Электронная онлайн библиотека

 
 Исполнительная власть в Украине: организационно-правовые основы

Прохождения и прекращения государственной службы


Должность - это определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложена установленное нормативными актами круг служебных полномочий. Должностными лицами считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или иными нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций. Права и обязанности государственных служащих были рассмотрены в предыдущей теме.

Не могут быть избранными или назначенными на должность в государственном органе и его аппарате лица, которые:

- признанные в установленном порядке недееспособными;

- имеют судимость, несовместимую с занятием должности;

- в случае принятия на службу будут непосредственно подчинены или подчиненные лицам, которые являются их близкими родственниками или свойственниками;

- в других случаях, установленных законами Украины.

Лицо, которое претендует на занятие должности государственного служащего третьей - седьмой категорий, подает по месту будущей службы сведения о доходах и обязательствах финансового характера, в том числе и за рубежом, относительно себя и членов своей семьи. Лицо, которое претендует на занятие должности государственного служащего первой и второй категорий, должна подать также сведения о принадлежащих ей и членам ее семьи недвижимом и ценном движимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах. Указанные сведения предоставляются государственным служащим ежегодно.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей, превышения своих полномочий, нарушения ограничений, связанных с прохождением государственной службы, а также за поступок, который компрометирует его как государственного служащего или дискредитирует государственный орган, в котором он работает, до государственного служащего применяются дисциплинарные взыскания. Кроме дисциплинарных взысканий, предусмотренных действующим законодательством о труде Украины, могут применяться следующие меры дисциплинарного воздействия:

- предупреждение о неполном служебном соответствии;

- задержка до одного года в присвоении очередного ранга или в назначении на высшую должность.

При принятии на государственную службу может устанавливаться испытание сроком до шести месяцев.

С целью приобретения практического опыта, проверки профессионального уровня и деловых качеств лица, претендующего на должность государственного служащего, может проводиться стажировка в соответствующем государственном органе сроком до двух месяцев с сохранением заработной платы по основному месту работы.

Для выполнения неотложной и непредвиденной работы государственные служащие обязаны по распоряжению руководителя органа, в котором они работают, появляться на службу в выходные, праздничные и нерабочие дни, работа за которые компенсируется в соответствии с действующим трудовым законодательством. По решению руководителя органа государственные служащие могут быть отозваны из ежегодного или дополнительного отпуска. Часть неиспользованного отпуска, которая осталась, предоставляется государственному служащему в любое другое время соответствующего года или присоединяется к отпуску в следующем году.

Предельный возраст пребывания на государственной службе составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. В случае необходимости руководитель государственного органа по согласованию с Начальником Главного управления государственной службы Украины может продлить срок пребывания на государственной службе, но не более чем на пять лет. В исключительных случаях по истечении этого срока государственные служащие могут быть оставлены на государственной службе на должностях советников или консультантов по решению руководителя соответствующего государственного органа.

Принятие на государственную службу, продвижение по ней служащих, стимулирования их труда, решение других вопросов, связанных со службой, проводится согласно категорий должностей служащих, а также в соответствии с рангами, которые им присваиваются.

Существуют семь категорий должностей и пятнадцать рангов государственных служащих. Ранг служащему присваивается в соответствии с занимаемой должности, уровня профессиональной квалификации и результатов работы. При принятии на государственную службу служащему присваивается ранг в пределах соответствующей категории должностей. Для присвоения очередного ранга в пределах соответствующей категории должности государственный служащий должен успешно отработать на занимаемой должности два года. За выполнение особо ответственных заданий государственному служащему может быть присвоен очередной ранг досрочно в пределах соответствующей категории должностей.

За добросовестный труд государственному служащему при выходе на пенсию может быть присвоен очередной ранг вне соответствующей категории должностей. Государственный служащий может быть лишен ранга только по приговору суда. Если государственный служащий перешел на должность низшей категории или оставил государственную службу, на которую потом вернулся, за ним сохраняется присвоенный ранг.

