Электронная онлайн библиотека

 
 Исполнительная власть в Украине: организационно-правовые основы

Процедуры формирования правительства


Как отмечает В. М. Шаповал, в странах с парламентская (парламентарно-республиканской и парламентарно-монархическим) и смешанной республиканской формы государственного правления правительство является одним из высших органов государства. В частности, в соответствующих странах правительство конституционно определяется высшим органом исполнительной власти.

В президентских республиках исполнительную власть возглавляет президент. В странах с парламентская форма государственного правления, а также в части республик со смешанной формой глава государства не входит в систему органов исполнительной власти. Однако он имеет полномочия, касающиеся сферы исполнительной власти. В отношении ряда стран со смешанной формой государственного правления (Польша, Россия, Румыния, Франция и т.д.), то в них существует так называемый дуализм исполнительной власти.

Конституции государств с парламентской и смешанной формами правления предусматривают две процедуры формирования правительств. Эти процедуры состоят из определенных совместных действий парламента и главы государства при формировании правительства. Однако содержание этих действий отличается. Остановимся на каждой из этих процедур.

Первая процедура.

Эта процедура исторически сложилась в Великобритании и длительное время с определенными особенностями отдельных стран была почти общепринятой. Согласно этой процедуры глава государства формально по своему усмотрению назначает премьер-министра и по предложению последнего - других членов правительства. Парламент в этой процедуре никакого участия не принимает. Считается, что правительство имеет поддержку парламента до тех пор, пока представительный орган не проголосует против правительственной предложения по принципиально важному вопросу или непосредственно не выскажет правительству недоверия путем принятия специальной резолюции. И хотя теоретически премьер-министр и возглавляемое им правительство могут существовать и действовать против воли парламента, практически же их действия будут быстро парализованы через парламентскую обструкцию.

Особенностью применения процедуры формирования правительств в ряде стран является необходимость получения правительством инвеституры в парламенте. За этой процедурой роль парламента становится решающей на следующих стадиях процесса формирования правительства. В частности, глава правительства после его назначения главой государства имеет в установленный основным законом срок представить парламенту состав правительства или подать правительственную программу, или сделать вместе и первое, и второе. В случае одобрения парламентом предложенного состава правительства или (и) правительственной программы считается, что правительство получило инвеституру. Соответствующее решение парламента должно быть принято большинством голосов от определенного в конституции его численного состава.

Вторая процедура.

Парламент принимает более активное участие, начиная уже с начальной стадии соответствующего процесса. В каждой стране процедура формирования правительства по сравнению с более активным участием парламента имеет свои особенности, установленные конституцией. Наиболее ярким примером является такая процедура в ФРГ. Здесь глава правительства (канцлер) избирается без обсуждения нижней палатой парламента по предложению президента. После этого его формально назначает на должность сам президент. Члены правительства назначаются президентом по представлению канцлера. Но палата может не согласиться с предложенной президентом кандидатурой. В таком случае нижняя палата парламента должна в течение двух недель выбрать канцлером другую личность на основе абсолютного большинства голосов. Если же и это лицо не будет избрана канцлером, то сразу проводятся новые выборы канцлера. На этот раз избранным считается тот, кто просто получил большинство голосов.

Выдвижение и согласование кандидатур на правительственные должности является прерогативой политических партий и их парламентских фракций.

Подобное касается также определения кандидатуры на должность премьер-министра, которую, как правило, занимает лидер партии парламентского большинства, или по согласованию между партиями-членами коалиции - лидер одной из этих партий. Исключение могут составлять ситуации, когда ни одна из политических партий не имеет большинства в парламенте. Роль главы государства при определении премьер-министра здесь может быть решающей. Само же существование правительства будет зависеть от реакции парламента, а точнее - парламентского большинства. Особенно это касается образования так называемого правительства меньшинства. Однако и в последнем случае многое решается в процессе согласования позиций между политическими партиями, репрезентованими в парламенте.

В странах с президентской формой правления применяется так называемый внепарламентский способ формирования правительств. Особенностью "классической" президентской республики является то, что полномочия главы государства и главы кабинета смежные и находятся в руках президента, а должность премьер-министра отсутствует. Парламент не принимает непосредственного участия в процессе формирования кабинета или его участие в этом плане ограничена.



Назад