нефтехимическая, металлургическая, целлюлозно-бумажная отрасли, энергетический комплекс и т.д. Вместе с тем, наибольший ущерб понесут здравоохранение, коммунальное, сельское, лесное и рыбное хозяйства, поскольку растут расходы на лечение больных, ремонт зданий, высаживание деревьев взамен погибших, снижается урожайность и качество продуктов растениеводства, продуктивность животноводства. Отрасли-загрязнитель и также несут убытки, по крайней мере через рост заболеваемости своих работников, однако они значительно меньше, чем расходы, которые необходимы для осуществления полноценной природоохранной деятельности, с одной стороны, и убытки, которые наносятся предприятиям-реципиентам, с другой.

В связи с этим, наряду с улучшением экологического воспитания и образования важной задачей государства является создание таких условий деятельности предприятий, если бы они были вынуждены заниматься природоохранной деятельностью или были материально заинтересованными в реализации мероприятий в этой области.

Первый путь касается административного механизма управления, который базируется на установлении норм, стандартов, правил природопользования и соответствующих плановых показателей предприятиям по охране окружающей природной среды и наказаний от выговора до тюремного заключения или снятия с работы и выплаты штрафов предприятием и его руководителями. Однако этот путь дорогой и малоэффективен, поскольку требует постоянного контроля и значительного числа контролеров.

Значительно эффективнее путь экономического стимулирования, когда с помощью разнообразных рычагов (цен, платежей, налоговых льгот и наказаний) государство делает более выгодным материально, более прибыльным, соблюдения природоохранного законодательства, чем его нарушения.

Итак, администрирование, не связано с материальной заинтересованностью, не может заставить предприятие постоянно, эффективно и бережно относиться к окружающей среде. С другой стороны, экономические методы, не усиленные прямым принуждением в наиболее важных экологических проблемах, тоже не всегда обеспечивают необходимый качественный уровень и сроки осуществления природоохранной деятельности. При этом следует учесть, что некоторые административные и экономические методы переплетаются. Например, штраф - это и административный, и экономическое мероприятие, а установление лимитов использования и загрязнения природных ресурсов опирается на такой административный мероприятие, как нормирования.

Поэтому наилучших результатов достигают при разумном сочетании экономической заинтересованности с достаточно жестким контролем и внеэкономическим принуждением (рис. 3.4).

3.4

Рис. 3.4. Сочетание административных и экономических методов управления природопользованием



Назад