Продвижение по службе государственного служащего осуществляется путем занятия более высокой должности на конкурсной основе или путем присвоения государственному служащему более высокого ранга. Государственный служащий имеет право участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности. Преимущественное право на продвижение по службе имеют государственные служащие, которые достигли наилучших результатов в работе, обнаруживают инициативность, постоянно повышают свой профессиональный уровень и зачислены в кадровый резерв.

Государственным служащим создаются условия для обучения и повышения квалификации в соответствующих учебных заведениях (на факультетах) и путем самообразования. Государственные служащие постоянно повышают свою квалификацию, в том числе через обучение в соответствующих учебных заведениях, как правило, не реже одного раза в пять лет. Результаты обучения и повышения квалификации является одним из оснований для продвижения по службе.

С целью повышения эффективности деятельности государственных служащих и ответственности за порученное дело в государственных органах один раз в три года проводится их аттестация, во время которой оцениваются результаты работы, деловые и профессиональные качества, выявлены работниками при исполнении служебных обязанностей, определенных типичными профессионально-квалификационными характеристиками должностей и отраженных в должностных инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в соответствии с Законом Украины "О государственной службе" и других нормативно-правовых актов.

Аттестации подлежат государственные служащие всех уровней, в том числе те, которые вследствие организационных изменений занимают должности менее чем один год, если их должностные обязанности не изменились. Не подлежат аттестации государственные служащие патронатной службы, а также те, что находятся в занимаемой должности менее чем один год. Женщины, находящиеся в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком, проходят аттестацию не ранее чем через год после выхода на работу. Лица, назначенные на должность на определенный срок, и беременные женщины могут проходить аттестацию по собственному желанию.

Результаты аттестации принимаются во внимание кадровой службой соответствующего государственного органа во время проведения планомерной ротации кадров на отдельных должностях государственных служащих.

Для организации и проведения аттестации приказом руководителя государственного органа создается аттестационная комиссия. Количественный и персональный состав комиссии утверждается руководителем. Комиссия образуется в составе председателя, секретаря и членов комиссии. Председателем комиссии, как правило, назначается заместитель руководителя государственного органа. Руководитель может привлекать к работе в комиссии независимых экспертов. Для проведения аттестации руководителей юридических служб министерств, других центральных органов исполнительной власти к работе в комиссии привлекается представитель Минюста.

Комиссия должна обеспечивать объективное рассмотрение и оценку деятельности государственного служащего, который аттестуется, в частности по выполнению возложенных на него служебных обязанностей, знание и использование в своей работе на государственном языке, а также принципиальный подход в подготовке рекомендаций для дальнейшего использования его опыта и знаний в работе государственного органа.

Сроки и график проведения аттестации утверждаются приказом руководителя и доводятся до сведения государственных служащих, которые аттестуются, не позднее чем за месяц до проведения аттестации.

На каждого работника, подлежащего аттестации, составляется служебная характеристика, который подписывается его непосредственным руководителем, утверждается руководителем высшего уровня и подается в комиссию не позднее чем за неделю до проведения аттестации. Служебная характеристика должна содержать анализ выполнения государственным служащим должностных обязанностей; сведения об объем, качество, своевременность и самостоятельность выполнения работы, деловые качества (инициативность, ответственность), отношения с коллегами, знание и пользование государственным языком во время выполнения служебных обязанностей, информацию о подготовку, переподготовку, повышение квалификации и т.д. Государственный служащий знакомится со служебной характеристикой к аттестации во время собеседования с непосредственным руководителем. В случае несогласия со сведениями, изложенными в служебной характеристике, государственный служащий может подать в комиссию соответствующее заявление, обоснование, дополнительные сведения о своей служебной деятельности.

Во время каждой аттестации в комиссию подаются ежегодные оценки выполнения государственным служащим возложенных на него задач и обязанностей за период, прошедший после предыдущей аттестации, а также аттестационный лист предыдущей аттестации.

На заседание комиссии приглашаются работник, который аттестуется, и его непосредственный руководитель. Если государственный служащий не явился на заседание комиссии без уважительных причин комиссия имеет право провести аттестацию в его отсутствие.

На основании всестороннего анализа выполнения основных обязанностей, сложности выполняемой работы и ее результативности, знание и пользование государственным языком во время выполнения служебных обязанностей комиссия принимает одно из следующих решений:

- соответствует занимаемой должности;

- соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций по повышению квалификации с определенного профессионального направления, приобретения навыков работы на компьютере и т.п.;

- не соответствует занимаемой должности.

