Электронная онлайн библиотека

 
 Исполнительная власть в Украине: организационно-правовые основы

Порядок проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственных служащих. Кадровый резерв


Принятие на государственную службу на должности третьей - седьмой категорий осуществляется на конкурсной основе, кроме случаев, когда иное установлено законами Украины. Порядок проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственных служащих, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 15 февраля 2002 г. № 169.

Для проведения отбора кандидатов на замещение вакантных должностей государственных служащих приказом (распоряжением) руководителя соответствующего государственного органа, осуществляющий назначение на должность государственного служащего, образуется конкурсная комиссия в составе председателя, секретаря и членов комиссии. Возглавляет конкурсную комиссию, как правило, заместитель руководителя государственного органа. В состав конкурсной комиссии входят представители кадровой и юридической служб, а также отдельных структурных подразделений аппарата государственного органа. В государственном органе по немногочисленным аппаратом (до пяти человек) конкурс может проводиться руководителем этого органа или конкурсной комиссией органа высшего уровня. Перевод на равнозначную или низшую должность в одном государственном органе, а также продвижения по службе государственных служащих, которые зачислены в кадровый резерв ли успешно прошли стажировку может осуществляться без конкурсного отбора.

Условия проведения конкурса в отдельном государственном органе определяются его руководителем, который назначает на должности и освобождает с должностей государственных служащих. Решение о проведении конкурса принимается руководителем органа при наличии вакантной должности государственного служащего. К участию в конкурсе не допускаются лица, которые:

- достигли установленного законодательством предельного возраста пребывания на государственной службе;

- признанные в установленном порядке недееспособными;

- имеют судимость, несовместимую с занятием должности государственного служащего;

- в случае принятия на службу будут непосредственно подчинены или подчиненные лицам, которые являются их близкими родственниками или свойственниками;

- лишены права занимать соответствующие должности в установленном законом порядке на определенный срок;

- в других случаях, установленных законами.

Конкурс проводится поэтапно:

1) публикация объявления государственного органа о проведении конкурса в прессе или распространение его через другие средства массовой информации;

2) прием документов от лиц, которые желают принять участие в конкурсе, и их предварительное рассмотрение на соответствие установленным квалификационным требованиям к соответствующему уровню должности;

3) проведения экзамена и отбор кандидатов.

Государственный орган, в котором проводится конкурс, обязан опубликовать объявление о проведении конкурса в прессе или распространить его через другие официальные средства массовой информации не позднее чем за месяц до начала конкурса и довести его до сведения работников органа, в котором объявляется конкурс.

В объявлении о проведении конкурса должны содержаться следующие сведения:

1) наименование государственного органа с указанием его местонахождения, адреса и номеров телефонов;

2) названия вакантных должностей с указанием, что дополнительная информация относительно основных функциональных обязанностей, размера и условий оплаты труда предоставляется кадровой службой;

3) основные требования к кандидатам, определенные государственным органом в соответствии с типовыми профессионально-квалификационными характеристиками должностей государственных служащих;

4) срок принятия документов (в течение 30 календарных дней со дня объявления о проведении конкурса).

Лица, желающие принять участие в конкурсе, подают в конкурсную комиссию государственного органа, в котором проводится конкурс, такие документы:

- заявление об участии в конкурсе, в которой говорится о ознакомление заявителя с установленными законодательством ограничениями относительно принятия на государственную службу и прохождения государственной службы;

- заполненную личную карточку с соответствующими приложениями;

- две фотографии размером 4 х 6 см;

- копии документов об образовании, заверенные нотариально, либо в ином установленном законодательством порядке;

- сведения о доходах и обязательствах финансового характера относительно себя и членов своей семьи;

- копию первой и второй страниц паспорта гражданина Украины, заверенную кадровой службой.

Лица могут подавать дополнительную информацию относительно своего образования, опыта работы, профессионального уровня и репутации (копии документов о повышении квалификации, присвоении ученой степени или ученого звания, характеристики, рекомендации, научные публикации и др.). Запрещается требовать сведения и документы, представление которых не предусмотрено законодательством.

Экзамен проводится конкурсной комиссией государственного органа, в котором объявлен конкурс, с целью объективной оценки знаний и способностей кандидатов на должность государственных служащих. Во время экзамена проверяются знания Конституции Украины, Законов Украины "О государственной службе" и "О борьбе с коррупцией", а также законодательства с учетом специфики функциональных полномочий соответствующего государственного органа и структурного подразделения. Порядок проведения экзамена в государственном органе и перечень вопросов на проверку знания законодательства с учетом специфики функциональных полномочий данного государственного органа и его структурных подразделений утверждается руководителем органа, в котором проводится конкурс.

Кандидаты, которые не сдали экзамен, не могут быть рекомендованы конкурсной комиссией для назначения на должность.

Конкурсная комиссия на основании рассмотрения представленных документов, результатов экзамена и собеседования с кандидатами, которые успешно сдали экзамен, на своем заседании осуществляет отбор лиц для занятия вакантных должностей государственных служащих.

Другие кандидаты, успешно сдавшие экзамен, но не были отобраны для назначения на должности, в случае их согласия, по решению конкурсной комиссии могут быть рекомендованы для зачисления в кадровый резерв в этом государственном органе и в течение года приняты на вакантную равнозначную или низшую должность без повторного конкурса.

