Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

статья 2. Основные категории (понятия) социологии


Несмотря на большое количество толкований предмета социологии, все они сводятся к тому, что социология изучает социальную действительность (главным субъектом которой является человек), для того чтобы лучше понять социальные связи и взаимодействия, социальные отношения. Делает она это с помощью специальных категорий, которые позволяют описывать социальную действительность и адекватно воспринимать ее.

Категории в целом - это общее понятие, что воспроизводят наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений.

Категории социологии - это общие понятия, которые воспроизводят определенные свойства общества и его составляющих (объекта) как целостной социальной системы. Исследование любого процесса, что происходит в обществе, требует выяснения сути самого общества, исследуемого процесса и явлений, что с ними связан этот процесс. Это делается с помощью специальных категорий, которые принято типологізувати так:

  • «категории определенности (социальные отношения, социальные общности, социальные группы, индивиды, социальные действия и т.п.). Они отвечают на вопрос «что это такое? чем оно является по отношению к обществу как объекта изучения?»;
  • категории предопределенности (интересы, потребности, нормы, ценности). Они отвечают на вопрос «почему индивид поступает именно так, а не так? чем обусловлено его действия?»;
  • категории выбора (стимулирование, мотивация, ценностно-нормативное регулирование). Они отвечают на вопрос «что необходимо сделать, чтобы человек действовал в соответствующий способ?».

Следовательно, категории определенности дают представление о сущности составляющих общества как социальной системы, а категории предопределенности и выбора объективного выяснения явлений и процессов, которые непосредственно влияют на роль и статус индивидов в общественной жизни.

Подробно различные категории социологии будет рассмотрен в соответствующих темах пособия. В случае ограничимся общей характеристикой ключевых понятий социологии.

Центральным и основополагающим понятием социологии является «социальное». Проблема социального пронизывает всю историю развития социологической мысли. Рассматривая ее, чаще всего акцентируют внимание на том, что социальное - это эффект совместного, который возникает вследствие сознательного взаимодействия индивидов. Но общее наблюдается и в стадных совокупностях животных или в семьях насекомых. Очень наглядно это проявляется, например, у пчел, муравьев и др.

М. Вебер выделил как квинтэссенцию социального так называемое ожидания, т.е. ориентацию на соответствующую реакцию. Г. Осипов считает, что социальное - это совокупность каких-либо свойств и особенностей, которые формируются индивидами или сообществами в процессе совместной деятельности в конкретных условиях і проявляются в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлений и процессов общественной жизни. Социальное возникает тогда, когда поведение одного индивида подпадает под влияние другого индивида (группы индивидов) непосредственно или косвенно. Именно в процессе взаимодействия они влияют друг на друга и способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем социальных свойств, которые являются предметом социологического изучения.

Следует отличать понятие «социальное» в широком и узком смысле. В широком понимании «социальное» является синонимом «су -
общего» и означает все то, что относится к обществу, в отличие от природы. В узком смысле «социальное» означает только те аспекты общественной, которые определяются положением индивидов, социальных групп в социальной структуре общества, отношениями между социальными группами и между отдельными индивидами как представителями разных классов, наций, социальных организаций, профессионально-квалификационных и других социальных групп.

Ключевым понятием является социальные отношения - устоявшаяся, такая, что исторически сложившаяся за конкретных условий, места и времени, система связей между отдельными индивидами и социальными общностями, которые берут определенную участие в экономической, политической и духовной жизни, имеют определенный социальный статус, образ жизни, источники и уровни доходов и личного потребления. Эти отношения складываются по поводу места и роли человека в обществе, образа их жизни, условий существования. Они оказываются в результате сопоставления положения отдельных индивидов, социальных групп в социальной структуре через коммуникационные связи между ними, то есть через взаимный обмен информацией, оценки собственного положения по сравнению с положением других с целью влияния на результаты их деятельности, коррекции поведения и интересов.

Социальные отношения могут быть экономическими, политическими, правовыми, нравственными и т.д.

Например, экономические отношения - это материально опосредованные отношения, складывающиеся в процессе производства, учета, распределения и потребления.

Политические отношения - это отношения между классами, нациями и другими социальными группами, основным содержанием которых является завоевание, удержание и использование власти.

