Электронная онлайн библиотека

 
 Исполнительная власть в Украине: организационно-правовые основы

Модели определения состава правительства. Состав правительств


В. М. Шаповал обращает внимание на континентальной и англо-американской модели определения состава правительства.

1. Континентальная модель.

В состав правительства входят руководители министерств и ведомств с общегосударственной компетенцией. В совокупности все они и составляют правительственную коллегию как единый орган. Это обусловливает достаточно большую численность правительства, что иногда может привести к снижению эффективности его работы.

Поэтому в ряде стран, где введена такую модель, в структуре правительства образуется более узкая коллегия. В нее входят глава правительства, его заместители и некоторые наиболее авторитетные по должности министры.

2. Англо-американская модель.

Ее ввела большинство стран. По этой модели в состав правительства (кабинета) входят не все политические руководители министерств и ведомств, а лишь те, которые возглавляют самые важные из них. Правительства как коллегии всех этих руководителей здесь просто не существует, а понятие правительства и кабинета по сути совпадают. Поэтому соответствующую модель называют "моделью кабинета". Члены кабинета за своими реальными полномочиями в решении вопросов правительственной политики существенно отличаются от других министерств, которые не имеют такого статуса. Решение же самого кабинета, созданного в странах с парламентская и смешанной формами правления, является по своей природе официальными правительственными решениями, а по сути - решениями высшего органа исполнительной власти.

Состав правительств.

Основным действующим лицом правительства его глава. Чаще всего он зовется премьер-министром, хотя приняты и другие титулы: председатель, канцлер и т.д. В президентских республиках, как отмечалось, систему органов исполнительной власти возглавляет президент, а должность премьер-министра отсутствует.

В ряде стран со смешанной формой правления в силу упомянутого дуализма исполнительной власти роль центра распределяется между главой и президентом. При этом главные полномочия могут быть сконцентрированы или у президента или премьер-министра.

Отставка премьер-министра по любым причинам практически всегда ведет к отставке правительства в целом. Состав правительства определяется его главой, а участие парламента и главы государства в этом процессе во многом формальный характер. Выбор же премьер-министра обусловлен не только его личными пристрастиями, но и, прежде всего, общими политическими факторами - расстановкой сил в парламенте и в партии, которую он представляет.

Тот факт, что глава правительства в соответствующих странах в своих действиях опирается на правящую партию или коалицию, вовсе не означает ослабления его позиций в государственном механизме. Наоборот, учитывая то, что он обычно является лидером такой партии, это дает ему возможность не только доминировать в правительстве, но и контролировать депутатское большинство в парламенте. В результате глава правительства вступает реальных возможностей направлять работу представительного органа. Ситуация может несколько усложняться для него в случае создания коалиционных правительств.

Премьер-министр не только определяет персональный состав правительства, но и решает вопросы его внутренней организации. Случается, что одна и та же лицо занимает должность премьер-министра и одну или более должностей министров. Под общим руководством премьер-министра функционирует государственная служба, и он контролирует комплектования ее верхушки.



Назад