Электронная онлайн библиотека

 
 Исполнительная власть в Украине: организационно-правовые основы

Организация работы центральных органов исполнительной власти


Порядок организации работы центрального органа исполнительной власти предусмотрен Типовым регламентом работы центрального органа исполнительной власти, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины 19 сентября 2007 года № 1143. Так, центральный орган исполнительной власти разрабатывает и утверждает годовой план мероприятий по выполнению возложенных на него задач (далее - годовой план). Меры, предусмотренные в годовом плане, должны соответствовать направлениям работ, определенных бюджетным программам, а результативные показатели годового плана - результативным показателям соответствующих бюджетных программ. Годовой план разрабатывается структурным подразделением аппарата центрального органа исполнительной власти, определенным руководителем такого органа. Структурные подразделения осуществляют свою деятельность в соответствии с квартальным или лунным планам, которые разрабатываются на основании годового плана и утверждаются руководителем центрального органа исполнительной власти или его заместителем (в соответствии с распределением обязанностей). По окончании срока действия годового плана центральный орган исполнительной власти готовит отчет о его выполнении, который подлежит опубликованию и общественному обсуждению.

Разработка проекта нормативно-правового акта в центральном органе исполнительной власти возлагается на структурное подразделение в соответствии с его компетенцией. Для разработки проекта нормативно-правового акта может образовываться по приказу руководителя центрального органа исполнительной власти рабочая группа. В процессе разработки проекта нормативно-правового акта:

- проводится анализ состояния дел в сфере правового регулирования и причин, обусловливающих необходимость подготовки проекта;

- определяется предмет правового регулирования, механизм решения вопроса, что требует урегулирования;

- проверяется его соответствие актам законодательства высшей юридической силы, действующим международным договорам Украины и обеспечивается проработки проекта с учетом acquis communautaire, если проект по предмету правового регулирования относится к сфере, правоотношения в которой регулируются законодательством ЕС;

- обеспечивается согласование проекта с другими заинтересованными органами исполнительной власти и в случае необходимости вносятся необходимые поправки;

- принимаются меры к устранению разногласий, в частности организуется и проводится с участием заинтересованных органов исполнительной власти, которые имеют замечания к проекту, детальное обсуждение путей решения спорных вопросов.

Проект нормативно-правового акта перед представлением на рассмотрение руководителю центрального органа исполнительной власти обязательно согласовывается со всеми заинтересованными структурными подразделениями, юридической службой и заместителем руководителя центрального органа исполнительной власти (в соответствии с распределением обязанностей). Нормативно-правовые акты, касающиеся прав, свобод и законных интересов граждан или имеют межведомственный характер, подлежат в установленном порядке регистрации в Минюсте.

Организация делопроизводства в центральном органе исполнительной власти возлагается на его руководителя. К основным видам работы с документами относятся:

- регистрация входящей корреспонденции;

- работа с документами в структурных подразделениях;

- подготовка документов для доклада руководству;

- подготовка и согласование проектов нормативно-правовых актов и актов организационно-распорядительного характера;

- организация выполнения решений Кабинета Министров Украины;

- подготовка и оформление документов к заседаниям коллегии;

- оформление копий и приложений к документам;

- регистрация и отправка исходящей корреспонденции;

- организация и осуществление контроля за исполнением документов;

- составление номенклатуры и формирование дел;

- подготовка дел к архивному хранению и использования архивной документацией;

- ведение учета, хранения и использования бланков, печатей и штампов центрального органа исполнительной власти.

Порядок проведения совещаний. Аппаратные совещания проводятся еженедельно. Руководитель центрального органа исполнительной власти или в случае его отсутствия заместитель руководителя проводит аппаратные совещания для рассмотрения и решения вопросов, относящихся к полномочиям центрального органа исполнительной власти.

Решения, принятые на аппаратных совещаниях, оформляются не позднее чем в двухдневный срок протоколами. Протоколы подписываются председательствующим и доводятся до сведения участников аппаратного совещания.

С целью рассмотрения и оперативного решения отдельных вопросов, относящихся к полномочиям центрального органа исполнительной власти, руководитель центрального органа исполнительной власти или его заместитель проводят оперативные совещания. Решения, принятые на оперативном совещании, оформляются в двухдневный срок протоколом. Протокол совещания подписывает председательствующий.

Для решения вопросов межведомственного характера в центральном органе исполнительной власти могут проводиться межведомственные совещания с привлечением представителей других органов исполнительной власти.

Контроль за выполнением поручений, предоставленных на совещаниях, осуществляет соответствующее структурное подразделение.

