Электронная онлайн библиотека

 
 Исполнительная власть в Украине: организационно-правовые основы

Понятие и система центральных органов исполнительной власти. Министерство - ведущий центральный орган исполнительной власти


Центральные органы исполнительной власти - это органы, которые непосредственно подчинены Кабинета Министров Украины, обеспечивают или способствуют формированию и претворению в жизнь государственной политики в соответствующих сферах управления, осуществляют руководство порученными им отраслями и несут ответственность за состояние их развития перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины.

В соответствии с Указом Президента Украины "О системе центральных органов исполнительной власти" от 15.12.1999 г. к системе центральных органов исполнительной власти входят:

- министерства;

- государственные комитеты (государственные службы);

- центральные органы исполнительной власти со специальным статусом.

В системе центральных органов исполнительной власти министерства занимают ведущее место. Их руководители - министры входят в состав Кабинета Министров Украины и непосредственно участвуют в формировании государственной политики в стране. Министры лично отвечают за разработку и внедрение Программы Кабинета Министров Украины по соответствующим вопросам, реализацию государственной политики в определенных сферах государственного управления. Они осуществляют управление в этих сферах, направляют и координируют деятельность других органов исполнительной власти по вопросам, отнесенным к их подчинения.

Министерства является єдиноначальними органами, т.е. административно-правовой статус министерства олицетворяется должностью министра. В то же время министр поручает осуществление части своих полномочий заместителям, которые могут выполнять их от имени министерства в соответствии с утвержденным министром распределения служебных обязанностей между заместителями. В пределах своих полномочий министерства выдают (в виде приказов министра) общеобязательные нормативно-правовые акты.

Для примера рассмотрим задачи и полномочия одного из министерств - Министерства юстиции Украины. В соответствии с Положением о нем, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 14 ноября 2006 года № 1577, Минюст является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины. Минюст является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной правовой политики.

Основными задачами Минюста являются:

- обеспечение реализации государственной правовой политики и политики в сфере адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС;

- подготовка предложений по проведению правовой реформы, содействие развитию правовой науки;

- обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина в определенной сфере;

- подготовка предложений по совершенствованию законодательства, его систематизация, разработка проектов нормативно-правовых актов и международных договоров Украины по правовым вопросам, проведение правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, государственная регистрация нормативно-правовых актов, ведение Единого государственного реестра таких актов;

- планирование с предложениями других центральных органов исполнительной власти законопроектной работы и работы по адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС, координация нормотворческой деятельности центральных органов исполнительной власти и контроль за осуществлением такой деятельности;

- координация работы с выполнения Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС;

- организация исполнения решений судов и других органов (должностных лиц) в соответствии с законами, работа с кадрами, экспертное обеспечение правосудия;

- организация работы нотариата и органов регистрации актов гражданского состояния;

- развитие правовой информатизации, формирования у граждан правового мировоззрения;

- осуществление международно-правового сотрудничества.

Минюст выполняет, в частности, следующие функции:

1) готовит предложения по проведению правовой реформы;

2) готовит совместно с министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, научными учреждениями проекты концепций развития законодательства и их научное обоснование с учетом мирового опыта;

3) разрабатывает по поручению Кабинета Министров Украины и по собственной инициативе проекты законов и других нормативно-правовых актов, касающихся прав и свобод человека, отношений между гражданином и государственной властью, конституционного строя, полномочий и взаимоотношений органов государственной власти, судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, или вместе с другими органами исполнительной власти принимает участие в их подготовке;

4) осуществляет правовую экспертизу (готовит заключения) о соответствии Конституции и законам Украины, требованиям нормопроектной техники проектов законов, других актов законодательства, которые подаются на рассмотрение Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, а также нормативно-правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым;

5) разрабатывает по представлению министерств, других центральных органов исполнительной власти ежегодные планы законопроектной работы, координирует нормотворческую деятельность в центральных органах исполнительной власти, осуществляет контроль за этой деятельностью;

6) проводит экспертизу (готовит выводы относительно соответствия acquis communautaire проектов законов и других нормативно-правовых актов, что за предметом регулирования относятся к сферам, отношения в которых регулируются правом ЕС;

7) организует работу по подготовке ежегодного плана мероприятий по выполнению Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС, проводит мониторинг ее выполнения;

8) осуществляет научно-экспертное, аналитическое, информационное и методологическое обеспечение выполнения Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС, перевод актов acquis communautaire на русском языке, подготовку глоссария терминов acquis communautaire;

9) готовит замечания и предложения к принятых Верховной Радой Украины законов при их подготовке для представления на подпись Президенту Украины;

10) организует в пределах своих полномочий выполнение актов законодательства и осуществляет контроль за их реализацией.