Изучение социальных отношений дает возможность заключать о взаимосвязи социальных сообществ и людей как представителей этих общин. Такие выводы делаются с различными свойствами и признаками: отношением к средствам производства и общественной собственности, местом в социальной структуре, роли в группе, степени обеспечения социальными благами, уровнем культуры, образования и квалификации, содержанием и условиями труда, средствами к существованию и размером личных доходов, потребностями, интересами, мотивами, ценностями и ценностными ориентациями. Общественные отношения опосредствуют социальные отношения, то есть отношения между людьми, которые устанавливаются в процессе определенной деятельности (политической, экономической, правовой) и делают людей не абстрактными, а конкретными индивидами. Поэтому социальные отношения невозможно выделить в чистом виде, как это можно сделать с экономическими, политическими, правовыми и т.д. Постоянное взаимодействие отдельных индивидов или сообществ при определенных социальных условий создает специфические социальные отношения.

Субъектом конкретного действия может быть только индивид, а не группа, сообщество или населения в целом, потому что только индивид может четко ставить цели, свободно выбирать необходимые средства ее достижения. Совокупность социальных отношений - это вся жизнедеятельность общества. В ней определяется место отдельного индивида или группы, сообщества, динамика их взаимоотношений и поведения в социальной среде, отношение к отдельных составляющих этой среды, мотивация действий и удовлетворение ними, ценностно-нормативная система и т.д. Это все подлежит изучению и социологическом анализа. От правильного анализа социальных отношений во многом зависит своевременное решение проблем жизнедеятельности общества, своевременное уменьшения социального напряжения до безопасного уровня.

Социальные отношения формируются в процессе социальной деятельности, т.е. совокупности действий отдельных личностей в социальной организации в связи с достижением определенных целей, реализацией интересов и удовлетворением потребностей.

Социальная деятельность - это процесс, который включает цель, средство и результат. Типы и формы социальной деятельности выделяются по субъектом, объектом, функциями и целями (индивидуальная, общественная, идеологическая, политическая, производственная, научная, воспитательная, репродуктивная, творческая и т.п.).

Социальная организация является своеобразной физиологией общества (механизм возникновения социальных противоречий, столкновения интересов различных групп, борьба исторически отживших форм организации общественного труда с новыми, более прогрессивными) и воссоздает историческую динамику его развития.

Личность изучается социологией не с точки зрения неповторимости (это является предметом психологии), а с позиции ее социально типичных качеств как субъекта социальных действий.

Личность как социальный тип характеризуется целой системой понятий, выражающих ее внутреннюю структуру и внешнее поведение.

Прежде всего это потребности - объективно и субъективно необходимые требования личности (группы) к условиям ее существования и источников развития.

Одни потребности характеризуют человека как біосоціальну существо (потребность в еде, отдыхе, сне), другие - как отдельного индивида (потребность в самоидентификации, безопасности, уважении, саморазвития). Эти потребности изучают психология и социальная психология. Для них потребность - состояние отдельного индивида, которому чего не хватает. Социология же изучает потребности человека как социального типа, то есть представителя социальной группы. Это потребности в справедливости (справедливой оплате труда), в гарантии прав (трудовой занятости, возможности повышения квалификации), в самоутверждении, самовыражении (должности, творческой работе) и т.д.

Это касается и интереса. Для психолога интерес - это проявление познанной необходимости, целевая направленность личности, ее эмоциональные переживания.

Социологи понимают интерес как осознанное, избирательное отношение личности или группы до любого объекта, который имеет для них жизненную значимость, ибо связан с удовлетворением их потребностей.

Интерес - это прежде всего осознание индивидом своего социального положения, то есть принадлежности к определенной социальной группе, и своего места в системе социальных позиций. Это может быть место в сфере профессионального разделения труда, в системе управления общественными процессами, в семье и т.д. Итак, социальный интерес является основным звеном, которое связывает реальное состояние с отражением его в сознании человека.

Социальные отношения существуют и реализуются в пределах социальной структуры общества, которая содержит совокупности социальных общностей, групп различного типа.

Социальная структура с ее многочисленными підструктурами (социо-профессиональными, соціостатусними, соціорегіональними, соціоетнічними) является внутренним устройством общества и отражает его будто в статике.

Проблемы социальной структуры принадлежат к так называемых фундаментальных знаний, то есть тех, что затрагивают сущность социальных явлений и процессов, закономерности формирования и развития которых изучает социология.

Социальное явление - это элемент социальной реальности, любое проявление отношений или взаимодействия людей или даже отдельное событие или случай. Это все то в социальной действительности, которая проявляет себя, существует, есть.

