Электронная онлайн библиотека

 
 Исполнительная власть в Украине: организационно-правовые основы

Организация работы Кабинета Министров Украины


Заседание Кабинета Министров Украины. Организационной формой работы Кабинета Министров Украины являются его заседания. Заседания созываются Премьер-министром Украины. Заседание считается полномочным, если на нем присутствуют более половины должностного состава Правительства. В случае если министр не имеет возможности принять участие в заседании Кабинета Министров Украины, с правом совещательного голоса в заседании принимает участие заместитель министра.

На заседаниях председательствует Премьер-министр Украины, а в случае его отсутствия - Первый вице-премьер-министр. Заседания проводятся по средам и начинаются в 10 часов. Повестка дня заседания состоит из таких разделов:

- концептуальные основы реализации государственной политики;

- акты законодательства;

- кадровые вопросы;

- отчеты и вопрос контроля;

- разное.

Если в заседании Кабинета Министров принимают участие Президент Украины и Председатель Верховной Рады, об этом председательствующий объявляет на начала проведения заседания. В заседании Кабинета Министров в соответствии с законом могут принимать участие народные депутаты Украины, Генеральный прокурор или его заместитель, Уполномоченный Верховной Рады по правам человека, Председатель Национального банка или его заместитель, Председатель Антимонопольного комитета, а также в установленном порядке - Представитель Президента Украины в Кабинете Министров. Кабинет Министров по предложениям членов Кабинета Министров определяет других лиц, которые принимают участие в его заседаниях с правом совещательного голоса (постоянные участники). На заседание Кабинета Министров могут приглашаться в случае необходимости должностные лица, которых касается обсуждаемый вопрос.

Из вопросов, предусмотренных повесткой дня, отчет на заседании члены Кабинета Министров. По предложению члена Кабинета Министров по отдельным вопросам на заседании может докладывать руководитель центрального органа исполнительной власти, не входящего в состав Кабинета Министров, или другое должностное лицо.

Обсуждение вопросов на заседании осуществляется в соответствии с порядком его проведения, который готовится Секретариатом Кабинета Министров для каждого заседания и согласовывается с Премьер-министром. По предложению председательствующего решение о принятии акта Кабинета Министров или одобрения проекта закона или акта Президента Украины может быть принято без обсуждения, если у членов Кабинета Министров нет замечаний к нему. Если у члена Кабинета Министров по результатам изучения представленных для рассмотрения материалов возникли принципиальные замечания и предложения к проекту акта, они подаются в письменной форме для распространения среди членов Кабинета Министров и других участников заседания во время обсуждения.

Решение Кабинета Министров принимаются путем голосования большинством голосов должностного состава Правительства. В случае равного распределения голосов решающим является голос Премьер-министра.

Заседание Кабинета Министров Украины стенографується, его решение оформляется протоколом, который является официальным документом. Протокол составляет Секретариат Кабинета Министров в течение суток после завершения заседания. Его подписывают председатель и министр Кабинета Министров. Протокол направляется членам Кабинета Министров, Президенту Украины и Верховной Раде, а также другим органам государственной власти по перечню, который утверждает министр Кабинета Министров.

Акты Кабинета Министров направляются Секретариатом Кабинета Министров заинтересованным центральным и местным органам исполнительной власти, Совету министров Автономной Республики Крым, другим органам государственной власти, государственным хозяйственным объединениям, предприятиям, учреждениям и организациям не позднее чем в течение двух рабочих дней с момента их подписания.

Секретариат Кабинета Министров обеспечивает информирование общественности о решениях, принятых на заседании Кабинета Министров.

Правительственные комитеты. Для обеспечения эффективной реализации полномочий Кабинета Министров Украины, координации действий органов исполнительной власти, предварительного рассмотрения проектов нормативно-правовых актов, проектов концепций, других документов, которые подаются на рассмотрение Кабинета Министров Украины, образуются правительственные комитеты. Перечень правительственных комитетов и их должностной состав утверждает Кабинет Министров Украины по представлению Премьер-министра Украины.

