Электронная онлайн библиотека

 
 Исполнительная власть в Украине: организационно-правовые основы

Понятие и признаки правового акта управления


Среди разнообразных форм реализации полномочий исполнительной власти ведущее место занимают правовые акты управления, в которых выражаются основные юридические формы исполнительной и распорядительной деятельности - правотворчество и правоприменение. Как в правовом научной литературе, так и на законодательном уровне отсутствует единый подход к определению "правового акта управления". Как отмечает Н. В. Александрова, наиболее распространенными являются следующие варианты толкования этого понятия:

1) важна форма управленческой деятельности (форма управления);

2) управленческое решение (при этом термин "решение" имеет универсальный характер и устанавливает необходимость выполнения конкретных действий лицами и органами, которым адресовано определенное решение);

3) правовой акт, и в таком случае к ним можно отнести и акты, которые принимаются органами законодательной власти, местного самоуправления, судом, прокуратурой;

4) действия (или волеизъявления), поскольку они могут рассматриваться как выполнение определенных действий правоустановлюючого или правоприменительного характера в сфере государственного управления;

5) вид документов (юридических, должностных), поскольку те предписания, которые в них содержатся, имеют свое документальное оформление.

Она выделяет следующие признаки правовых актов управления:

1. Підзаконність.

Правовой акт управления должен выдаваться компетентным субъектом государственного управления согласно Конституции Украины, других законодательных актов, актов высших органов системы исполнительной власти.

2. Официальность.

Содержание этой признаки заключается в том, что правовой акт выдается от имени органа государства, полномочия которого именно на издание акта такого вида (формы) закреплено Конституцией и законами, а воля, выраженная в правовых актах управления, государственным.

3. Загальнообов'язковість (авторитарность).

Этот признак означает, что правовой акт обязаны выполнять все физические и юридические лица, которым он адресован, а также органы (лица), что его приняли. Невыполнение или ненадлежащее выполнение этого требования влечет за собой как применение мер ответственности виновных лиц, так и воспроизведения авторитета самого акта.

4. Компетентность.

Правовой акт должен приниматься в зависимости от характера и объема компетенции органа государства, что подтверждает его законность.

5. Односторонність волеизъявления.

Правовой акт управления представляет собой одностороннее волеизъявление соответствующего уполномоченного субъекта. При этом согласие на их выполнения со стороны тех или других лиц или организаций, которым они адресованы, не нужна.

6. Надлежащая оформленность.

Этот признак означает требование о юридической формы акта. Характеризуется особой формой изложения информации, структуризации текста акта и его построения по правилам юридической техники (главы, статьи, нормы и т.п.), нормативной языка, соблюдение официально установленной процедуры, которые предусматривает порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы, утверждения.

7. Упорядкувальний влияние на общественные отношения.

Это и установление правовых норм, и возникновения, изменения и прекращения правоотношений, и обеспечение реализации правовых норм, и основа для принятия других актов.

8. Определенность места в иерархии правовых актов управления, то есть правовой акт управления "вертикально" подчиняется актам вышестоящих органов исполнительной власти.

9. Юридическое значение.

В частности, юридические последствия, которые влекут правовые акты управления, могут быть следующими:

а) акт устанавливает или меняет правила поведения, что является общим и не содержит указаний относительно конкретных лиц;

б) акт возлагает конкретные обязанности субъектов предоставляет ли им определенные права;

в) индивидуальный акт служит юридическим фактом, если законодательство связывает с ним возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений в сфере исполнительной власти;

г) индивидуальный акт может носить юрисдикционный (правоохранительный) характер, то есть он может содержать правовую оценку тех или иных фактов, разрешения споров о праве или применения установленной законом санкции.

То Есть, Н. В. Александрова определяет правовой акт управления как форму управленческой деятельности компетентных органов государственного управления (исполнительной власти), которая заключается в осуществлении в одностороннем порядке с соблюдением установленной процедуры определенных властных действий, предусмотренных законом или на его выполнения с целью реализации задач и функций управления, воплощенных в конечном итоге в определенную законную форму, и таких, которые влекут за собой определенные юридические последствия. При этом формой управленческой деятельности является издание правового акта управления, а не сам акт.



Назад