Электронная онлайн библиотека

 
 Исполнительная власть в Украине: организационно-правовые основы

Система органов исполнительной власти Украины


Реализация воли государства осуществляется через систему органов исполнительной власти. В науке наиболее распространенной является следующая классификация органов исполнительной власти.

Система органов исполнительной власти состоит из следующих уровней:

- Кабинет Министров Украины - высший орган в системе органов исполнительной власти;

- центральные органы исполнительной власти - министерства, государственные комитеты, органы, статус которых приравнен к государственным, центральные органы исполнительной власти со специальным статусом;

- местные органы исполнительной власти - местные государственные администрации и территориальные органы центральных органов исполнительной власти.

Согласно ч. 2 ст. 120 Конституции организация, полномочия и порядок деятельности Кабинета Министров Украины, других центральных и местных органов исполнительной власти определяются Конституцией и законами Украины. Например, правовой статус Кабинета Министров Украины определен Законом Украины от 16 мая 2008 года "О Кабинете Министров Украины", правовой статус местных государственных администраций - Законом Украины от 9 апреля 1999 года "О местных государственных администрациях". Продолжается работа над законопроектом об министерства и другие центральные органы исполнительной власти.

Деятельность органов исполнительной власти как системы обеспечивают управленческие отношения, в которых находятся эти органы между собой. Этот вопрос исследован, в частности, В. А. Дерец в монографии "Органы исполнительной власти Украины и управленческие отношения". Отмечается, что управленческие отношения - это общественные отношения, возникающие между органами исполнительной власти, независимо от их организационно-правового уровня в системе по поводу конечного результата деятельности, связанной с разработкой и воплощением государственной политики, управлением различными сферами общественной жизни. Содержание управленческих отношений в системе органов исполнительной власти составляют полномочия органов, то есть их права и обязанности, предусмотренные законодательством, а полномочия находят проявление в поведении, действиях по реализации прав и выполнения обязанностей.

В указанной работе предложена такая классификация управленческих отношений в системе органов исполнительной власти:

1. В зависимости от организационно-правового уровня органов в системе органов исполнительной власти - вертикальные и горизонтальные отношения. Вертикальные складываются между органами исполнительной власти, находящихся на разных уровнях в системе (например, министерство - территориальный орган министерства), а горизонтальные - между органами, которые находятся на одном организационно-правовом уровне (например, министерство - министерство).

2. В зависимости от способа достижения конечного результата пребывания органов в отношениях - субординаційні, координационные и реординаційні отношения.

Остановимся на этих видах управленческих отношений. Субординаційні отношения - это классический вид управленческих отношений, а субординация - служебное подчинение младшего старшему, основанная на правилах служебной дисциплины. Стороны в отношениях субординации выступают неравноправными, взаимодействуют друг с другом по принципу "власть-подчинение". Это отношения, в которых управляющее воздействие осуществляется одним органом исполнительной власти (управляющим субъектом) относительно другого органа исполнительной власти (управляемого объекта), что ему подчиняется, и в которых конечный результат пребывания органов в таких отношениях достигается деятельностью одной из сторон отношений.

Признаки субординаційних отношений в системе органов исполнительной власти:

1. Они существуют при наличии подчинения, что может быть, в свою очередь, разных видов.

2. Субординаційні отношения в системе органов исполнительной власти существуют преимущественно по вертикали (когда органы находятся на различных организационно-правовых уровнях в системе органов исполнительной власти), но не исключается возможность их существования и по горизонтали (когда органы находятся на одном организационно-правовом уровне), как сопутствующих отношениям по вертикали отношений.

3. Стороны являются неравноправными. Инициатором управленческого воздействия является управляющий субъект, а управляемый объект обязан должным образом отреагировать, то есть выполнить требование или указание управляющего.

4. Конечный результат пребывания органов в отношениях достигается деятельностью одной из сторон отношений.

Координация означает согласования и объединения действий с целью наиболее быстрого и наиболее правильного решения задач с наименьшими затратами сил, денежных средств и материальных ценностей. Признаки координационных отношений в системе органов исполнительной власти:

1. Стороны этих отношений является, так сказать, "партнерами", но при этом один орган имеет властные полномочия относительно других.

2. Указанные отношения могут существовать как при наличии, так и при отсутствии организационного подчинения.

3. Могут существовать и по вертикали, и по горизонтали.

