Электронная онлайн библиотека

 
 Исполнительная власть в Украине: организационно-правовые основы

Классификация правовых актов управления


Правовые акты управления можно классифицировать по различным критериям. Н. В. Александрова отмечает такие критерии классификации правовых актов управления.

1. По критерию юридической природы: нормативные, индивидуальные, смешанные (комплексные) акты управления, директивные акты, рівнопартнерські (горизонтальные) договоры и соглашения.

2. По критерию субъектов, которые выдают административно-правовые актыразличают:

- акты Кабинета Министров Украины;

- акты центральных органов исполнительной власти;

- акты местных органов исполнительной власти (кроме того, в отдельную категорию правовых актов управления можно выделить акты Совета Министров Автономной Республики Крым).

3. По критерию юридической формы выражения: постановления; распоряжение; приказы; инструкции; правила; положение.

4. По критерию сферы действия:

- акты управления, действующие на всей территории государства, на территории специального округа или особой режимной территории;

- акты, действующие в пределах сферы, отрасли государственного управления, региона и в рамках органа или организации;

- акты, действие которых распространяется на определенный круг организаций или граждан.

5. За порядком принятия административно-правовых актов выделяют акты, которые принимаются: єдиноначально; коллегиально; совместно двумя или более субъектами; по согласованию.

6. По критерию функционального содержания административно-правовых актов:

- акты, которые принимаются для реализации различных функций управления (программа, бюджет, контроль, нормативы и т.д.);

- акты, которые имеют четко выраженный отраслевой характер (например, акты управления промышленностью, образованием, здравоохранением и др.);

- смешанные акты.

7. По критерию "связанности" адресатов:

- акты, адресованные непосредственно подчиненным субъектам;

- акты, адресованные объектам в сфере их функциональной деятельности;

- акты по неопределенно множественными адресатами;

- акты с конкретными, персональными адресатами.

8. По форме:

- письменные акты, которые являются разновидностью служебных документов;

- устные акты управления, которые преимущественно используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности, на транспорте, в воинских формированиях и т.п.;

- конклюдентные действия, применение которых не является слишком широким, поскольку они находят свое внешнее отражение в определенных знаках, световых и звуковых сигналах.

9. По характеру полномочий:

- акты, изданные на основе постоянных полномочий;

- акты, изданные на основе временных полномочий (в частности, делегированных).

10. По степени сложности:

- простые (рутинные) акты;

- сложные акты;

- уникальные акты.

11. В зависимости от даты начала действия необходимо различать акты управления, которые вступают в силу:

- немедленно (по общему правилу), с даты подписания, принятия;

- с даты, указанной в самом акте;

- в срок, указанный в другом акте;

- после государственной регистрации и официального опубликования.

12. В зависимости от объема полномочий субъекта власти:

- дискреционные акты управления, принимаемых на свободное усмотрение, в условиях широкой самостоятельности органа, должностного лица;

- акты, которые принимаются на основе альтернативных полномочий, предоставляемых субъекту возможность выбора одного из нескольких названных в норме права вариантов;

- акты "связанной компетенции", которые принимаются при отсутствии возможности выбора.



Назад