Электронная онлайн библиотека

 
 Исполнительная власть в Украине: организационно-правовые основы

Основные направления развития государственной службы в Украине


Как определено Программой развития государственной службы на 2005-2010 годы, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 8 июня 2006 года № 746, государственная служба является составной частью государственного управления, направленной на удовлетворение потребностей общества, обеспечение защиты основных прав и свобод человека и гражданина, последовательного и устойчивого развития страны и постепенного вхождения ее в европейское сообщество. Дальнейшее развитие государственной службы будет осуществляться на таких принципах взаимодействия системы государственной службы и гражданского общества:

1) законность и правовая регламентация деятельности государственных органов и государственных служащих, предотвращения проявлений субъективизма и недопущения нарушений установленного порядка принятия решений и предоставления услуг;

2) соблюдение государственными служащими требований законодательства по вопросам государственной службы и антикоррупционного законодательства, этических норм и правил поведения, надлежащее исполнение должностных обязанностей;

3) демократизация и прозрачность системы государственной службы;

4) профессионализм в подготовке управленческих решений и оказании услуг;

5) прозрачность процедуры принятия государственными органами решений, обеспечения участия граждан в процессе их подготовки;

6) объективность информированию граждан Украины о деятельности государственных органов и государственных служащих;

7) защищенность государственных служащих от вмешательства в их деятельность;

8) замещения должностей государственной службы профессионально подготовленными, высококвалифицированными специалистами;

9) обнародование через средства массовой информации сведений о доходах, полученных в течение года государственными служащими, которые занимают должности i-II категорий;

10) создание условий для предотвращения возникновения обстоятельств, способствующих проявлениям коррупции и злоупотреблениям на государственной службе;

11) обеспечение сохранности конфиденциальной информации, полученной при исполнении государственными служащими должностных обязанностей.

Мероприятия, направленные на повышение эффективности выполнения государственной службой задач и функций государства, будут осуществляться с учетом результатов комплексного систематического анализа деятельности государственных органов и их аппарата. Такой анализ будет включать функциональное обследование и исследование относительно полномочий, задач и функций государственного органа и его аппарата, а также процедуры подготовки, утверждения и исполнения программы его деятельности с учетом определенных для этого ресурсов; функциональной и организационной структуры государственного органа в соответствии с целями его деятельности; ресурсного, информационного и кадрового обеспечения для реализации целей деятельности государственного органа; внедрение стратегического планирования деятельности государственных органов и их аппарата, государственных служащих; целесообразности предоставления определенных услуг конкретными государственными органами; соответствия системы государственного управления в Украине базовым показателям SIGMA; проведения общественной оценки результатов деятельности государственного органа путем привлечения специально подготовленных экспертов и опросы граждан для определения уровня удовлетворения их потребностей в услугах.

Предоставление услуг государственными служащими станет частью их профессиональной деятельности, что потребует осуществления таких мероприятий: определение групп потребителей услуг и составление перечней услуг, которые им предоставляются; установление порядка и регламента предоставления услуг, определение критериев оценки их качества, меры ответственности государственных служащих; поощрение государственных служащих за достижения ими высоких результатов в работе; изучение целесообразности передачи права предоставления отдельных услуг бюджетным учреждениям и организациям. Для проведения оценки качества предоставления услуг государственными органами и их аппаратом, обеспечение выполнения функций государства с учетом общественного мнения необходимо создать действенный мониторинг эффективности предоставления услуг. Стандарты предоставления услуг должны быть научно обоснованы, а их внедрение и усовершенствование будет осуществляться с учетом результатов социологических исследований.

С целью обеспечения эффективности работы государственных служащих необходимо создать условия для достижения конкурентоспособности государственной службы на рынке труда, что предусматривает: установление уровня оплаты труда, что будет стимулировать привлечение на государственную службу высококвалифицированных специалистов и предотвратит отток профессионалов, а также будет способствовать добросовестной, высокопроизводительному труду; законодательное закрепление с учетом опыта стран - членов ЕС превалюючої доли должностного оклада государственного служащего в его заработной плате; приближение размера заработной платы государственного служащего самой низкой категории должностей к не менее трехкратного размера прожиточного минимума; стимулирования труда государственных служащих по результатам ее ежегодной оценки.