Правительственный комитет для обеспечения своей деятельности:

1) образует в случае необходимости подкомитеты, экспертные комиссии и рабочие группы для рассмотрения отдельных вопросов, относящихся к его компетенции;

2) получает в установленном порядке от органов исполнительной власти необходимую для работы информацию;

3) приглашает на заседания представителей органов исполнительной власти, а также других специалистов по вопросам, которые рассматриваются.

Правительственный комитет выполняет следующие функции:

1) предварительно рассматривает:

- проекты законов, актов Президента Украины, постановлений Кабинета Министров;

- проекты распоряжений Кабинета Министров об одобрении концепций, стратегий, основных направлений реализации государственной политики, других программных документов концептуального характера, концепций государственных целевых программ и законов;

- проекты распоряжений Кабинета Министров, поданные с разногласиями, которые не урегулированы после проведения в установленном порядке главным разработчиком согласительной процедуры, и проекты распоряжений Кабинета Министров, относительно которых высказано предостережение Секретариатом Кабинета Министров;

- проекты актов законодательства, содержащие информацию, составляющую государственную тайну или конфиденциальную информацию, которая является собственностью государства, - в случае, когда существует необходимость в урегулировании разногласий в позициях органов исполнительной власти, учреждений и организаций, которые принимали участие в их разработке. Такие проекты рассматриваются с соблюдением требований Порядка организации и обеспечения режима секретности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также других актов законодательства по вопросам государственной тайны;

2) регулирует разногласия в позициях органов исполнительной власти, координирует их действия с целью поиска согласованных решений, обеспечивает согласование со всеми заинтересованными органами и доработки проектов актов;

3) готовит выводы и предложения Кабинету Министров, которые оформляются в виде протокола заседания, относительно принятия решений относительно рассмотренных проектов актов;

4) рассматривает:

- проекты экспертных заключений Кабинета Министров к законопроектов, инициированных народными депутатами Украины, в случае наличия разногласий в позициях заинтересованных органов;

- жалобы центральных органов исполнительной власти относительно отказа Госкомпредпринимательства в согласовании проектов регуляторных актов, разработанных такими органами, а также жалобы центральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, Совета министров Автономной Республики Крым и местных госадминистраций относительно решений Госкомпредпринимательства о необходимости устранения нарушения принципов государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности и принимает соответствующие решения по результатам их рассмотрения.

В состав правительственного комитета входят в соответствии с их компетенцией члены Кабинета Министров и могут входить заместители министров, а также руководители центральных органов исполнительной власти, которые не относятся к сфере направления и координации министров. Правительственный комитет осуществляет свои функции путем обсуждения вопросов и принятия решений на заседаниях. Решение правительственного комитета принимаются большинством голосов его должностного состава путем голосования. Заседание правительственных комитетов проводятся еженедельно по графику, утвержденному Премьер-министром.

Решение правительственного комитета, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения. Вопрос, что относится к совместной компетенции нескольких правительственных комитетов, рассматривается по решению председателей комитетов на совместном заседании или каждым комитетом отдельно. С согласия глав правительственных комитетов вопрос, что относится к их совместной компетенции, может быть рассмотрен лишь на заседании комитета, компетенция которого является доминирующей. При этом главы других комитетов согласовывают (визируют) проект акта в части, касающейся их компетенции.

Секретариат Кабинета Министров Украины. Организационное, экспертно-аналитическое, правовое, информационное и материально-техническое обеспечение деятельности Кабинета Министров Украины осуществляет Секретариат Кабинета Министров Украины. Секретариат обеспечивает подготовку и проведение заседаний Кабинета Министров Украины, правительственных комитетов и деятельность Премьер-министра Украины, Первого вице-премьер-министра Украины, вице-премьер-министров и министров Украины, которые не возглавляют министерства. Секретариат осуществляет контроль за своевременным представлением органами исполнительной власти проектов законов, проектов актов Кабинета Министров Украины, других документов для подготовки их к рассмотрению Кабинетом Министров Украины, правительственными комитетами.

