Электронная онлайн библиотека

 
 Исполнительная власть в Украине: организационно-правовые основы

Местные органы исполнительной власти


К ним относятся структуры, которые выполняют задачи, функции государства на определенной территории, которая в большинстве, но не во всех случаях совпадают с административно-территориальным делением государства.

Как указывает A. M. Школик, существование местных органов государственной администрации обусловлено тем, что органы местного самоуправления не в состоянии и не должны выполнять всего объема задач публичной администрации в регионах и на местах. Ведь задачей администрации является самоуправляющейся прежде всего удовлетворение интересов населения, проживающего на соответствующей территории, и только после этого - общегосударственных интересов. Поэтому при законодательном распределении полномочий между органами государственной и самоуправляющейся администрации выделяют несколько направлений деятельности, которые традиционно относят к компетенции государственных органов на местах:

- дела, выходящих за сферу интересов локальных и региональных сообществ, например: оборона государства, статистика, регистрация актов гражданского состояния;

- дела, которые не могут обеспечиваться органами местного самоуправления по техническим причинам, например: энергетика, строительство железных и автомобильных дорог;

- другие дела, регламентирующий администрация, но не связанные непосредственно с удовольствием интересов местных и региональных сообществ.

В странах континентальной правовой системы существуют органы государственной администрации общей компетенции, представляющих интересы государства в целом в конкретной административно-территориальной единицы. Должности этих представителей государства на местах могут иметь разные названия: префекты и супрефекти, ландрати (земельные советники), оберкрайсдиректори (высшие директора районов), гражданские губернаторы, районные комиссары, комиссары королевы и др. Подчинение этих органов (должностных лиц) может быть двояким. В большинстве случаев, они считаются представителями правительства или, по крайней мере, премьер-министра (это касается Франции, Испании, Нидерландов, Польши). Однако во многих странах (Дания, Люксембург, Португалия, Италия) они рассматриваются как представители министра внутренних дел.

Территориальные органы специальной компетенции имеют в основном двойное подчинение: "по вертикали" - министерству или другой центральной административной структуре и "по горизонтали" - соответствующему представителю государства на определенной территории. Однако во многих случаях эти специализированные административные структуры подчиняются лишь центра.

В странах англо-американской правовой системы система органов публичной администрации в регионах и на местах учитывая отсутствие характерных для континентальной Европы представителей государства выдается в целом более простой и логичной, ведь здесь не возникает возможности конкуренции полномочий между органами государственной и самоуправляющейся администрации общей компетенции.



Назад