Электронная онлайн библиотека

 
 Исполнительная власть в Украине: организационно-правовые основы

Обращения граждан в органы исполнительной власти. Жалобы и порядок их рассмотрения


Вопросы практической реализации гражданами Украины предоставленного им Конституцией Украины права вносить в органы государственной власти предложения об улучшении их деятельности, вскрывать недостатки в работе, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов регулирует Закон Украины "Об обращениях граждан".

Закон обеспечивает гражданам Украины возможности для участия в управлении государственными делами, для влияния на улучшение работы органов государственной власти и местного самоуправления, для отстаивания своих прав и законных интересов и восстановления их в случае нарушения.

Граждане Украины имеют право обратиться в органы государственной власти, должностных лиц в соответствии с их функциональным обязанностям с:

- замечаниями;

- жалобами;

- предложениями;

- заявлением;

- ходатайством.

Лица, которые не являются гражданами Украины и законно находящиеся на ее территории, имеют такое же право на подачу обращения, как и граждане Украины, если иное не предусмотрено международными договорами.

Обращения граждан - это изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы. Предложение (замечание) - это обращения граждан, где высказываются совет, рекомендация относительно деятельности органов государственной власти, должностных лиц, а также высказываются мнения относительно урегулирования общественных отношений и условий жизни граждан, совершенствования правовой основы государственной жизни, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества. Заявление (ходатайство) - это обращение граждан с просьбой о содействии в реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством их прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства или недостатки в деятельности должностных лиц, а также высказывания мнения относительно улучшения их деятельности. Ходатайство - это письменное обращение с просьбой о признании за лицом соответствующего статуса, прав или свобод и т.п. Жалоба - обращение с требованием о восстановлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездействием), решениями государственных органов, должностных лиц.

К решений, действий (бездействия), которые могут быть обжалованы, принадлежат такие в сфере управленческой деятельности, в результате которых:

- нарушены права и законные интересы или свободы гражданина (группы граждан);

- созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и законных интересов или свобод;

- незаконно возложена на гражданина какие-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Обращения адресуются органам государственной власти или должностным лицам, в полномочия которых входит решение поставленных в обращениях вопросов. В обращении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина, изложена суть затронутого вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования. Обращение может быть устным (изложенным гражданином и записанным должностным лицом на личном приеме) или письменным, присланным по почте или переданным гражданином соответствующего органа, учреждения лично или через уполномоченное им лицо, если эти полномочия оформлены в соответствии с действующим законодательством. Обращение может быть подано как отдельным лицом (индивидуальное), так и группой лиц (коллективное). Письменное обращение должно быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты. Обращение, оформленное без соблюдения этих требований, возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее чем через десять дней со дня его поступления.

Если вопросы, затронутые в полученном органом государственной власти или должностными лицами обращении, не входят в их полномочий, оно в срок не более пяти дней пересылается ними по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу, о чем сообщается гражданину, подавшему обращение.

Запрещается направлять жалобы граждан для рассмотрения тем органам или должностным лицам, действия или решения которых обжалуются. Письменное обращение без указания места проживания, не подписанное автором (авторами), а также такое, из которого невозможно установить авторство, признается анонимным и рассмотрению не подлежит. Запрещается преследование граждан и членов их семей за представление обращения.

Не допускается разглашение полученных из обращений сведений о личной жизни граждан без их согласия или сведений, составляющих государственную или иную тайну, охраняемую законом, и другой информации, если это затрагивает права и законные интересы граждан. Не допускается выяснения данных о личности гражданина, которые не касаются обращения. По просьбе гражданина, высказанное в устной форме или указанное в тексте обращения, не подлежит разглашению его фамилию, место жительства и работы.

Жалоба на действия или решения органа государственной власти, должностного лица подается в порядке подчиненности вышестоящему органу или должностному лицу, что не лишает гражданина права обратиться в суд в соответствии с действующим законодательством, а в случае отсутствия такого органа или несогласия гражданина с принятым по жалобе решением - непосредственно в суд. Гражданин может подать жалобу лично или через уполномоченное на это другое лицо. К жалобе прилагаются имеющиеся у гражданина решение или копии решений, которые принимались по его обращению ранее, а также другие документы, необходимые для рассмотрения жалобы, которые после ее рассмотрения возвращаются гражданину.

Жалоба на решение, что оспаривалось, может быть подана в орган или должностному лицу высшего уровня в течение одного года с момента его принятия, но не позднее одного месяца с момента ознакомления гражданина с принятым решением. Жалобы, поданные с нарушением указанного срока, не рассматриваются.

Решение высшего государственного органа, рассматривающего жалобу, в случае несогласия с ним гражданина может быть обжаловано в суд.

Гражданин, обратившийся с жалобой, имеет право:

1) лично изложить доводы лицу, что проверяла жалобу, и принимать участие в проверке поданной жалобы;

2) знакомиться с материалами проверки;

3) представлять дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом, который рассматривает жалобу;

4) присутствовать при рассмотрении жалобы;

5) пользоваться услугами адвоката или представителя трудового коллектива, организации, которая осуществляет правозащитную функцию, оформив это полномочие в установленном законом порядке;

6) получить письменный ответ о результатах рассмотрения жалобы;

7) высказывать устно или письменно требование относительно соблюдения тайны рассмотрения жалобы;

8) требовать возмещения убытков, если они стали результатом нарушений установленного порядка рассмотрения обращений.

