Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

статья 1. Социология как наука, ее предмет и методы


Изучение каждой учебной дисциплины, как правило, начинают с определения ее предмета. Если объектом науки есть определенная сфера объективно-субъективной реальности, на которую она направляет свое познание, то предмет - это те аспекты объекта, которые подлежат непосредственному изучению с помощью присущих именно этой науке методов. Очертим, хотя бы ориентировочно, проблематику социологической отрасли знаний. Само название учебной дисциплины «социология» (от лат. societas - общество, гр. logos - слово, понятие, учение) свидетельствует, что это наука об обществе. Но известно, что су -
общество (в различных его аспектах) изучают многие науки: история, экономика, демография и т.д. Естественно, что каждая из них изучает общество со своей точки зрения, имея свой подход, свои предмет и методы исследования.

Еще русско-американский социолог П. Сорокин в труде «Система социологии» обратил внимание на то, что выяснение сути самого термина «социология» совсем не исчерпывает вопрос, что же такое социология как наука. С момента возникновения социологии как самостоятельной науки (более полутора века назад) не утихают страстные споры, что же именно она должна изучать. Так, основатель социологии француз О. Конт считал, что социология - это положительные знания об обществе. Его соотечественник Е. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты как формы коллективного действия и коллективного бытия, то есть коллективное во всех его проявлениях. Украинский социолог М. Ковалевский рассматривал социологию как науку о порядке и прогресс человеческих обществ. Американский социолог Н. Смел зер трактует социологию как научное изучение общества и общественных отношений; англичанин Е. Гидденс называет ее наукой «о нас самих - людей, о современное общество, в котором мы живем, и другие общества, отличающиеся от нашего во времени и пространстве».

П. Сорокин дает определение социологии как самостоятельной науки, которая изучает наиболее общие свойства общественных явлений, что их обходят другие специальные науки. Она изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой.

По мнению известного немецкого социолога М. Вебера, социология пытается объяснить, понять социальное действие, ее процесс и действия, а следовательно, изучает не что иное, как социальное поведение.
Социальное поведение
- это внутренняя и внешняя позиция человека, ориентированная на поступок или воздержание от такого. Поведение является социальным, если она определенным образом соотносится с поведением других индивидов.

Именно социологический анализ поведения индивидов возлагают в основу определения предмета социологии современные западноевропейские и американские ученые. Наиболее распространенными в их учебных пособиях и научной литературе является толкование социологии как науки о методах исследования поведения человека; как науки о поведении людей, живущих в окружении себе подобных, то есть как науки о социальные группы и их влияние на поведение отдельного человека.

Понятное дело, что отечественная социология развивалась под влиянием прежде всего марксистской теории. Марксисты считали, что предметом социологического изучения является общество как социальная система с ее структурными элементами - индивидами, социальными общностями, социальными институтами. В таком контексте социология - наука об обществе как социальную систему в целом, о функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: индивидов, социальные общности, социальные институты.

Современный российский социолог Г. Осипов определяет социологию как науку об общие и специфические социальные законы и закономерности развития и функционирования исторически определенных социальных систем, о механизме действия и формы проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов.

«Краткий словарь по социологии» определяет социологию как науку о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей; «Социологический словарь» - как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальные отношения как механизм взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между сообществами и личностями.

Итак, социология - это наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества как социальной системы. Она изучает социальные факты, процессы, отношения, деятельность индивидов, групп, их роли, статусы, поведение, институциональные формы их организации.

Социология - комплексная наука, что имеет макро - и микроуровень. На макроуровне изучается общество как целостный организм, социальная структура больших социальных групп, систем и процессов, которые в них происходят, на микроуровне - социальные явления и процессы в отдельных сферах общественной жизни и социальных сообществах (социальное поведение, мотивация действий, межличностные отношения и т.д.).

Социология - теоретико-прикладная наука. Теоретические социологические исследования, пользуясь общенаучными методами (сравнительно-историческим, генетическим, типологічним и т.п.), объясняют социальную реальность на уровне общих тенденций ее функционирования и развития, проявляют механизмы действия законов, формы их проявления.

