Электронная онлайн библиотека

 
 Исполнительная власть в Украине: организационно-правовые основы

Акты Кабинета Министров Украины


Акты Кабинета Министров нормативного характера издаются в форме постановлений. Постановления Кабинета Министров издаются по вопросам:

а) утверждение положения, устава, в порядке, регламента, правил, методики и в других случаях, когда общественные отношения нуждаются в нормативно-правового урегулирования;

б) утверждение, принятие международного договора или присоединения к нему.

Акты Кабинета Министров с организационно-распорядительных и других текущих вопросов издаются в форме распоряжений. Распоряжение Кабинета Министров издаются по вопросам:

а) одобрение программы, плана мероприятий, концепции, стратегии, основных направлений реализации государственной политики и других программных документов концептуального характера, концепции государственной целевой программы и закона, директив, правительственного заявления, письма, обращения, декларации, меморандума и т.п.;

б) утворення та затвердження складу консультативных, совещательных и других вспомогательных органов и рабочих групп;

в) выделение средств резервного фонда государственного бюджета;

г) делегирование полномочий Кабинета Министров центральным и местным органам исполнительной власти;

д) передачи имущества;

е) кадровых и других вопросов организационно-распорядительного характера.

Акты Кабинета Министров вступают в силу с момента их принятия, если более поздний срок вступления в силу не установлено в таких актах. Датой издания акта является дата его принятия на заседании Кабинета Министров. Постановления Кабинета Министров, касающиеся прав и обязанностей граждан, вступают в силу не ранее дня их опубликования. Акты Кабинета Министров Секретариат Кабинета Министров присылает Минюста для внесения их в Единый государственный реестр нормативно-правовых актов. Постановления Кабинета Министров публикуются в официальных изданиях. Постановления Кабинета Министров размещаются на Едином веб-портале органов исполнительной власти.

Главным разработчиком проекта акта Кабинета Министров есть орган, который осуществляет его подготовку. Подготовку проектов актов Кабинета Министров осуществляют в соответствии со своей компетенции министерства, другие центральные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации. Подготовку проектов актов Кабинета Министров, вносимых на его рассмотрение Министром Кабинета Министров или Министром по связям с Верховной Радой и другими органами государственной власти по вопросам, относящимся к их компетенции, а также в других случаях, предусмотренных Регламентом Правительства, осуществляет Секретариат Кабинета Министров.

Если вопрос, который требует урегулирования, относится к компетенции нескольких органов исполнительной власти, главным разработчиком проекта акта Кабинета Министров является орган, компетенция которого в соответствующей сфере правового регулирования является доминирующей. Другие органы исполнительной власти, которые соответственно к компетенции участвуют в разработке проекта акта или его согласовании, являются заинтересованными органами.

Для осуществления подготовки проекта акта Кабинета Министров главный разработчик может создать рабочую группу. Из особо важных и сложных вопросов общегосударственного значения по предложению центрального органа исполнительной власти рабочую группу может образовать Кабинет Министров.

Во время разработки проекта акта Кабинета Министров главный разработчик анализирует состояние дел в соответствующей сфере правового регулирования, причины, обуславливающие необходимость подготовки проекта, определяет предмет правового регулирования, механизм решения вопроса, что требует урегулирования, а также делает прогноз результатов реализации акта и определяет критерии (показатели), по которым будет оцениваться эффективность его внедрения.

Главный разработчик обязан согласовать проект акта Кабинета Министров с заинтересованными органами, для чего направляет таким органам проект акта вместе с пояснительной запиской и определяет срок его согласования. Заинтересованный орган обязан по обращению главного разработчика в определенный им срок принять участие в разработке и согласовании проекта акта Кабинета Министров в части, касающейся его компетенции. Свою позицию относительно проекта акта Кабинета Министров руководитель заинтересованного органа доводит до сведения главного разработчика путем отправки письма, к которому в случае отсутствия замечаний прилагается также завизирован им проект акта. Заинтересованный орган обязан четко обосновать свою позицию относительно проекта акта Кабинета Министров, а в случае необходимости также изложить отдельные положения проекта в соответствующей редакции. Если в позициях главного разработчика и заинтересованного органа по проекту акта Кабинета Министров есть разногласия, которые не могут быть урегулированы на уровне специалистов таких органов, руководитель органа, который является главным разработчиком, и руководитель заинтересованного органа обязаны лично провести согласительные процедуры.

