Электронная онлайн библиотека

 
 Исполнительная власть в Украине: организационно-правовые основы

Центральные органы исполнительной власти


Как указывает A. M. Школик, центральными административными структурами со специальной компетенцией органы, сфера деятельности которых распространяется на территорию всего государства. Их можно разделить на две основные группы: министерства и другие центральные административные структуры с разными названиями. Этим исследователем отмечается, что несмотря на иерархичность системы центральных органов публичной администрации, довольно трудно провести их всеобъемлющую и унифицированную классификацию.

Министерства имеют более высокий правовой статус от других центральных административных структур, что обусловлено несколькими причинами:

1) их руководители (министры, секретари и т.д.) входят в состав правительств, что объективно обусловливает более высокую их политический вес;

2) министры принимают участие в формировании политики государства;

3) министерствам той или иной степени подчинена большинство других центральных административных структур.

В доктрине многих стран континентальной правовой системы органом публичной администрации считается не министерство, а его руководитель - министр. Министерство же называют структурой, которая обслуживает министра в выполнении возложенных на него задач и функций.

A. M. Школик акцентирует внимание на следующих моделях министерской структуры - классической и шведской. В классической министерской модели (распространенная в подавляющем большинстве стран) министерство имеет иерархическую структуру, подчиненные подразделения низшего уровня обязаны выполнять распоряжения вышестоящих. Министерства возглавляют меняющиеся лица, которые выполняют политические функции, тогда как его штат отбирают из специалистов со стабильным правовым статусом публичного служащего. Учитывая министра, министерство является политическим органом, однако благодаря большому количеству профессиональных служащих, является сугубо административной организацией.

Оригинальность шведской модели (переняли также другие страны Северной Европы) заключается в том, что она ликвидирует двойственный характер (политика и администрация) классического министерства. Оно сохраняет за собой лишь задача формирования политики. Функции же непосредственного выполнения (административные) принадлежат к задачам автономных агентств. Автономия агентств заключается в том, что министерство не дает им указаний по конкретным делам, но министр определяет общее направление политики административной агентства и влияет на формирование его бюджета.

В отличие от автономных агентств, которые имеют численный аппарат профессиональных служащих, министерство осуществляет функцию формирования политики с помощью небольшого штата (не более 100 человек с канцелярскими работниками). В круг задач шведских министерств относятся:

1) подготовка правительственных законопроектов и проектов бюджета для определения их парламентом;

2) издание инструкций и общих правил для административных органов;

3) международные связи;

4) назначение публичных служащих;

5) рассмотрение отдельных писем граждан, направленных в адрес правительства.

Относительно количества других центральных административных структур в разных странах, то, как указывает A. M. Школик, она объективно отличается. Государства пытаются ограничить (в среднем до двадцати) только количество министерств. А вот другие центральные органы (агентства и другие) достаточно многочисленными, а их названия отличаются пестротой.

Они формально отделены от министерств и считаются политически нейтральными органами. Подбор кадров в их состав осуществляют с учетом профессиональной специализации на определенный срок. Все они осуществляют регулирование, управление и контроль в конкретной отрасли, обладают организационной и финансовой самостоятельностью.

Большинство центральных органов публичной администрации имеют право принимать подзаконные нормативно-правовые акты, которыми устанавливаются общеобязательные нормы. В связи с этим в некоторых странах, в частности, в США, существует разделение центральных (в данном случае - федеральных) органов исполнительной власти на те, что имеют указанное право (их называют административными учреждениями) и органы, которые его не имеют.

Во многих странах нет такого разделения, то есть, каждый центральный орган публичной администрации может быть уполномочен на принятие парламентом обязывающих правовых норм общего характера. Из этого следует относительность общепринятого разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.



Назад