Государственная служба как инструмент реализации государственной политики в демократическом государстве должна стать прозрачной для общественного контроля и ответственной перед государством. Прозрачность государственной службы и деятельности государственных служащих законодательно регулируется и предусматривает разработку соответствующих механизмов и технологий. Для обеспечения надлежащего уровня ответственности целесообразно создать единую систему планирования, оценки и поощрения государственных служащих. Усилению ответственности государственных служащих будет способствовать: направленность деятельности каждого государственного органа на улучшение благосостояния населения, развитие общества, сохранения окружающей природной среды; отчетности государственных органов и их руководителей о результатах деятельности; сравнительный анализ результатов деятельности государственных органов; обнародование информации об ответственности государственных органов и других услуг; установление дисциплинарной ответственности за нарушение правил поведения государственных служащих и др.

Нормативно-правовая база функционирования системы государственной службы призвана обеспечить целостность законодательства по вопросам выполнения задач и функций государства в системе государственного управления. С целью законодательного и нормативно-правового урегулирования вопросов организации государственной службы необходимо обеспечить: разработку и принятие нормативно-правовых актов по вопросам определения принципов и особенностей организации государственной службы и системы государственных органов в соответствии с европейскими стандартами, в том числе предотвращение совершения коррупционных действий; нормативно-правовое урегулирование статуса государственного служащего с учетом вида государственной службы и соответствующего механизма прохождения государственной службы, определение основ профессиональной этики поведения государственного служащего и ответственности за ее нарушение. Разработке проектов актов законодательства по вопросам государственной службы должно осуществляться в соответствии с требованиями к эффективности государственного управления, что предполагает уточнение правового статуса института государственной службы. Развитие института государственной службы предусматривает определение и обеспечение соблюдения стандартов профессиональной деятельности. Гармонизация системы государственной службы со стандартами ЕС требует уточнения статуса государственных служащих, особенности которого связывают с введением процедуры предоставления услуг. Уточнение статуса государственных служащих обуславливает законодательное определение требований к кандидатам на занятие должностей государственных служащих различных категорий, совершенствование процедуры принятия и продвижения по службе. Повышение требований к государственным служащим будет сопровождаться осуществлением мер по их социальной защищенности, в частности по совершенствованию их материального поощрения.

Эффективное управление государственной службой предусматривает усовершенствование законодательства по проведению единой политики в сфере государственной службы. Рационализация системы управления государственной службой предусматривает, в первую очередь, создание институциональной способности государственных органов осуществлять комплекс мер, направленных на адаптацию государственной службы Украины к стандартам ЕС. Среди приоритетных направлений рационализации управления государственной службой надлежащее место должно занять урегулирования процедурных вопросов прохождения государственной службы. Одним из путей рационализации системы управления государственной службы является стандартизация деятельности органа исполнительной власти, в частности определение единых стандартов и процедур его деятельности, разработка методических рекомендаций по внедрению в органах исполнительной власти системы управления качеством, что позволит обеспечить надлежащее качество предоставления государственных услуг и их адресность.

Приоритетным направлением кадровой политики является создание действенного механизма подготовки и привлечения к работе на государственной службе высококвалифицированных специалистов. Реформирование системы профессионального обучения государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления должно осуществляться с учетом европейских стандартов.

Функционирования системы государственной службы предусматривает широкое применение информационных компьютерных технологий, способствующих повышению эффективности деятельности государственных служащих, изменению ее характера, усилив аналитическую составляющую в процессе принятия решений. Информационные технологии должны обеспечить управление распределенными базами данных и централизованную актуализацию средств их сопровождение, совместимость с информационной системой "Электронное Правительство".

В результате выполнения задач и мероприятий, предусмотренных Программой, планируется обеспечить:

1. Формирование эффективного института государственной службы, который будет базироваться на принципах стабильности, профессионализма, политической беспристрастности и будет отвечать европейским стандартам.

2. Принятие нового законодательства о государственной службе с учетом стандартов ЕС.

3. Совершенствование структуры государственных органов с целью обеспечения эффективного предоставления государственных услуг.

4. Повышение уровня профессиональных знаний, умений и навыков государственных служащих в соответствии с европейскими стандартами.

5. Формирование институциональной способности системы государственной службы с целью ее приближения к стандартам ЕС.

6. Введение в системе государственных органов электронного управления.

7. Создание эффективного механизма предотвращения проявлений коррупции на государственной службе.



Назад