4. Конечная цель этих отношений - выполнение тех или иных совместных задач и полномочий обеими сторонами благодаря пребыванию в таких отношениях.

В других координационных отношениях могут отсутствовать властные полномочия у одного органа исполнительной власти относительно другого. В таких случаях управленческими, если исходить из горизонтального положения организационного органов исполнительной власти, будут отношения, в которых оба органы являются управляющими субъектами относительно тех управляемых объектов, которые не являются органами исполнительной власти.

С координацией тесно связано направления деятельности органа исполнительной власти. Так, Кабинет Министров направляет и координирует деятельность министерств и других центральных органов исполнительной власти. С этой целью Правительство:

1) определяет стратегические цели, приоритеты и первоочередные задачи по реализации государственной политики в соответствующей сфере;

2) определяет центральные органы исполнительной власти, ответственные за обеспечение реализации государственной политики в соответствующей сфере;

3) распределяет функции и полномочия между центральными органами исполнительной власти;

4) определяет критерии оценки эффективности деятельности центральных органов исполнительной власти;

5) утверждает мероприятия, направленные на согласование действий центральных органов исполнительной власти и объединения их усилий для выполнения общих задач;

6) определяет членов Кабинета Министров, через которых направляет и координирует деятельность соответствующих центральных органов исполнительной власти;

7) устанавливает типовые правила и процедуру деятельности центральных органов исполнительной власти;

8) осуществляет другие мероприятия.

Направление и координация деятельности центральных органов исполнительной власти осуществляются Кабинетом Министров путем издания соответствующих актов и принятия решений о предоставлении отдельных поручений по результатам обсуждения вопросов на его заседаниях.

Реализуя свои полномочия в сфере направления, координации и контроля, Премьер-министр, Первый вице-премьер-министр, вице-премьер-министры:

1) проводят совещания, рабочие встречи, консультации с руководителями центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных госадминистраций и посылают им официальные письма;

2) заслушивают информацию руководителей соответствующих органов исполнительной власти по особо важным вопросам и их отчеты о выполнении возложенных на них задач;

3) принимают участие в работе коллегий центральных органов исполнительной власти, заседаниях Совета министров Автономной Республики Крым.

Премьер-министр с целью направления, координации и контроля деятельности членов Кабинета Министров, руководителей других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных госадминистраций дает поручения, обязательные для исполнения указанными органами и должностными лицами. Реализация полномочий в сфере направления, координации и контроля осуществляется на принципах, которые исключают дублирование и подмене функций руководителей соответствующих органов исполнительной власти, вмешательства в сферу их ответственности.

Порядком направления и координации деятельности центральных органов исполнительной власти через соответствующих министров, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года № 1229, определены пути направления и координации деятельности соответствующих центральных органов исполнительной власти. К ним относятся: формирование государственной политики в соответствующих сферах и осуществления контроля за ее реализацией этим центральным органом исполнительной власти; внесение на рассмотрение Кабинета Министров Украины разработанных им проектов нормативно-правовых актов и согласования проектов нормативно-правовых актов этого органа; внесение предложений Премьер-министру Украины относительно назначения на должность и освобождения от должности руководителей центральных органов исполнительной власти; установление порядка назначения на должность и освобождения от должности руководителей территориальных органов центрального органа исполнительной власти; определение порядка обмена информацией между министерством и центральным органом исполнительной власти; утверждении структуры центрального органа исполнительной власти; получение отчетности.

Как отмечает В. А. Дерец, реординаційні отношения - это отношения, при которых осуществление обратного воздействия является правом или обязанностью управляемого объекта относительно управляющего субъекта, который, в свою очередь, обязан отреагировать на такое воздействие. Она выделяет признаки, по которым реординаційні отношения отличаются от субординаційних:

1. При субординаційних отношениях управляющее воздействие осуществляется управляющим субъектом относительно управляемого объекта, а в реординаційних - воздействие осуществляется управляемым объектом относительно управляющего субъекта.

2. Там, где существуют субординаційні отношения, всегда должны существовать и реординаційні. Но реординаційні отношения могут существовать и самостоятельно от субординаційних, ведь они не всегда является реакцией на управляющее воздействие.

3. Осуществление управленческого воздействия в субординаційних отношениях является обязанностью органа исполнительной власти, а в реординаційних - осуществление обратного воздействия может быть как правом органа, так и его обязанностью.



Назад