Электронная онлайн библиотека

 
 Исполнительная власть в Украине: организационно-правовые основы

Соотношение "государственного управления" и "исполнительной власти"


Этот вопрос в течение длительного времени обсуждался в научной литературе имеется достаточно исследованным. Стоит присоединиться к мнению В. Б. Аверьянова, что часть функций государственного управления реализуется за пределами исполнительной власти, и в то же время, часть функций исполнительной власти может реализовываться за пределами государственного управления.

По его мнению, сфера государственного управления определяется тем, что оно осуществляется:

1) в пределах деятельности органов исполнительной власти, а именно:

- во время реализации их полномочий по управляемых объектов внешнего общественного (экономического, социального и др.) среды;

- во время выполнения местными государственными администрациями полномочий органов местного самоуправления, делегированных соответствующими местными советами, при том, что собственно исполнительной власти эти полномочия изначально не принадлежат;

- во время управления высшими органами исполнительной власти деятельностью низших органов;

- во время управления работой государственных служащих внутри аппарата каждого органа исполнительной власти;

2) вне пределов деятельности органов исполнительной власти, а именно:

- внутри аппаратов любых других (кроме органов исполнительной власти) органов государственной власти - со стороны их руководителей относительно других служащих (например, в аппаратах парламента, судов, органов прокуратуры и т.п.);

- внутри государственных предприятий, учреждений и организаций - со стороны их администраций относительно остального персонала;

- со стороны тех или иных уполномоченных государством субъектов в процессе управления государственными корпоративными правами;

- со стороны различных совещательно-консультативных органов, создаваемых государственными органами (например, Президентом Украины), в части выполнения предоставленных им организационно-распорядительных полномочий относительно других органов, должностных лиц.

Сфера осуществления исполнительной власти определяется следующими чертами:

1. Не все направления реализации исполнительной власти заключаются в виде собственно государственно-управленческой деятельности (государственного управления), что подтверждается отсутствием в этих направлениях имманентных рис понятия "государственное управление": кроме приведенных выше примеров, во время оценивания каждого конкретного такого направления следует исходить из характера закрепленных за органами исполнительной власти функций и полномочий.

2. Даже в тех случаях, когда осуществление исполнительной власти происходит в форме управленческой деятельности, следует учитывать, что в демократическом государстве функции и полномочия исполнительной власти могут реализовываться не только исключительно субъектами государственной власти, но и негосударственными субъектами. В частности, эти функции и полномочия:

- могут быть делегированных государством органам местного самоуправления;

- могут быть делегированы государством некоторым другим негосударственным институтам (например, отдельным общественным организациям).

Исполнительной-розпорядча деятельность государственных органов делится на две части. Первая часть, связанная с реализацией властного влияния государственных органов на все остальные субъекты, принадлежит к государственному управлению, а другую часть, связанную с реализацией субъективных прав различных субъектов, можно определить как публично-сервисную деятельность.



Назад