Минюст в пределах своих полномочий на основе и во исполнение актов законодательства издает приказы, организует и контролирует их исполнение, в случае необходимости выдает вместе с другими центральными и местными органами исполнительной власти совместные акты. Решение Минюста, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами.

В составе Минюста Кабинетом Министров Украины могут быть созданы правительственные органы государственного управления. Минюст осуществляет свои полномочия непосредственно и через созданные в установленном порядке главные управления юстиции Минюста в Автономной Республике Крым, областях, м. Киеве и Севастополе, а также районные, районные в городах, городские (городов областного значения) управления, предприятия, учреждения и организации, которые принадлежат к сфере его управления.

В будущем Законе об министерства и другие центральные органы исполнительной власти (как это предусмотрено, в частности, в проекте Закона Украины "Об министерства и другие центральные органы исполнительной власти", подготовленном Центром политико-правовых реформ при участии работников Секретариата Кабинета Министров Украины по состоянию на 20.09.2005 г. (далее - проект) предлагается определить следующие основные задачи министерств в соответствующих секторах государственного управления:

- прогнозирование развития и выработка предложений по формированию государственной политики;

- реализация Программы деятельности Кабинета Министров Украины;

- подготовка концепций проектов законов и проектов законов, проектов правительственных решений, осуществление нормативно-правового регулирования в соответствии с законами и постановлениями Кабинета Министров Украины;

- организация выполнения общегосударственных программ;

- координация и направление деятельности других органов исполнительной власти, в том числе центральных;

- осуществление надзора и контроля за выполнением законодательства и обеспечение проведения единой государственной политики.

Министерства определяются как ведущие органы в системе органов исполнительной власти, которые в соответствующих секторах государственного управления осуществляют функции по формированию и реализации государственной политики, направленной на выполнение Программы деятельности Кабинета Министров Украины. Между министерствами будут распределяться все вопросы государственной политики, ответственность за которые возложена на Кабинет Министров Украины Конституцией и законами Украины, за исключением отнесенных к компетенции членов Кабинета Министров Украины, которые не возглавляют министерства.

В законе об министерства и центральные органы исполнительной власти должны быть определены вопросы компетенции министерств. Например, предлагается закрепить, что министерство осуществляет формирование и реализацию государственной политики в секторе государственного управления, определенном в положении о министерстве. В общих функций и полномочий министерства в проекте отнесены следующие:

1) формирование и реализация государственной политики в соответствующих секторах государственного управления;

2) принятие мер по обеспечению прав и свобод человека и гражданина;

3) осуществление мероприятий по совершенствованию деятельности по предоставлению административных услуг в соответствующих секторах государственного управления;

4) разработка и реализация целевых программ развития в соответствующих секторах государственного управления;

5) участие в разработке проекта Закона о Государственном бюджете Украины, обеспечение эффективного использования бюджетных средств, выделенных для развития в соответствующих секторах государственного управления;

6) разработка общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды и обеспечение их выполнения;

7) участие в формировании и реализации политики в отношении выполнения работ, услуг и поставок продукции для государственных нужд и образовании государственных резервных фондов финансовых и материально-технических ресурсов, право выступать государственным заказчиком указанных работ и услуг;

8) внесение в установленном порядке предложений об изменении условий налогообложения, ценообразования, определения особенностей приватизации, демонополизации предприятий в отдельных отраслях;

9) разработка соответствующих финансово-экономических и других нормативов, механизмов их внедрения, утверждение в соответствии с законодательством государственных стандартов;

10) участие в формировании и реализации антимонопольной политики, участие в осуществлении программ приватизации;

11) осуществление в пределах, определенных законодательством, функции управления объектами государственной собственности;

12) самостоятельно или с участием работодателей негосударственных предприятий ведения переговоров и заключения отраслевых соглашений с представителями наемных работников;

13) обеспечение в пределах, определенных законодательством, реализации государственной политики по отношению к государственной тайне, контроль за ее соблюдением;

14) проведение методических и научно-методических семинаров, других мероприятий по обмену опытом по вопросам соответствующего сектора государственного управления;

15) осуществление иных полномочий, предусмотренных законами Украины и другие функции, в том числе определены актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины.

Согласно Закону Украины "О Кабинете Министров Украины" от 16 мая 2008 года Правительство создает в системе министерств правительственные органы, утверждает положения о них, назначает и освобождает их руководителей. Правительственные органы ответственны перед Кабинетом Министров Украины, подотчетны и подконтрольны министру, в системе министерства которого они созданы и функционируют. Кабинет Министров назначает на должность и освобождает от должности руководителей правительственных органов - по представлению министра, в системе министерства которого функционируют соответствующие органы.