Органы государственной власти, их руководители и другие должностные лица в пределах своих полномочий обязаны:

1) объективно, всесторонне и своевременно проверять жалобы;

2) в случае принятия решения об ограничении доступа гражданина к соответствующей информации при рассмотрении жалобы составить об этом мотивированное постановление;

3) по просьбе гражданина приглашать его на заседание соответствующего органа, который рассматривает его жалобу;

4) отменять или изменять обжалованные решения в случаях, предусмотренных законодательством Украины, если они не соответствуют закону или иным нормативным актам, принимать немедленно меры к прекращению неправомерных действий, выявлять и устранять причины и условия, которые способствовали нарушениям;

5) обеспечивать восстановление нарушенных прав, реальное выполнение принятых в связи с жалобой решений;

6) письменно сообщать гражданина о результатах проверки жалобы и суть принятого решения;

7) принимать меры по возмещению в установленном законом порядке материальных убытков, если их был причинен гражданину в результате ущемления его прав или законных интересов, решать вопрос об ответственности лиц, по вине которых были допущены нарушения, а также по просьбе гражданина не позднее чем в месячный срок довести принятое решение до сведения органа местного самоуправления, трудового коллектива или объединения граждан по месту жительства гражданина;

8) в случае признания жалобы необоснованной разъяснить порядок обжалования принятого по ней решения;

9) не допускать необоснованной передачи рассмотрения жалоб другим органам;

10) лично организовывать и проверять состояние рассмотрения жалоб граждан, принимать меры к устранению причин, их порождающих, систематически анализировать и информировать население о ходе этой работы.

Обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а те, которые не требуют дополнительного изучения, - незамедлительно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения. Если в месячный срок решить поднятые в обращении вопросы невозможно, руководитель соответствующего органа или его заместитель устанавливают необходимый срок для его рассмотрения, о чем сообщается лицу, подавшему обращение. При этом общий срок решения вопросов, поднятых в обращении, не может превышать сорока пяти дней. По обоснованному письменному требованию гражданина срок рассмотрения может быть сокращен.

Органы государственной власти, должностные лица рассматривают обращения граждан, не взимая платы.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 24 сентября 2008 года № 858 обращения граждан классифицируются следующим образом:

И. Характеристика обращение:

1. По форме поступления: почтой; на личном приеме; через уполномоченное лицо; через органы власти; через средства массовой информации; от других органов, учреждений, организаций.

2. По признаку поступления: первичное; повторное; дублетне; неоднократное; массовое.

3. По видам: предложение (замечание); заявление (ходатайство); жалоба.

4. За статью авторов обращений: мужская; женская.

5. За субъектом: индивидуальное; коллективное; анонимное.

6. По типу: телеграмма; письмо; устное.

7. По категориям авторов обращений: участник войны; ребенок войны; инвалид Великой Отечественной войны; инвалид войны; участник боевых действий; ветеран труда, инвалид i группы; инвалид II группы; инвалид III группы; ребенок-инвалид; одинокая мать; мать-героиня; многодетная семья; лицо, потерпевшее от Чернобыльской катастрофы; участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; Герой Украины, Герой Советского Союза; Герой Социалистического Труда; ребенок; другие категории.

8. По социальному состоянию авторов обращений: пенсионер; рабочий; крестьянин; работник бюджетной сферы; государственный служащий; военнослужащий; предприниматель; безработный; ученик, студент; служитель религиозной организации; лицо, лишенное свободы; лицо, свобода которого ограничена; другие.

9. По результатам рассмотрения: решен положительно; отказано в удовлетворении; даны разъяснения; обращения, что возвращена автору согласно статьям 5 и 7 Закона Украины "Об обращениях граждан"; обращение, что пересылается по принадлежности в соответствии со статьей 7 Закона Украины "Об обращениях граждан"; обращения, что не подлежит рассмотрению в соответствии со статьями 8 и 17 Закона Украины "Об обращениях граждан".

II. Основные вопросы, поднимаемых в обращениях граждан:

1. Промышленная политика.

2. Аграрная политика и земельные отношения.

3. Транспорт и связь.

4. Экономическая, ценовая, инвестиционная, внешнеэкономическая, региональная политика и строительство, предпринимательство.

5. Финансовая, налоговая, таможенная политика.

6. Социальная защита.

7. Труд и заработная плата.

8. Охрана здоровья.

9. Коммунальное хозяйство.

10. Жилищная политика.

11. Экология и природные ресурсы.

12. Обеспечение соблюдения законности и охраны правопорядка, реализация прав и свобод граждан.

13. Семья, дети, молодежь, гендерное равенство, физическая культура и спорт.

14. Культура и культурное наследие, туризм.

15. Образование, научная, научно-техническая, инновационная деятельность и интеллектуальная собственность.

16. Информационная политика, деятельность средств массовой информации.

17. Деятельность объединений граждан, религия и межконфессиональные отношения.

18. Деятельность Верховной Рады Украины, Президента Украины и Кабинета Министров Украины.

19. Деятельность центральных органов исполнительной власти.

20. Деятельность местных органов исполнительной власти.

21. Деятельность органов местного самоуправления.

22. Обороноспособность, суверенитет, межгосударственные и межнациональные отношения.

23. Государственное строительство, административно-территориальное устройство.

24. Другое.



Назад