Электронная онлайн библиотека

 
 Исполнительная власть в Украине: организационно-правовые основы

Ответственность правительств


1. Политическая ответственность правительства перед парламентом.

Эта ответственность часто имеет название парламентской ответственности, что связывается с тем, что все соответствующие процедуры происходят в представительном органе. Возможность такой ответственности конституционно признана в странах с парламентская и смешанной формами правления. В президентских республиках кабинет несет политическую ответственность перед самим президентом, который может отправить в отставку его членов в случае, если их действия не одобрено.

Политическая ответственность правительства в значительной степени субъективна. Необходимость применения такой формы ответственности определяется не критериям законности, а потребностями конкретной политики, отраженными в волеизъявлении депутатов парламента. Правительство осуществляет свои функции до тех пор, пока его деятельность удовлетворяет парламент.

В Испании, России, Франции, ФРГ, Чехии, Японии, в некоторых других странах допускается только коллективная ответственность правительств.

Определенные особенности имеет практика Великобритании, а также других стран, которые восприняли основы британской конституционной системы. Формально здесь предполагается возможность как коллективной, так и индивидуальной ответственности. При этом, если нижняя палата парламента выражает недоверие любом министру, глава правительства должен решить: подавать в отставку конкретном министру или правительству в целом.

Такой подход к политической ответственности правительства основывается на идее солидарности его членов. Считается, что все члены правительства несут ответственность за его политику в тех случаях, когда один из них не соглашается с конкретными правительственными решениями и действиями.

Однако и в этом случае трудно выяснить, при каких условиях выражении недоверия отдельному министру приводит к отставке всего правительства. Практически это почти всегда решает премьер-министр, хотя его решение будет детерминированное политической ситуацией, сложившейся в парламенте и вне его.

Что же касается отставки отдельных министров, такие вопросы в условиях, когда палата контролируется определенной партийной большинством, возникают и решаются преимущественно в связи с их персональными действиями, которые привели к политическому скандалу.

В большинстве стран конституционно введены только формализованные процедуры привлечения правительства к политической ответственности. Они имеют название вотума недоверия.

2. Ответственность с использованием процедуры импичмента.

Такая ответственность всегда индивидуализирована и может иметь место при различных форм государственного правления. В некоторых странах с парламентской формой правления ответственность с применением процедуры импичмента исторически предшествовало собственно политической ответственности правительства перед парламентом, но в наше время первая почти полностью потеряла свое значение и уступила место второй. В странах со смешанной формой правления процедура импичмента сохраняет свое значение по президентов. В президентских республиках, где не предусмотрено политической ответственности правительства перед представительным органом, импичмент является важным средством взаимодействия законодательной и исполнительной власти и рассматривается как один из компонентов в системе сдержек и противовесов.

Что же касается самой процедуры импичмента, то она возможна только при условии двухпалатному построению парламента. По упрощенной схеме, нижняя палата выступает в роли следователя и обвинителя, а верхняя палата принимает окончательное решение (квалифицированным большинством голосов) по устранению соответствующего лица с должности или поста.

Существенно отличной является парламентская процедура устранения президентов, принятая в некоторых странах, где имеет место упоминавшийся дуализм исполнительной власти. Главную роль в осуществлении такой процедуры играет однопалатный парламент, который в своем решении опирается на предварительно сформулирован вывод конституционного суда. Соответствующие процедуры установлены конституциями Латвии, Литвы, Молдовы, Румынии, Турции и некоторых других государств.

Значительные особенности имеет и процедура устранения президентов парламентами совместно с конституционными судами. Эта процедура предусматривает, что парламент или одна из его палат формулирует обвинение против президента, а конституционный суд на основании этого обвинения может принять решение о его смещения (Австрия, Болгария, Италия, Словакия, ФРГ, Хорватия, Чехия).



Назад