Правовой статус правительственных органов государственного управления определяется Типовым положением о правительственный орган государственного управления, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 22 февраля 2000 г. № 386.

Например, правительственным органом, который действует в системе Минпромполитики и ему подчиняется, является Агентство по вопросам оборонно-промышленного комплекса (далее - Агентство). Оно ответственное перед Кабинетом Министров Украины, подотчетно и подконтрольно министру промышленной политики. Перед Агентством поставлены соответствующие задачи, а именно: подготовка предложений по реформированию оборонно-промышленного комплекса; научно-технического и технологического развития оборонно-промышленного комплекса в интересах обороноспособности государства; повышение эффективности деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса; участие в пределах своих полномочий в реализации государственной политики в сфере военно-технического сотрудничества, разработке и организации выполнения государственных программ, направленных на реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса, а также развитие вооружения и военной техники; участие в подготовке предложений по совершенствованию механизма государственного регулирования и порядка функционирования оборонно-промышленного комплекса; участие в определении направлений научно-технического развития оборонно-промышленного комплекса.

Для выполнения этих задач на Агентство возлагаются соответствующие функции. Среди них:

1) обеспечение в пределах своих полномочий реализации государственной промышленной политики в сфере функционирования и развития оборонно-промышленного комплекса;

2) разработка проектов государственных программ реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса, а также участие в разработке проектов других государственных программ;

3) участие в реализации государственной инвестиционной и инновационной политики в сфере функционирования и развития оборонно-промышленного комплекса; организации проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проектированию, изготовлению и испытанию вооружения, военной и специальной техники, в том числе в рамках международных договоров; проведении в пределах своих полномочий работ технического регулирования и управления качеством в сфере функционирования и развития оборонно-промышленного комплекса;

4) подготовка и представление министру промышленной политики предложения по корпоратизации и определение особенностей приватизации предприятий оборонно-промышленного комплекса; организация выполнения работ по утилизации непригодных к дальнейшему использованию и избыточных боеприпасов и взрывчатых веществ, вооружения и военной техники на предприятиях, которые принадлежат к сфере управления Минпромполитики;

5) проведение анализа состояния развития производства предприятий, учреждений и организаций оборонно-промышленного комплекса, которые принадлежат к сфере управления Минпромполитики;

6) разработка проектов международных договоров Украины по вопросам, относящимся к компетенции Минпромполитики, обеспечение выполнения обязательств, определенных соответствующими международными договорами Украины;

7) обеспечение участия предприятий, учреждений и организаций оборонно-промышленного комплекса, которые принадлежат к сфере управления Минпромполитики, в выставках, конференциях и семинарах, связанных с развитием вооружения и военной техники;

8) содействие привлечению отечественных и иностранных инвестиций в развитие оборонно-промышленного комплекса;

9) осуществление в пределах своих полномочий контроля за выполнением требований международных договоров Украины и законодательства в отношении экспортного контроля на предприятиях, которые принадлежат к сфере управления Минпромполитики;

10) организация проведения научных исследований по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса.

Агентство имеет право привлекать представителей центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с их руководителями) для рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции; получать в установленном законодательством порядке от центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач; проводить в установленном порядке совещания по вопросам, относящимся к его компетенции; и некоторые другие права.

Агентство возглавляет председатель, которого назначает на должность и освобождает от должности кабинетом Министров Украины по представлению Министра промышленной политики. Председатель Агентства по должности является членом коллегии Минпромполитики. Председатель Агентства имеет трех заместителей, в том числе одного первого, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Кабинетом Министров Украины по представлению Министра промышленной политики.

На Голову Агентства возложена функция руководства деятельностью Агентства. Он несет персональную ответственность перед Кабинетом Министров Украины за выполнение возложенных на Агентство задач, является подотчетным и подконтрольным Министру промышленной политики. Кроме этого, Председатель распределяет по согласованию с Министром промышленной политики обязанности между своими заместителями; назначает на должность и освобождает от должности по согласованию с Министром промышленной политики руководителей структурных подразделений и других работников Агентства; привлекает к дисциплинарной ответственности работников Агентства, кроме заместителей председателя; подписывает приказы организационно-распорядительного характера, организует контроль за их выполнением; утверждает положения о структурных подразделениях Агентства; осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством.

Агентство в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством издает приказы организационно-распорядительного характера, организует и контролирует их выполнение.



Назад