Электронная онлайн библиотека

 
 Исполнительная власть в Украине: организационно-правовые основы

Государственные комитеты (государственные службы Украины)


Государственные комитеты (государственные службы) Украины являются центральными органами исполнительной власти, деятельность которых направляет и координирует Премьер-министр Украины или вице-премьер-министры и министры. Их существует около полутора десятка. Государственные комитеты вносят предложения по формированию государственной политики соответствующим членам Кабинета Министров Украины и обеспечивают ее реализацию в определенной сфере деятельности, осуществляющих управление в этой сфере, а также межотраслевую координацию и функциональное регулирование по вопросам, отнесенным к их подчинения. Эти центральные органы исполнительной власти оказывают содействие министерствам и правительства в целом в реализации государственной политики путем выполнения функций государственного управления, как правило, межотраслевого или функционального характера.

Государственные комитеты возглавляют председатели, которые не входят в состав Кабинета Министров Украины. Деятельность государственных комитетов направляют и координируют Премьер-министр Украины, вице-премьер-министры или соответствующие министры. Государственные комитеты - органы единоначальные. В пределах своей компетенции они могут издавать общеобязательные нормативно-правовые акты.

Проиллюстрировать вышеуказанные особенности государственных комитетов можно на примере одного из них - Государственного комитета по земельным ресурсам (Госкомзем). Он является центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра охраны окружающей природной среды. Госкомзем обеспечивает реализацию государственной политики и управления в сфере регулирования земельных отношений, использования, воспроизводства, охраны и проведения мониторинга земель, ведения государственного земельного кадастра, а также межотраслевую координацию и государственное регулирование в сфере установления границ области, района, города, района в городе, села и поселки. Положение о Государственном комитете Украины по земельным ресурсам утвержденное Постановлением Кабинета Министров Украины от 19 марта 2008 года № 224.

Перед Госкомземом стоят задачи: разработка предложений относительно формирования государственной политики в сфере регулирования земельных отношений, использования, воспроизводства, охраны и проведения мониторинга земель, ведения государственного земельного кадастра, землеустройства, установление границ области, района, города, района в городе, села и поселки и обеспечение ее реализации, проведения земельной реформы и представление их Кабинету Министров Украины через министра охраны окружающей природной среды; координации работы по проведению земельной реформы; осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель; организация и обеспечение ведения государственного земельного кадастра, подготовка земельно-кадастровой документации; осуществление землеустройства и мониторинга земель; разработка государственных, отраслевых и региональных программ по вопросам регулирования земельных отношений, установление границ области, района, города, района в городе, села и поселки, рационального использования земель, их воспроизводства и охраны, проведения мониторинга земель, воспроизводства плодородия почв, ведения государственного земельного кадастра и территориального планирования; проведение государственной экспертизы программ и проектов по вопросам землеустройства, ведения государственного земельного кадастра, охраны земель, реформирования земельных отношений, а также технико-экономического обоснования таких программ и проектов.

Функциями Госкомзема являются:

1) составление и представление на согласование министра охраны окружающей природной среды план мероприятий по реализации основных направлений и стратегических целей деятельности Госкомзема;

2) выполнение актов Кабинета Министров Украины, вытекающих из Программы деятельности Кабинета Министров Украины, а также других задач и поручений Министра охраны окружающей природной среды;

3) представление в установленном порядке предложения относительно распоряжения землями государственной и коммунальной собственности, установления границ области, района, города, района в городе, села и поселки, регулирования земельных отношений;

4) участие в выполнении государственных программ по вопросам развития земельных отношений, рационального использования земель, их воспроизводства и охраны;

5) осуществление в соответствии с законодательством государственного регулирования в сфере оценки земель, организация и обеспечение выполнения соответствующих работ, выдача выписок из технической документации о нормативной денежной оценке земельных участков, организация профессиональной подготовки оценщиков по экспертной денежной оценки земельных участков, ведения Государственного реестра оценщиков по экспертной денежной оценки земельных участков, которым выдано квалификационное свидетельство, подготовка предложений по совершенствованию методики и порядка выполнения работ по денежной оценки земель;

6) обеспечение подготовки и осуществления организационных, экономических, экологических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, их защиту от вредного антропогенного воздействия, а также на воспроизводство и повышение плодородия, производительности и полезных свойств почв, соблюдения режима использования земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, других территорий и объектов экосети, организация осуществления мероприятий по воспроизводству полезных свойств земельных участков;

7) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель в соответствии с Законом Украины "О государственном контроле за использованием и охраной земель" и других законов;

8) обеспечение подготовки и осуществления организационных, экономических и других мероприятий в сфере установления границ области, района, города, района в городе, села и поселка;

9) участие в подготовке и осуществлении мероприятий по развитию рынка земель, ипотеки земельных участков и совершенствования системы налогообложения земель;

10) подготовка и представление Кабинету Министров Украины через Министра охраны окружающей природной среды предложений по формированию инвестиционной политики в сфере использования и охраны земель исходя из приоритетов структурного реформирования экономики.

Госкомзем осуществляет свои полномочия непосредственно и через созданные в установленном порядке территориальные органы в Автономной Республике Крым, областях, м. Киеве и Севастополе и утверждает положения о них. Полномочия по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель Госкомзем осуществляет через Государственную инспекцию по контролю за использованием и охраной земель и ее территориальные органы.

Госкомзем в пределах своих полномочий на основе и во исполнение актов законодательства издает приказы, организует и контролирует их выполнение. Проекты нормативно-правовых актов Госкомзема соглашаются Министром охраны окружающей природной среды.

Госкомзем возглавляет Председатель, которого назначает на должность и освобождает от должности кабинетом Министров Украины по представлению Премьер-министра Украины согласно предложению Министра охраны окружающей природной среды. Председатель имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Кабинетом Министров Украины по представлению Премьер-министра Украины.

В завершение акцентируем внимание на том, что в законодательстве нужно провести четкую границу между министерством как органом, который, в первую очередь, формирует политику, и руководитель которого входит в состав Кабинета Министров Украины и государственным комитетом как органом, который осуществляет реализацию политики, не вовлекаясь в ее формирования. Функции и полномочия министерств и государственных комитетов должны конкретизировать, с одной стороны, политическую роль министерств, а с другой - исполнительский (то есть чисто административный характер) деятельности государственных комитетов. Требуют разграничения "министерства" и "центральные органы исполнительной власти" как неравнозначны звена системы органов исполнительной власти.



Назад