Электронная онлайн библиотека

 
 Исполнительная власть в Украине: организационно-правовые основы

Административная процедура. Административное производство


Проектом Административно-процедурного кодекса Украины (по состоянию на июнь 2007 года) предусмотрено, что он регулирует отношения, возникающие в деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц относительно обеспечения реализации и защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц и выполнения ими определенных законом обязанностей, регламентирует процедуры рассмотрения административных дел. Действие этого Кодекса предлагается распространить на деятельность государственных органов, а также предприятий, учреждений, организаций, их должностных и служебных лиц, других субъектов, которые в соответствии с законом уполномоченные осуществлять властные управленческие (исполнительные и распорядительные) функции, в том числе на выполнение делегированных полномочий, обеспечения реализации и защиты прав человека, а также выполнения им определенных законом обязанностей.

Действие этого Кодекса не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами, другими субъектами, указанными выше, деятельности по:

1) рассмотрения обращений физических и юридических лиц, содержащие предложения, советы, рекомендации относительно полномочий и организации деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов, указанных выше, а также относительно урегулирования общественных отношений, совершенствование законодательства и не касаются субъективных прав личности, выполнения им своих обязанностей;

2) производства дознания, досудебного следствия, оперативно-розыскной деятельности, исполнительного производства, нотариальных действий, исполнение наказания, применения законодательства о защите экономической конкуренции;

3) прохождение публичной службы - государственной службы, в том числе дипломатической и военной, а также службы в органах местного самоуправления.

Административная процедура - это порядке административного производства. Административное производство - это совокупность последовательно осуществляемых административным органом процедурных действий и принятых процедурных решений с рассмотрения и разрешения административных дел, что завершается принятием административного акта и его выполнением.

Административное производство согласно проекту настоящего Кодекса открывается:

1) по заявлению лица относительно обеспечения реализации и защиты своих прав и законных интересов, в том числе относительно получения административных услуг, а также выполнение определенных законом обязанностей;

2) по инициативе административного органа, в том числе в порядке осуществления им контрольных полномочий;

3) по жалобе лица относительно принятого административного акта, процедурных решений, действий или бездействия административного органа.

Принципами административной процедуры определены:

1) верховенство права;

2) законность;

3) равенство участников административного производства перед законом;

4) использование полномочий с целью надлежащей;

5) обоснованность;

6) беспристрастность (непредвзятость) административного органа;

7) добросовестность;

8) умеренность;

9) пропорциональность;

10) гласность и открытость;

11) своевременность и разумный срок;

12) эффективность;

13) презумпция правомерности действий и требований лица;

14) гарантирования права лица на участие в административном производстве;

15) обеспечение правовой защиты.

Проектом Административно-процедурного кодекса определено, что участниками административного производства является административный орган и лицо:

1) права и обязанности которой направлен административный акт (адресат), в том числе:

- с целью реализации своих прав и законных интересов, а также выполнение обязанностей, обращается к административного органа с заявлением об издании административного акта (заявитель);

- которая с целью защиты своих прав и законных интересов обращается в административный орган с жалобой (при обжаловании);

2) законные интересы которой может затронуть административный акт (заинтересованное лицо).

Административный орган - это орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностные и служебные лица, уполномоченные рассматривать и разрешать административные дела, другой государственный орган, а также предприятие, учреждение, организация, их должностные и служебные лица, другой субъект, который согласно закону уполномоченный осуществлять властные управленческие (исполнительные и распорядительные) функции, в том числе на выполнение делегированных полномочий, относительно рассмотрения административных дел.

Проектом Кодекса предусмотрено такие права лица в административном производстве:

1) получать у административного органа разъяснения относительно порядка осуществления административного производства, своих прав и обязанностей;

2) участвовать в административном производстве лично или через представителя;

3) знакомиться в установленном порядке с материалами административного дела, делать из нее выписки и копии, в том числе с использованием технических средств, получать информацию о процедурные действия и процедурные решения, принятые во время осуществления административного производства;

4) быть выслушанным по вопросам, являющимся предметом административного производства, то есть предоставлять объяснения в письменной, устной или иной форме, а также представлять доказательства; подавать возражения против объяснений, доводов, а также ходатайств других участников административного производства; знать о дате, времени и месте слушания по делу, в случае его проведения;

5) подавать ходатайство об отводе должностного или служебного лица административного органа, а также отвод лиц, которые способствуют делам; привлечение к административного производства других участников и лиц, которые способствуют рассмотрения дела; истребование документов или сведений; назначение экспертизы, в том числе дополнительного; временное приостановление административного производства; возобновление административного производства; продление сроков административного производства;

6) пользование услугами переводчика;

7) быть уведомленным о результатах решения административного дела, получить экземпляр административного акта;

8) обжаловать административный акт, процедурные решения, действия или бездействие административного органа.

Лицо во время совершения административного производства обязана:

1) представлять в случаях, предусмотренных законом, документы и другие доказательства, необходимые для осуществления административного производства;

2) своевременно сообщать административный орган об изменении своего адреса и контактных данных;

3) своевременно сообщать административный орган о невозможности прибытия на приглашение административного органа и его причины;

4) добросовестно пользоваться принадлежащими ему правами и выполнять требования, установленные законодательством.

С целью объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения административных дел к полномочий административного органа относятся:

1) надлежащее и своевременное привлечение к административного производства адресата (адресатов);

2) надлежащее и своевременное сообщение об открытии административного производства и право участия в нем лиц, законные интересы которых может затрагивать решение по административному делу (заинтересованных лиц);

3) разъяснение участникам административного осуществления их прав и обязанностей, содействие их реализации;

4) обеспечение участникам административного производства доступа к материалам дела, предоставление им информации о состоянии рассмотрения административного дела, в том числе по их требованию;

5) защита информации о личной и семейной жизни человека, обеспечения сохранения охраняемой законом информации, в том числе составляющей государственную и иную тайну;

6) получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, физических или юридических лиц документов и сведений, необходимых для рассмотрения и решения административного дела;

7) привлечение к участию в административном производстве лиц, которые способствуют рассмотрения дела: свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков;

8) проведение осмотра на месте и досмотра вещей, назначение экспертизы, если это необходимо для разрешения административного дела;

9) использование технических средств для фиксации отдельных процедурных действий.

Для обеспечения открытости и доступности административного производства и содействие гражданам в реализации их прав административный орган должен:

1) обеспечивать функционирование удобных способов обращения к административного органа, в том числе организации регулярного проведения личного приема, наличие в необходимом количестве (анкет, бланков формуляров) обращение к административного органа;

2) обустроить помещения, отведенные для личного приема, средствами для получения информации (информационные буклеты, образцы документов, сведения о местонахождении структурных подразделений, должностных и служебных лиц, контактные телефоны, место и время приема и др.). Объем информации должен быть достаточным для обращения лица к административного органа без посторонней помощи;

3) периодически, но не реже одного раза в год, обнародовать в средствах массовой информации систематизированную информацию относительно административных услуг, которые предоставляются административным органом;

4) обеспечивать возможность получения полной информации о деятельности административного органа и административных услуг, которые им предоставляются, по телефону, номер которого должен регулярно публиковаться в средствах массовой информации и на официальном веб-сайте административного органа; посланы по запросу лица почтой, в том числе электронной. Срок ответа на информационные запросы не должен быть больше десяти дней.



Назад