Если по результатам конкурса не взяли ни одного из кандидатов для назначения на должность, конкурсная комиссия не может рекомендовать этих кандидатов в кадровый резерв. Если ни один из кандидатов не рекомендован конкурсной комиссией для занятия вакантной должности государственного служащего, объявляется повторный конкурс.

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 ее состава. Решение комиссии принимается простым большинством голосов присутствующих на ее заседании членов конкурсной комиссии. В случае равного распределения голосов решающим является голос председателя комиссии. В решении комиссии, которая подается руководителю государственного органа, обязательно указываются предложения о назначении конкретного кандидата на вакантную должность государственного служащего и определяются кандидатуры для зачисления в кадровый резерв.

Конкурсная комиссия сообщает кандидатов о результатах конкурса в течение трех дней после его завершения. Решение о назначении на должность государственного служащего и зачисления в кадровый резерв принимает руководитель государственного органа на основании предложения конкурсной комиссии в течение месяца со дня принятия решения конкурсной комиссией.

Решение конкурсной комиссии может быть обжаловано руководителю соответствующего государственного органа в течение трех дней после ознакомления с этим решением. Решение руководителя государственного органа может быть обжаловано в порядке, определенном законодательством.

Кадровый резерв для государственной службы создается для замещения должностей государственных служащих, а также для их продвижения по службе. Формирование кадрового резерва должно обеспечить отбор работников, которые имеют профессиональные навыки, основанные на современных специальных знаниях и аналитических способностях, для принятия и успешной реализации управленческих решений.

Кадровый резерв формируется из:

- народных депутатов Украины;

- руководителей и специалистов предприятий, учреждений, организаций;

- работников органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

- государственных служащих, которые повысили квалификацию, прошли стажировку или по результатам аттестации рекомендованы для работы на более высоких должностях;

- лиц, рекомендованных конкурсными комиссиями для зачисления в кадровый резерв;

- выпускников высших учебных заведений, в том числе тех, зачисленные на обучение по образовательно-профессиональным программам подготовки магистров государственного управления.

К кадрового резерва зачисляются профессионально подготовленные сотрудники, которые успешно справляются с выполнением служебных обязанностей, проявляют инициативу, владеют навыками работы на компьютере, имеют организаторские способности, необходимые для выполнения должностных обязанностей. Во время формирования кадрового резерва обеспечивается пропорционально-сбалансированное представительство кандидатур каждого пола с учетом состава работающих в соответствующих сферах управления. Зачисление работника к кадрового резерва производится с его согласия. О зачислении в кадровый резерв сообщается руководство по месту работы зачисленного работника.

На каждую должность государственного служащего кадровый резерв формируется из такого расчета: на должность руководителя - не менее двух человек, на должности специалистов составляются списки лиц, зачисленных в кадровый резерв, с учетом фактической потребности. Список лиц, зачисленных в кадровый резерв, пересматривается ежегодно в декабре. В случае необходимости в списке в течение года могут быть внесены изменения в порядке, установленном для зачисления в кадровый резерв.

Центральные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации вносят до 1 марта каждого года Главгосслужбе предложения по кандидатурам для зачисления в кадровый резерв на должности государственных служащих первой-третьей категории, назначение на которые осуществляет Президент Украины и Кабинет Министров Украины, для их обобщения и представления в соответствии Национальном совете по вопросам государственного управления и местного самоуправления, Секретариату Кабинета Министров Украины.

С работниками, отнесенным к кадрового резерва, проводится работа в соответствии с утвержденными руководителями государственных органов или их структурных подразделений личными годовыми планами, где предусматривается:

- изучение и анализ выполнения законов Украины, актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины;

- систематическое обучение путем самообразования;

- периодическое обучение и повышение квалификации в соответствующих учебных заведениях (в том числе зарубежных);

- участие в работе семинаров, совещаний, конференций по проблемам и вопросам деятельности государственных органов и структурных подразделений;

- стажировка сроком до двух месяцев в государственном органе, в кадровый резерв которого зачислены работника;

- выполнение обязанностей государственного служащего, на должность которого зачислены работника к кадрового резерва;

- привлечение к рассмотрению соответствующих вопросов, проведения проверок и служебных расследований;

- участие в подготовке проектов актов законодательства, других нормативных документов.

Если должность, к кадрового резерва на которую зачислено работника, становится вакантной, он имеет преимущественное право на ее замещение при проведении конкурса. Продвижение по службе государственного служащего, зачисленных в кадровый резерв, либо такого, что прошел стажировку или учился в Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, может осуществляться по решению руководителя соответствующего государственного органа вне конкурса.

В случае замещения вакантной должности руководитель государственного органа в представлении о назначении кандидата на эту должность должен отметить, в течение какого периода он находился в кадровом резерве, каким образом проявил себя, а если не находился - подать обоснованные объяснения причины неиспользования кадрового резерва.

Пребывания работника в кадровом резерве может прекратиться по его собственной инициативе или по мотивированному предложению руководителя соответствующего государственного органа. Исключение из списков кадрового резерва оформляется приказом или распоряжением руководителя.



Назад