Аттестованными считаются государственные служащие, признанные комиссией такими, которые соответствуют занимаемой должности, или соответствуют занимаемой должности при определенных условиях.

В случае принятия решения о соответствии работника занимаемой должности комиссия может рекомендовать руководителю причислить его к кадрового резерва, позволить пройти стажировку на более высокой должности, присвоить очередной ранг государственного служащего, установить надбавку, предусмотренную законодательством, или изменить ее размер, возбудить в установленном порядке ходатайства о продлении срока пребывания на государственной службе и т.д.

В случае принятия решения о соответствии занимаемой должности при определенных условиях комиссия рекомендует руководителю назначить через год повторное аттестации, если государственный служащий согласится выполнить данные ему рекомендации. В случае принятия решения о несоответствии государственного служащего занимаемой должности комиссия рекомендует руководителю перевести этого государственного служащего с его согласия на другую должность, соответствующую его профессиональному уровню, или уволить с занимаемой должности. Каждая рекомендация должна иметь соответствующее обоснование.

Решение комиссии может быть обжаловано государственным служащим в установленном порядке руководителю в течение 10 дней со дня его принятия без учета срока временной нетрудоспособности.

По поручению руководителя комиссия повторно проводит аттестацию, принимает решение и вносит руководителю для рассмотрения и принятия окончательного решения.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 3/4 ее состав. Решение комиссии принимается в отношении каждого государственного служащего, который аттестуется, простым большинством голосов членов комиссии. Голосование проводится в отсутствии лица, которая аттестуется. В случае одинакового количества голосов членов комиссии принимается решение в пользу государственного служащего.

Результаты аттестации и ежегодной оценки выполнения государственными служащими возложенных на них задач и обязанностей заносятся в личное дело государственного служащего. Они рассматриваются во время решения вопросов продвижения по службе, присвоения очередного ранга, установление предусмотренных законодательством надбавок или изменения их размера, в случае нарушения в установленном порядке ходатайства о продлении срока пребывания на государственной службе, а также другим вопросам прохождения государственной службы.

По результатам аттестации руководитель издает соответствующий приказ (распоряжение).

Решение о переводе государственного служащего с его согласия на другую должность либо об освобождении от должности принимается руководителем в двухмесячный срок со дня аттестации. Принятие такого решения после окончания указанного срока не допускается. Время болезни государственного служащего, а также пребывания его в отпуске до этого срока не включается. Государственный служащий, признанный по результатам аттестации таким, что не соответствует занимаемой должности, увольняется с работы.

Решение руководителя, принятые по результатам аттестации, могут быть обжалованы государственным служащим в суд.

Помимо общих оснований, предусмотренных Кодексом законов о труде Украины, государственная служба прекращается в случае:

1) нарушение условий реализации права на государственную службу;

2) несоблюдение связанных с прохождением государственной службы требований;

3) достижения государственным служащим предельного возраста прохождения государственной службы;

4) отставки государственных служащих, занимающих должности первой или второй категории;

5) выявление или возникновения обстоятельств, препятствующих пребыванию государственного служащего на государственной службе;

6) отказа государственного служащего от принятия или нарушение Присяги;

7) непредставление или представление государственным служащим сведений относительно его доходов.

Смена руководителей или состава государственных органов не может быть основанием для прекращения государственным служащим государственной службы на занимаемой должности по инициативе вновь назначенных руководителей, кроме государственных служащих патронатной службы.

Основаниями для отставки (прекращения государственной службы служащим, занимающим должность первой или второй категории, по его письменному заявлению) являются:

- принципиальное несогласие с решением государственного органа или должностного лица, а также этические препятствия для пребывания на государственной службе;

- принуждение государственного служащего к выполнению решения государственного органа или должностного лица, которое противоречит действующему законодательству, что может причинить значительный материальный или моральный вред государству, предприятиям, учреждениям, организациям или объединениям граждан, гражданину;

- состояние здоровья, препятствующее выполнению служебных полномочий (при наличии медицинского заключения).



Назад