Если теоретическое исследование представляет собой не непосредственное отражение действительности, а ее логической конструкции (через идеализацию), и направленное на построение теории, то в эмпирическом исследовании единицей анализа является непосредственно действия, поступки и другие проявления социального поведения, а также отражения их в сознании человека (мнения, оценки, суждения). Особо следует подчеркнуть, что эмпирическое исследование - это не просто сбор и систематизация определенных социальных фактов. Оно предполагает, прежде всего, использование специальных процедур, которые дают возможность осуществлять научную регистрации и обобщения социальных фактов, которые потом становятся базой для дальнейших теоретических обобщений. Вероятность их проверяется социальной практикой и новыми эмпирическими исследованиями.

Прикладные эмпирические исследования посредством изучения социальных фактов, их обобщения и интерпретации обогащают науку конкретной информацией о те или иные социальные явления и направлены на решение различных практических проблем.

Эти компоненты социологического знания тесно связаны между собой. Эмпирические социологические исследования основываются на научных теориях; без них невозможно ни получить достоверных данных, ни правильно их интерпретировать. В свою очередь теория расширяется и обогащается эмпирической информации об изменениях, о сложных трансформационные процессы, происходящие в обществе. Без этого социологи не имели бы надежной базы для теоретических обобщений и выводов, полезных для практиков.

Совокупность теоретических идей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ, рекомендаций, ориентированных на практическое использование, достижение реального социального эффекта составляет прикладную социологию.

Таким образом, социологическая наука является комплексной системой знаний. Общим проблемным полем для нее является общественная жизнедеятельность, что рассматривается как комплексное социально-философское и экономическое явление. Поэтому эта жизнедеятельность и является предметом различных наук, каждая из которых изучает свою долю общих проблем.

Итак, с одной стороны, социология изучает общие (социальные, политические, духовные) закономерности развития общества и имеет общий объект изучения с экономикой, политологией и другими науками, что рассматривают определенные сферы жизнедеятельности общества, а с другой - имеет собственный предмет изучения. Если экономика изучает производственные, экономические отношения, политология - политические, властные, то социология - социальные.

Как и любая другая наука, социология исторически формировалась, постепенно приобретая черты самостоятельной сферы общественного знания, для которой характерен особый подход к изучению общества как функциональной системы со структурой, охватывающей как социальные сообщества, так и конкретных индивидов, преследующих собственные цели, реализуют и удовлетворяют личные интересы и потребности.

Однако общество как функциональная система организовано по определенным уровням, и одним из определяющих моментов предмета социологии является четкое фиксирование этих уровней, раскрытие специфики их взаимодействия.

Общество в целом в социологии принято называть соцієтатним (соцієтальним) уровнем.

Следующие два уровне представлены социальными институтами, социальными организациями, и индивидами. Каждому из этих уровней присущи специфические способы деятельности, например, институт организовано по-другому чем общество. У каждого из них есть свои потребности, цели деятельности и, наконец, своя культура, которая существует на разных уровнях и в разных формах.

Индивид, человек - самое сложное и динамично социальное существо. Известный афоризм - «история одной человеческой души является богаче за историю целого народа» - отражает глубину каждой личности, беспредельность ее памяти, пластичность, способность меняться, приспосабливаться к окружающему миру. Общество по сравнению с человеком более простое, более управляемое, более предсказуемо.

Итак, социологическое исследование общества - это лишь путь к человеку, ее потребностей, интересов, к раскрытию личности, ее свободного творческого развития.

Более полному пониманию предмета социологии будет способствовать его рассмотрение в тесной связи со структурой социологической науки.

Вследствие своей комплексности социология имеет трехуровневую структуру (см. табл.).

Таблица

УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Проявление и осознание общих закономерностей функционирования и развития общества

Фундаментальная теория загальносоціологічна

Концептуальные обобщения на основе
верификации эмпирического материала

Отраслевые и специальные теории

социальных институтов и организаций

• социология политики
• социология культуры
• социология религии
• социология образования
• социология семьи
• социология организаций
• социология труда
• социология управления

социальных сообществ

• социология малых групп
• социология казней
• социология города
• социология села
• социология молодежи

специальных социальных процессов и явлений

• социология конфликтов
• социология урбанизации
• социология мобильности
и миграции
• социология девиантного поведения

Проведение эмпирических социологических исследований

Первичные социологические знания -
фрагментарные гипотезы

 

Сначала в формировании социологического знания выделялось два уровня: фундаментальный и эмпирический.

