Электронная онлайн библиотека

 
 Экология и охрана окружающей природной среды

3.4.2. Экономический механизм охраны окружающей природной среды


Экономический механизм охраны окружающей природной среды содержит целый ряд инструментов воздействия на материальные интересы предприятий и отдельных работников.

Лимитирование природопользования - действенный элемент механизма охраны окружающей природной среды. Существуют предприятия, которые, с экологической точки зрения, лучше было бы закрыть или перепрофилировать, то есть перевести на выпуск другой продукции, что наносило бы меньше вреда окружающей среде. Например, целюлозопаперовий комбинат можно перепрофилировать в мебельную фабрику. Однако, с экономической точки зрения, а порой и с социальной, это не всегда реально, поскольку предприятие может быть поставщиком необходимых обществу товаров и рабочих мест. В этом случае его деятельность в области природопользования некоторое время регулируется не нормативов ПДС и ПДВ, а индивидуальными лимитами, то есть ТБО.

Долгое время природопользования в стране было бесплатным, то есть предприятия использовали землю, воду и другие природные ресурсы, а также загрязняли окружающую природную среду бесплатно. Только в случае сильного загрязнения с катастрофическими последствиями для окружающей среды предприятия выплачивали штрафы, но не всегда. Такая безответственность предопределяла нерациональное использование природных ресурсов.

С целью поощрения бережного использования природных ресурсов и возмещения государству части затрат на охрану и восстановление природных ресурсов окружающей среды, с 50-х годов постепенно внедряется плата за отдельные виды ресурсов, которые изымаются из природы.

В начале 90-х годов было введено платность природопользования, предусматривающий плату за практически все природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды, размещение в нем отходов производства и за другие виды воздействий. При этом плата за сверхлимитное использование и загрязнение в несколько раз превышает плату за использование и загрязнение в пределах установленных нормативов (лимитов). Однако внесение платы за использование и загрязнение не освобождает природокористувача от выполнения мероприятий по ООПС и возмещения убытков.

Одним из важных методов экономического управления является финансирование, то есть предоставление денежных средств на четко определенные природоохранные мероприятия. Источниками финансирования могут быть бюджетные средства, собственные средства предприятий (себестоимость продукции или прибыль), банковские кредиты и различные экологические фонды.

Создание экологических фондов также является одним из экономических методов управления в природопользовании. Под фондами следует понимать учреждения, призванные оказывать любую материальную помощь, и сами денежные средства, а также их источники. Например, в экологические фонды поступают платежи всех предприятий за природопользование. А потом эти средства выдаются на проведение неотложных и дорогостоящих природоохранных мероприятий. Кроме этого, предприятия могут делать взносы в фонды экологического страхования.

Важным экономическим методом управления является правильное применение материального стимулирования - обеспечение заинтересованности, полезности для предприятия и его работников природоохранной деятельности. При этом предусматривается применение не только поощрительных мер, но и наказаний.

К поощрительным мерам относятся:

- установление налоговых льгот (сумма прибыли, с которой взимается налог уменьшается на величину, которая полностью или частично соответствует природоохранным расходам;

- освобождение от налогообложения экологических фондов и природоохранного имущества;

- применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

- применение льготного кредитования предприятий, которые эффективно осуществляют ООПС (снижение процента за кредит или беспроцентное кредитование);

- введение специального дополнительного налогообложения экологически вредной продукции и продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;

- штрафы за экологические правонарушения.

Предприятия будут активно работать в области природоохранной деятельности, когда будут разработаны и широко внедрены такой механизм стимулирования, при котором придерживается следующее неравенство:

Спод > (Гут + Пп + Кп + Цн),    (3.9)

Спод < (П п +Пн.з с.р + +Д Шн)     (3.10)

где Зпод - расходы предприятия на природоохранную деятельность;

Г ут - прибыль от утилизации отходов;

Пп - льготы налогообложения;

К п - кредитные льготы;

Ц н - надбавка к цене;

П п - плата за понаднормативне использования ресурсов природы;

П н.з - плата за понаднормативне загрязнения окружающей среды;

П с.р - плата за размещение отходов в окружающей среде;

Ш - штрафы;

Д н - дополнительное налогообложение.

Элементы формулы (3.9) должны увеличивать прибыль, которая остается в распоряжении предприятия при условии реализации эффективной природоохранной деятельности, а элементы формулы (3.10) - снижать его, когда предприятие пытается экономить на природоохранных расходах.

Меры по стимулированию по результатам природоохранной деятельности должны быть предусмотрены и для отдельных работников предприятия, которые принимают непосредственное участие в ней.



Назад