Секретариатом Кабинета Министров Украины руководит Министр Кабинета Министров Украины, который имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Кабинетом Министров Украины по его представлению. Государственные служащие, другие работники Секретариата Кабинета Министров Украины назначаются на должность и освобождаются от должности Министром Кабинета Министров Украины, кроме тех, которые назначаются и освобождаются в порядке, определенном законодательством о государственной службе и трудовым законодательством. Прекращение полномочий Кабинета Министров Украины не является основанием для увольнения с должностей государственных служащих, иных работников Секретариата Кабинета Министров Украины, кроме государственных служащих аппарата Премьер-министра Украины, патронатных служб Первого вице-премьер-министра Украины, вице-премьер-министров и министров, которые не возглавляют министерство.

Постоянные, временные консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы. Кабинет Министров Украины для обеспечения осуществления своих полномочий может создавать постоянные, временные консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы. Задачи, состав и организация работы этих органов определяются Кабинетом Министров Украины.

Рассмотрим задачи, состав и организацию работы одного из таких органов. Например, Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 апреля 2008 года № 400 утверждено Положение о постоянно действующий консультативно-совещательный орган - Национальную стратегическую ассамблею при Кабинете Министров Украины (далее - Ассамблея). Важное место в Положении об этом органе отведено задачей этого консультативно-совещательного органа. Его основными задачами являются:

1) содействие выполнению Программы деятельности Кабинета Министров Украины "Украинский прорыв: для людей, а не политиков" путем налаживания диалога между общественностью, деловыми кругами и органами государственной власти;

2) консолидация деятельности Правительства, деловых кругов и общественности на принципах партнерства, открытости и прозрачности, направленной на обеспечение конкурентоспособности национальной экономики;

3) подготовка предложений Кабинету Министров Украины относительно совершенствования законодательства с целью содействия реализации долгосрочной стратегии развития Украины;

4) мониторинг реализации долгосрочной стратегии развития Украины;

5) анализ сценариев развития Украины с целью выявления его конкурентоспособных направлений.

Для выполнения предусмотренных Положением задач Ассамблея наделяется соответствующими правами:

1) получать в установленном порядке от центральных и местных органов исполнительной власти информацию, необходимую для ее работы;

2) привлекать к работе специалистов - представителей центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (с согласия их руководителей), независимых экспертов, ведущих ученых, специалистов-практиков для рассмотрения вопросов, связанных с ее деятельностью;

3) создавать постоянные и временные рабочие группы и комиссии;

4) организовывать проведение конференций, семинаров, форумов, совещаний, других мероприятий с целью содействия выполнению Программы деятельности Кабинета Министров Украины "Украинский прорыв: для людей, а не политиков";

5) представлять на рассмотрение Кабинета Министров Украины предложения относительно усовершенствования законодательства по вопросам, относящимся к ее компетенции.

Относительно персонального состава Ассамблеи, то он утверждается Кабинетом Министров Украины по предложению Минэкономики. Ассамблею возглавляет председатель, который имеет двух заместителей. Для обеспечения деятельности Ассамблеи образуется секретариат, руководителя которого утверждает председатель Ассамблеи из числа ее членов. Члены секретариата выполняют свои обязанности на общественных началах. Формой работы Ассамблеи являются заседания, которые проводятся в соответствии с планами ее работы и решениями председателя Ассамблеи. Заседание Ассамблеи правомочно, если на нем присутствуют не менее половины членов Ассамблеи. На заседаниях Ассамблея утверждает свой регламент, принимает решения, на основании которых формирует предложения и рекомендации по вопросам, относящимся к ее компетенции, и подает их на рассмотрение Кабинету Министров Украины.

Решение Ассамблеи считается таким, что принято, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании ее членов. Решение оформляется протоколом, который подписывает лицо, председательствовавший на заседании. Оно носит рекомендательный характер и может быть реализовано путем принятия соответствующих актов Кабинетом Министров Украины или предоставления поручений Премьер-министром Украины.



Назад