На фундаментальном уровне формируется загальносоціологічна теория, к которой входят концепции самых общих вопросов развития и функционирования общества, что рассматривают составляющие предмета социологии (социальные отношения, явления, процессы, институты, организации, группы) и интерпретируют их взаимосвязи в общем виде.

Существует много концепций развития человеческого общества, становления социальных отношений. В отечественной науке по советских времен единственно правильной научной концепцией признавался только марксизм, а именно - исторический материализм. Иначе говоря, теоретическая социология отождествлялась с историческим материализмом. На самом же деле человечество произвело огромное количество концепций, объясняющих закономерности развития человеческого общества. Это биологические, географические, органические и социально-психологические направления в социологии, концепции социальной стратификации, индустриальной социологии и многих других.

Некоторые из них мы рассмотрим далее, а пока стоит заметить, что существует большое количество школ, течений, направлений, которые со своих методологических позиций объясняют закономерности развития общества. Марксизм является лишь одной из этих теорий, которая берет за основу приоритет экономических факторов в развитии общества.

На эмпирическом уровне на основе изучения мнений индивидов в отношении отдельных фактов, анализа документации формируется первоначальное социологическое знание - гипотезы.

Однако с усилением требований к практическому решению социальных проблем современного общества возникла необходимость в изучении и решении социальных явлений, происходящих в определенных сферах жизнедеятельности человека, отдельных социальных сообществах и институтах. Появились отраслевые и специальные социологические теории среднего уровня. Сам научный термин «теории среднего уровня» был введен Г. Мертоном.

В рамках теорий среднего уровня сформирована система специфических понятий и определений, которые применяются лишь в некоторых сферах социологических исследований.

Как показано в таблице, все знания среднего уровня ученые условно разделяют на три группы теорий:

  • социальных институтов и организаций;
  • социальных общностей;
  • специальных социальных процессов и явлений.

Эти теории призваны, во-первых, выяснить объективные взаимосвязи определенной предметной сферы с целостной общественной системой и, во-вторых, раскрыть специфические свойства внутренних отношений и закономерностей именно этой предметной сферы. Дело в том, что общая теоретическая социология, изучающая закономерности развития общества в целом, не дает сведений о закономерностях развития отдельных сообществ, явлений, процессов в конкретных условиях и в конкретных сферах общества. Эти закономерности должны исследовать и изучать отраслевые и специальные социологические теории и соответственно ориентировать социальное управление.

В настоящее время в социологии функционирует множество специальных теорий, которые принадлежат или к общей социологии, или к ее различных отраслей. Назовем только самые распространенные из них:

  • аномии (Мертон, Дюркгейм);
  • социального конформизма (Хорни, Фромм);
  • социальных установок (Знанецький, Оллпорт);
  • массовой культуры (Паркер, Рісмен);
  • классов (Маркс, Вебер);
  • бюрократии (Вебер, Гоулднер, Мертон).

Относительно отечественной социологии, то она долгое время существовала в искусственно созданном мире идеальных конструкций, отстаивая часто вполне надуманные постулаты, которые не выдержали испытания жизнью. Это, в частности, многие теоретические положения, которые считались азбучними истинами, основополагающими принципами марксистской социологической теории - о тождество интересов общества, коллектива и личности, единую «самую прогрессивную» форму собственности и т.д.

Как известно, XX в. характеризуется, с одной стороны, дальнейшей дифференциацией научных знаний, а с другой - их интегра -
этой. Результатом этих процессов является возникновение новых, а также многих смежных наук. История становления социологии свидетельствует, что от философии сначала отделилась общая социология, а потом от общей социологии - отраслевые социологии.