Если в результате учета главным разработчиком замечаний заинтересованных органов проект акта Кабинета Министров или отдельные его положения, согласованные другими заинтересованными органами, претерпели изменений, проект в соответствующей части подлежит повторному согласованию такими органами.

Материалы согласования проекта акта Кабинета Министров (письма с замечаниями и предложениями, копии проекта акта с визами и т.д.) хранятся в течение пяти лет в архиве главного разработчика. Проект акта Кабинета Министров (за рядом исключений, предусмотренных Регламентом Кабинета Министров) главный разработчик подает Минюста для проведения правовой экспертизы.

Проекты актов Кабинета Министров вносят на рассмотрение Кабинета Министров министры, руководители центральных органов исполнительной власти, которые не относятся к сфере направления и координации министров, Председатель Совета министров Автономной Республики Крым, председателей областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций.

Секретариат Кабинета Министров проводит экспертизу (профессиональную и юридическую) поданного к Кабинету Министров проекта акта и осуществляет его обработки (вносит поправки, связанные с приведением в соответствие с правилами нормопроектной техники, редактирует его). По результатам экспертизы проекта акта Кабинета Министров Секретариат Кабинета Министров оформляет экспертное заключение. Проект акта Кабинета Министров прорабатывается в Секретариате Кабинета Министров в течение не более 20 дней, исходя из того, что он должен быть рассмотрен Кабинетом Министров, как правило, в течение месяца со дня его поступления. В случае необходимости срок рассмотрения проекта акта Кабинета Министров в Секретариате Кабинета Министров может быть продлен Министром Кабинета Министров или его заместителем в соответствии с распределением обязанностей, но не более чем на месяц со дня поступления такого проекта. Продолжительность обработки в Секретариате Кабинета Министров проекта акта Кабинета Министров, разработанного во исполнение закона Украины указа Президента Украины или постановления Верховной Рады, определяется с учетом срока, установленного соответствующим актом для принятия Кабинетом Министров решения.

Разработанный проект акта Кабинета Министров вместе с материалами, представленными главным разработчиком, и экспертным заключением Секретариата Кабинета Министров включается в повестку дня заседания соответствующего правительственного комитета. По результатам рассмотрения проект акта Кабинета Министров одобряется на заседании, если к нему не высказано замечаний.

Проект акта Кабинета Министров может быть одобрен на заседании правительственного комитета с учетом замечаний и предложений, высказанных участниками заседания, и предложенных Секретариатом Кабинета Министров изменений, если они не влияют на суть проекта. Такой проект дорабатывается главным разработчиком в течение трех рабочих дней, если другой срок не определен правительственным комитетом, и подается для рассмотрения на заседании Кабинета Министров после проведения Секретариатом Кабинета Министров повторной экспертизы.

Если по результатам рассмотрения на заседании проекта акта Кабинета Министров признано необходимым доработать его с учетом принципиальных замечаний и предложений заинтересованных органов или во время рассмотрения высказаны принципиальные замечания и предложения, учет которых требует дополнительного изучения главным разработчиком и согласования с заинтересованными органами, решение об одобрении проекта не может ставиться на голосование. Такой проект Секретариат Кабинета Министров возвращает главному разработчику для доработки и внесения в установленном порядке для повторного рассмотрения правительственным комитетом. Правительственный комитет может признать нецелесообразным принятие акта Кабинета Министров. Окончательное решение по проекту такого акта принимает Кабинет Министров, кроме случаев, когда против решение правительственного комитета относительно нецелесообразности принятия акта Кабинета Министров не возражает главный разработчик, который внес проект по собственной инициативе.

Рассмотрен на заседании правительственного комитета и завизирован его председателем проект акта Кабинета Министров включается в повестку дня очередного заседания Кабинета Министров. Акт Кабинета Министров принимается, если по результатам рассмотрения на заседании до него не высказано замечаний. Не ставится на голосование решение о принятии акта Кабинета Министров, относительно которого во время обсуждения на заседании членами Кабинета Министров высказаны замечания и предложения. Такой проект возвращается главному разработчику для доработки и повторного внесения в установленном порядке на рассмотрение Кабинета Министров. Если срок доработки не определено, проект вносится не позднее чем через 10 дней после рассмотрения на заседании.

Принятые акты Кабинета Министров Премьер-министр подписывает в день проведения заседания.



Назад