Электронная онлайн библиотека

 
 Исполнительная власть в Украине: организационно-правовые основы

Понятие и система местного самоуправления


Изучение данной темы следует начать с выяснения вопроса системы местного самоуправления. Как определено Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине", местное самоуправление - это гарантированное государством право и реальная способность территориальной общины - жителей села или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел, поселка и города - самостоятельно или под ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины.

Местное самоуправление осуществляется территориальными общинами сел, поселков, городов как непосредственно, так и через сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы, а также через районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов. Граждане Украины реализуют свое право на участие в местном самоуправлении в соответствующих территориальных общин.

Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и наделяются этим и другими законами собственными полномочиями, в пределах которых действуют самостоятельно и несут ответственность за свою деятельность в соответствии с законом. Органам местного самоуправления законом могут предоставляться отдельные полномочия органов исполнительной власти, в совершении которых они подконтрольны соответствующим органам исполнительной власти.

Делегированные полномочия - полномочия органов исполнительной власти, предоставленные органам местного самоуправления законом, а также полномочия органов местного самоуправления, которые передаются соответствующим местным государственным администрациям по решению районных, областных советов.

Материальной и финансовой основой местного самоуправления является движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, земля, природные ресурсы, находящиеся в коммунальной собственности территориальных общин сел, поселков, городов, районов в городах, а также объекты их совместной собственности, находящихся в управлении районных и областных советов.

Органы местного самоуправления с учетом местных условий и особенностей могут перераспределять между собой на основании договоров отдельные полномочия и собственные бюджетные средства.

Сельский, поселковый, городской, районный в городе (в случае ее создания) совет может наделять частью своих полномочий органы самоорганизации населения, передавать им соответствующие средства, а также материально-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, осуществляет контроль за их выполнением.

Государственный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления может осуществляться только на основании, в пределах полномочий и в способ, предусмотренные Конституцией и законами Украины, и не должен приводить к вмешательству органов государственной власти или их должностных лиц в осуществление органами местного самоуправления предоставленных им собственных полномочий.

Ограничение прав территориальных общин на местное самоуправление в соответствии с Конституцией и законами Украины может быть применено лишь в условиях военного или чрезвычайного состояния.

В систему местного самоуправления входят:

- территориальная община;

- сельский, поселковый, городской совет;

- сельский, поселковый, городской председатель;

- исполнительные органы сельского, поселкового, городского совета - органы, которые создаются сельскими, поселковыми, городскими, районными в городах (в случае их создания) советами для осуществления исполнительных функций и полномочий местного самоуправления в пределах, определенных законодательством;

- районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов;

- органы самоорганизации населения - представительные органы, которые создаются частью жителей, которые временно или постоянно проживают на соответствующей территории в границах села, поселка, города.

В городах с районным делением по решению территориальной общины города или городского совета в соответствии с настоящим Законом могут образовываться районные в городе совета. Районные в городах советы образуют свои исполнительные органы и избирают председателя совета, который одновременно является и председателем его исполнительного комитета.

Первичным субъектом местного самоуправления, основным носителем его функций и полномочий является территориальная община села, поселка, города. Территориальные общины соседних деревень могут объединяться в одну территориальную общину, создавать единые органы местного самоуправления и избирать единого сельского голову.

Сельские, поселковые, городские советы являются органами местного самоуправления, которые представляют соответствующие территориальные общины и совершают от их имени и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления. Областные и районные советы являются органами местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов, а также полномочий, переданных им сельскими, поселковыми, городскими советами.

Исполнительными органами сельских, поселковых, городских, районных в городах (в случае их создания) советов является их исполнительные комитеты, отделы, управления и другие создаваемые советами исполнительные органы. Исполнительные органы сельских, поселковых, городских, районных в городах советов подконтрольны и подотчетны соответствующим советам, а по вопросам осуществления делегированных им полномочий органов исполнительной власти - также подконтрольны соответствующим органам исполнительной власти. В сельских советах, представляющих территориальные общины, которые насчитывают до 500 жителей, по решению соответствующей территориальной общины или сельского совета исполнительный орган совета может не создаваться. В этом случае функции исполнительного органа совета (кроме распоряжение земельными и природными ресурсами) осуществляет сельский председатель единолично.

Сельский, поселковый, городской председатель является главным должностным лицом территориального общества в соответствии села (добровольного объединения в одну территориальную общину жителей нескольких сел), поселка, города.

Сельские, поселковые, городские, районные в городе (в случае их создания) совета могут разрешать по инициативе жителей создавать домовые, уличные, квартальные и другие органы самоорганизации населения и наделять их частью собственной компетенции, финансов, имущества.

На практике возникают проблемы относительно разграничения полномочий местных государственных администраций и органов местного самоуправления. К сожалению, этой проблематике посвящаются лишь единичные труда. В частности, новизной подходов к этой проблематике, с нашей точки зрения, отличается работа Т. О. Карабин "Соотношение полномочий местных органов публичной власти". Да, она рассматривает соотношение полномочий в следующих аспектах:

1) делегированных полномочий органов местного самоуправления сел, поселков, городов и контрольных полномочий органов исполнительной власти за их осуществлением органами местного самоуправления;

2) собственных полномочий органов самоуправления и полномочий местных государственных администраций, которые непосредственно касаются управления селом, поселком, городом;

3) полномочий местных органов исполнительной власти и полномочий органов местного самоуправления районов и областей.

Как отмечает Т. О. Карабин, это обусловлено тем, что на уровне села, поселка, города нет органов исполнительной власти общей компетенции, а самым низким органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в этих населенных пунктах являются районные и областные (городов областного значения) государственные администрации. И поэтому управленческие полномочия в отношении села, поселка, города имеют органы местного самоуправления соответствующего населенного пункта, так и местные органы исполнительной власти района и области. Кроме того, государственные полномочия, которые должны быть осуществлены непосредственно органами, которые расположены в соответствующих населенных пунктах, делегируются органам местного самоуправления соответствующих общин (исполнительным комитетам советов), а местные государственные администрации осуществляют контрольные полномочия за их реализацией.

Остановимся на этих вопросах.



Назад