Центральный орган исполнительной власти, взаимодействуя с Верховной Радой Украины:

- обеспечивает представление в Верховной Раде Украины внесенного Кабинетом Министров Украины законопроекта и его сопровождение на всех стадиях рассмотрения;

- определяет должностное лицо, которое будет представлять позицию Кабинета Министров Украины во время рассмотрения законопроекта, внесенного на рассмотрение Верховной Рады Украины народными депутатами Украины;

- готовит выводы к законопроектов, внесенных на рассмотрение Верховной Рады Украины народными депутатами Украины;

- рассматривает депутатские обращения и запросы, обращения и рекомендации комитетов Верховной Рады Украины;

- готовит материалы к проведению часа вопросов к Правительству и к парламентских слушаний, слушаний в комитетах Верховной Рады Украины.

Центральный орган исполнительной власти взаимодействует с Секретариатом Кабинета Министров Украины по вопросам, которые возникают в отношениях с Кабинетом Министров Украины, проводит консультации относительно процедуры подготовки проектов актов законодательства и других документов, которые подаются на рассмотрение Кабинета Министров Украины, организации контроля за выполнением решений Кабинета Министров Украины, а также по другим вопросам.

Центральный орган исполнительной власти рассматривает обращения, предложения, другие материалы и документы, поступающие от центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, обеспечивает своевременное согласование проектов нормативно-правовых актов, представляемых на рассмотрение Кабинета Министров Украины.

С целью обеспечения участия общественности в процессе подготовки проектов решений и мониторинга общественного мнения во время их выполнения при центральном органе исполнительной власти действует общественный совет. Центральный орган исполнительной власти создает необходимые условия для работы общественного совета и проведения ее заседаний. Решения общественного совета имеют рекомендательный характер и обязательны для рассмотрения центральным органом исполнительной власти.

С целью организации эффективного взаимодействия между центральным органом исполнительной власти, средствами массовой информации и объединениями граждан центральный орган исполнительной власти обеспечивает:

- проведение в установленном порядке консультаций с общественностью;

- организацию изучения общественного мнения относительно проблем, приоритетов и перспектив развития в соответствующей сфере;

- проведение мониторинга общественного мнения в процессе подготовки и выполнения решений центрального органа исполнительной власти;

- информирование общественности о деятельности центрального органа исполнительной власти путем проведен пресс-конференций, брифингов, Интернет-конференций, прямых телефонных линий, размещение в средствах массовой информации статей, интервью, комментариев, подготовке теле - и радиопередач, изготовление и распространение информационно-презентационной продукции о деятельности центрального органа исполнительной власти;

- проведение мониторинга сообщений в средствах массовой информации о своей деятельности и реагирования на критические замечания;

- организацию и проведение разъяснений целей, содержания и порядка реализации государственной политики в соответствующей сфере.

Рассмотрение обращений граждан, организация их особистго приема осуществляется в соответствии с Законом Украины "Об обращениях граждан" и других актов законодательства. В случае необходимости рассмотрение обращений граждан возлагается на соответствующее должностное лицо или структурное подразделение, которые обеспечивают:

- квалифицированный и своевременное рассмотрение обращений граждан, поступивших в адрес центрального органа исполнительной власти;

- ведение отдельного делопроизводства по обращениям граждан;

- осуществление контроля за соблюдением порядка и сроков рассмотрения и решения вопросов, поднятых в обращениях граждан; проведение систематического анализа и обобщения обращений граждан с целью выявления общественно значимых проблем, требующих немедленного решения, информирование об этом руководства центрального органа исполнительной власти и Кабинета Министров Украины;

- вносят предложения и принимают меры к улучшению организации работы с обращениями граждан, решения затронутых в них вопросов и совершенствования законодательства в соответствующей сфере.

Личный прием граждан регулярно проводят руководитель, его заместители, руководители структурных подразделений и другие должностные лица центрального органа исполнительной власти в соответствии с графиком, утвержденным приказом руководителя центрального органа исполнительной власти, который доводится до сведения граждан. В случае отсутствия должностного лица, которое проводит личный прием граждан в соответствии с утвержденным графиком, прием осуществляет должностное лицо, на которое возложено выполнение ее обязанностей.

Постоянным консультативно-совещательным органом, который создается для согласованного решения вопросов, которые принадлежат к компетенции центрального органа исполнительной власти, и для коллективного и свободного обсуждения важнейших направлений деятельности является коллегия центрального органа исполнительной власти. Общее положение о коллегии центрального органа исполнительной власти и местной государственной администрации утвержденное Постановлением Кабинета Министров Украины от 2 октября 2003 года № 1569.