Имея общий с науками, от которых она отделилась, объект исследования (индивидов, их жизнедеятельность), социология ограничивается узкой предметной сферой, выработав специфику ее восприятия (теоретического подхода), используя свое -
родные понятийный аппарат, процедуры и методы научного исследования. Так, в отличие от философии, изучающий взаимосвязь общественной деятельности и социальной сущности человека как целостный процесс взаимодействия природы и общества, социология с помощью собственных методов исследует закономерности социальных взаимосвязей в жизнедеятельности общества.

Пользуется социология и методами других наук (кроме сугубо социологических), что, безусловно, способствует углубленному изучению ее предмета. Однако здесь очень важно придерживаться требований научной методологии. Практика показывает, что когда социологи слишком увлекаются методами исследования, заимствованными из других наук, это приводит к потере собственного предмета исследования.

Относительно сравнения отраслевых соціологій с общей социологией, что аккумулирует основные социологические закономерности, то и здесь следует иметь в виду, прежде всего, сходство, а не тождество предметов изучения этих наук.

Общая социология изучает взаимодействие различных сфер жизнедеятельности общества в целом. Отдельные подсистемы общества: труд, быт, образование, культуру, религию, науку, медицину и т.д . - изучают отраслевые социологические науки. В частности, социология труда исследует труд как самостоятельную сферу жизнедеятельности общества. Однако общая социология и социология труда (как и любая специфическая социологическая наука) различаются по уровню обобщения. Общая социология рассматривает типичное для всего общественного развития в целом, а социология труда - реализацию этого типового в трудовой сфере. Так, установление связи между характером общественных производственных отношений уровню развития производительных сил и отношением человека к труду, ее социальной активностью, трудовой поведением принадлежит к общей социологии, а вот изучение форм проявления этой связи, конкретных факторов и степени их влияния - это уже уровень социологии труда.

На грани социологии с другими науками возникают отрасли, которые изучают те или иные аспекты жизнедеятельности общества. Так появилась, например, экономическая социология - отрасль социологии, изучающая социальные аспекты экономических процессов и экономического поведения людей в обществе, формы социальных организаций, системы взаимосвязанных ролей, модели норм и ценностей, регулирующих экономическую деятельность в конкретном обществе, взаимоотношения между экономическими институтами. Она изучает социальный механизм развития экономики, под которым понимают устойчивую систему экономического поведения больших социальных групп (демографических, профессиональных, квалификационных и других), а также взаимодействие этих групп между собой и с государством относительно производства, распределения, потребления материальных благ и услуг. Экономическая социология изучает ценностные ориентации этих групп, их потребности, интересы, поведение в производственной деятельности; прослеживает, как происходит освобождение и трудоустройства работников, среди которых групп больше всего безработица, как изменяется оценка справедливой экономической вознаграждения в разных группах, сферах индивидуальной и коллективной работы при различных форм собственности и т.п.

Общая социология является более фундаментальной наукой по сравнению с отраслевыми соціологіями. Последние входят в нее как составные части.

Отраслевые социологии дополняют друг друга на основании взаимо -
обмена научными знаниями, результатами исследований и в своей совокупности формируют общую проблематику, общий предмет исследования, которым занимается общая социология.

Итак, отраслевые социологии входят в предметной сферы общей социологии. В то же время в каждой из них есть специфические проблемы, которые невозможно объяснить на достаточном научном уровне без знания отраслевой социологии.

Целью изучения социологии является не только получение системных знаний об обществе, закономерности и тенденции его развития, социальную структуру, причины социальных кризисов, но и поощрение к поиску новых социально значимых ценностей, адекватного оценивания состояния общества, путей его улучшения, к воспитанию научного мировоззрения и национального сознания.

Социология является фундаментальной наукой, призванной формировать мировоззренческой, методологической и идеологическую культуру. Она является также и ужитковою наукой, что должно обеспечивать осведомленность населения, органов государственной власти и управления о общественную жизнь, с помощью средств массовой информации формировать общественное мнение. Западные ученые часто уровнем развития социологической образованности измеряют уровень развития демократии в стране.

Реформировать общество нельзя без социологического обеспечения и обоснование решений, которые принимает государственная власть, без предварительного изучения их социальной обусловленности, без прогнозирования возможных последствий и моделирования их оптимальных вариантов.



Назад