Электронная онлайн библиотека

 
 Исполнительная власть в Украине: организационно-правовые основы

Основные принципы демократических взаимоотношений граждан и исполнительной власти


1. "Служение" государства интересам человека.

В отношениях между государством и человеком права человека должны стать главной целью. Место доминирующей в прошлом идеологии "господство" государства над человеком должен занять противоположная идеология - "служение" государства интересам человека. Пока отношения человека и государства ограничиваются преимущественно защитой нарушенных прав. А надо направлять внимание государства на утверждение приоритета прав и свобод человека в повседневной жизни.

2. Роль государственной службы в утверждении приоритета прав и свобод человека.

Одно из центральных мест в этом процессе принадлежит государственной службе. Ведь этот институт обеспечивает фактическое выполнение возложенных на органы исполнительной власти функций, прав и обязанностей. В Законе Украины "О государственной службе" прямо зафиксирован принцип "приоритета прав человека и гражданина", но он еще не стал определяющим в функционировании государственной службы. А это существенно препятствует гражданам реализовать свои законные требования и намерения в отношениях с соответствующими органами и служащими. К тому же, служащие органов исполнительной власти должны учитывать не только правовой статус человека и гражданина, закреплен в национальном законодательстве, но и на положение соответствующих международно-правовых актов.

Для обеспечения верховенства права в функционировании государственной службы необходимо равноценное отношение государственных служащих как до состояния выполнения со стороны граждан обязанностей перед государством, так и к состояния выполнения со стороны государства обязанностей по обеспечению их прав и свобод, за которые государство несет ответственность.

3. Управленческие услуги - новая функция государства.

Выполнение значительной части обязанностей органов исполнительной власти перед частными лицами связано с такой новой функцией государства как предоставление управленческих услуг. В Концепции административной реформы управленческие услуги определены как "услуги со стороны органов исполнительной власти, что является необходимым условием реализации прав и свобод граждан - в частности, регистрация, лицензирование, сертификация и т.д.".

"Властное распорядительство" со стороны государственных органов - это один формат оценки их отношений с гражданами, а предоставление теми же субъектами управленческих услуг" последним - совсем другой. "Служение" со стороны исполнительной власти - это и есть ее предоставления органами услуг. Сама государственная власть - это реализация отнюдь не только полномочий, обязывающие гражданина, но и выполнение определенных обязанностей государства перед гражданином, за которые она вполне ответственна перед ним.

Огромный массив властно-распорядительных действий органов исполнительной власти можно отнести к услугам: от выдачи свидетельства о рождении, паспорта, разрешения или рассмотрения уполномоченными субъектами любого другого конкретного обращения частного лица в любых других решений и действий указанных субъектов относительно учета и удовлетворения потребностей и интересов этих лиц.

4. Административные процедуры.

Важное значение для усиления ориентации исполнительной власти на обеспечение прав и свобод человека имеют административные процедуры в деятельности органов исполнительной власти, прежде всего в части их взаимоотношений с гражданами. Эти процедуры способны существенно способствовать повышению эффективности управленческой деятельности, четкому выполнению функций и полномочий органов и должностных лиц. И главное - эти процедуры призваны обеспечить необходимую последовательность в реализации гражданами своих прав и свобод и стать действенным препятствием для субъективизма и произвола со стороны служащих органов исполнительной власти.

В отечественном административном законодательстве процедурная часть является наименее развитой. Отдельные вопросы рассмотрения заявлений и жалоб граждан регулирует Закон Украины "Об обращениях граждан", который носит во многом декларативный и неконкретный характер, и к тому же построен преимущественно за устаревшей идеологии аналогичного акта советских времен. Поэтому в настоящее время продолжается работа над разработкой Административно-процедурного кодекса.



Назад