Решение об образовании коллегии центрального органа исполнительной власти принимается его руководителем, а об образовании коллегии местной госадминистрации - главой госадминистрации. Коллегия выполняет следующие функции:

1) обсуждает и принимает решения относительно перспектив и важнейших направлений деятельности соответствующего центрального органа исполнительной власти, местной госадминистрации;

2) рассматривает предложения относительно усовершенствования законодательства; обеспечение сотрудничества с центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления при выполнении возложенных на них задач; расширение международного сотрудничества в соответствующей отрасли (сфере деятельности), регионе, на территории;

3) обсуждает прогнозы и программы социально-экономического развития соответствующей отрасли (сфере деятельности), региона, территории, другие государственные программы и определяет пути их реализации;

4) рассматривает вопрос о состоянии соблюдения финансовой, бюджетной дисциплины, сохранения и использования государственного имущества, осуществления внутреннего финансового контроля и устранения выявленных недостатков;

5) разрабатывает предложения по совершенствованию деятельности центрального органа исполнительной власти, его территориальных органов, правительственных органов государственного управления, действующих в составе центрального органа исполнительной власти, местной госадминистрации, предприятий, учреждений и организаций, которые принадлежат к сфере их управления;

6) анализирует состояние работы центрального органа исполнительной власти, местной госадминистрации по вопросам обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

7) рассматривает результаты работы центрального органа исполнительной власти, его территориальных органов, правительственных органов государственного управления, действующих в составе центрального органа исполнительной власти, местной госадминистрации, предприятий, учреждений и организаций, которые принадлежат к сфере их управления, а также других предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и подчинения (в пределах компетенции);

8) анализирует состояние соблюдения законодательства по вопросам государственной службы, организационно-кадровой работы и исполнительской дисциплины;

9) рассматривает другие вопросы, связанные с реализацией задач, возложенных на центральный орган исполнительной власти, местные госадминистрации.

В состав коллегии центрального органа исполнительной власти входят: руководитель (председатель коллегии), первый заместитель и заместители руководителя (по должности), руководители правительственных органов государственного управления, действующих в составе центрального органа исполнительной власти, другие руководящие работники указанного органа; в случае необходимости - руководители других центральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, которые принадлежат к сфере управления центрального органа исполнительной власти, руководители территориальных органов, народные депутаты Украины, представители других органов государственной власти (по согласию) . В случаях, предусмотренных положениями о соответствующие центральные органы исполнительной власти, в состав коллегии могут входить представители общественных организаций, творческих союзов, предприятий, научных учреждений и других организаций.

В состав коллегии местной госадминистрации входят: глава местной госадминистрации (председатель коллегии), его первые заместители и заместители председателя (по должности), руководитель аппарата, руководители других структурных подразделений госадминистрации; в случае необходимости - руководители территориальных органов центральных органов исполнительной власти, главы местных госадминистраций низшего уровня, должностные лица органов местного самоуправления (по согласованию). В состав коллегии местной госадминистрации по предложению общественных организаций, творческих союзов, предприятий, научных учреждений и других организаций могут быть включены их представители.

Организационной формой работы комиссии является заседание. Периодичность проведения заседаний коллегии определяется ее председателем. На рассмотрение коллегии представляются:

1) проект повестки дня заседания коллегии по определению докладчика по каждому вопросу;

2) справка по вопросам повестки дня заседания коллегии с изложением обоснованных выводов и предложений;

3) проект решения коллегии;

4) список членов коллегии;

5) список приглашенных лиц, которые изъявили желание принять участие в обсуждении вопросов повестки дня заседания коллегии, с указанием их фамилий, имен и отчеств, места работы и занимаемых должностей;

6) справочные материалы (расчеты, статистические материалы, отчеты, диаграммы, таблицы и т.д.), которые непосредственно касаются повестки дня.

Заседание коллегии ведет ее председатель, а в случае его отсутствия - лицо, на которое возложено исполнение обязанностей руководителя центрального органа исполнительной власти, главы местной госадминистрации. Заседание проводится в случае, когда в нем принимают участие не менее чем две трети от общего числа членов коллегии.

Члены коллегии принимают участие в заседаниях коллегии лично. Если член коллегии не может присутствовать на заседании, он вправе предварительно подать председателю коллегии соответствующие предложения в письменной форме.

Решения коллегии принимаются по каждому вопросу повестки дня открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов коллегии. По решению председательствующего может применяться процедура тайного голосования. Мнение отсутствующего члена коллегии по вопросам повестки дня заседания, поданная в письменной форме, рассматривается на заседании коллегии и учитывается во время голосования.

Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказом руководителя центрального органа исполнительной власти или распоряжением главы местной госадминистрации. В случае возникновения разногласий между председателем и другими членами коллегии во время принятия решения руководитель центрального органа исполнительной власти, глава местной госадминистрации проводит в жизнь свое решение, докладывая в случае необходимости о возникшие разногласия руководству Кабинета Министров Украины. Члены коллегии также могут сообщить свое мнение руководству Кабинета Министров Украины. Решение коллегии по организационных, процедурных и контрольных вопросов вносятся в протокол заседания (без издания приказа или распоряжения).



Назад