Последовательная смена явлений, состояний, изменения в развитии будь-чего, вообще движение, развитие любого явления есть социальным процессом. В социологии социальный процесс - это взаимодействие людей, которая определяет функционирование и изменения в человеческих отношениях, в положении социальных групп, отдельных индивидов, то есть в социальной структуре. Это может быть серия социальных явлений, связанных между собой структурными ли причинными (функциональными) зависимостями, которые способствуют перехода к определенной социальной системы, подсистемы, любого социального объекта из одного состояния в другое.

Социальные процессы отличаются по объектом, (человечество, су -
общество, класс, организация, малая группа); по степенью управления (стихийные, естественно-исторические, целеустремленные).

Социальные процессы могут характеризовать:

  • изменения в структуре личности (формирование установок, ценностных ориентаций, мотивации поведения);
  • взаимодействие нескольких индивидов (общение, личностные конфликты);
  • внутренне - и межгрупповая взаимодействие (адаптация, сплачивание, совместная работа).

Выделяют процессы функционирования, что обеспечивают воспроизведение качественного состояния объекта, и процессы развития, что обусловливают переход объекта к качественно новому состоянию. Развитие может быть эволюционным и революционным, прогрессивным и регрессивным.

Если такие процессы сопровождаются положительными сдвигами по сравнению с прошлым, то есть накоплением общественно значимого содержания, то имеет место прогресс - переход от низшего к высшему, более совершенного.

Результатом социального прогресса являются такие социальные отношения, рівнодійна которых имеет тенденцию максимального приближения к требованиям тех или иных социальных законов.

Социальный закон - это выражение существенных, необходимых и постоянно повторяющихся взаимосвязей и отношений между социальными явлениями и процессами, а прежде всего между деятельностью социальных общностей и действиями отдельных индивидов, обусловливающие возникновение, функционирование и развитие социальных систем.

Г. Осипов определяет социальный закон как относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, социальной организацией и личностью, городом и селом.

С. Фролов трактует социальные законы как объективные правила, которые существуют независимо от сознания и регулируют поведение людей по отношению друг к другу, основу которых составляют исторически сложившиеся мотивы, интересы и стремление людей к удовлетворению собственных потребностей в улучшении условий существования, в безопасности и признании со стороны других, в самовыражении и т.д.

Социальные законы разделяют на общие і специфические. Общие изучает философия, а специфические - социология. Любой из социальных законов выражает отношения между различными индивидами, социальными сообществами и проявляется не вообще, а в конкретной форме - в их социальной деятельности.

В. Андрущенко и В. Волович выделяют социальные законы, которые:

  • констатируют сосуществования социальных явлений (если есть явление «А», то должно быть и явление «Б», например, индустриализация и урбанизация общества предопределяют сокращение занятости в сельском хозяйстве;
  • проявляют характер тенденций развития, влекущих за собой изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому, например: изменение производительных сил требует изменения характера производственных отношений, изменение содержания труда - изменения ее характера и т.д.;
  • обнаруживают связь между социальными явлениями (функциональные законы), то есть связь между основными элементами социального объекта, что определяет характер его функционирования;
  • фиксируют причинная связь между социальными явлениями, например: важным и необходимым условием социальной интеграции является рациональное сочетание общественных и личных интересов;
  • определяют возможность или вероятность связей между социальными явлениями, например: уровень разводов в разных странах колеблется согласно колебаний экономических циклов.

В зависимости от уровня действия социальные законы можно классифицировать на такие, что:

  • действуют на уровне социальных институтов (диалектическое единство человека и социальной среды; определяющая роль коллектива в развитии личности; постоянное совершенствование коллектива; ведущая роль производственного коллектива в системе коллективов);
  • определяют развитие составляющих социальной структуры су -
    общества:
    ускоренный рост городского населения; рост доли населения, занятого в сфере обслуживания; уменьшение количества крестьян и приближение их труда по содержанию и характеру к индустриальных видов труда; повышение темпов роста количества интеллигенции; увеличение внутрішньокласових отличий по сравнению с міжкласовими;
  • действуют на уровне конкретных социальных систем: самосовершенствование систем; пропорционален их развитие; диалектическое единство объективных и субъективных факторов в процессах управления социальными системами.

Регулируя социальные процессы, разрабатывая прогнозы, необходимо учитывать, прежде всего, действия таких законов:

  • закон наименьших затрат, по которому каждая система развивается в том направлении, где встречает наименьшее сопротивление внешней среды;
  • закона эволюционного потенциала, который заключается в следующем: что високоспеціалізованішою есть определенная форма социальных связей и что больше она приспособлена на данной стадии развития к внешней среды, то меньше ее возможности (потенциал) до перехода в новую стадию;
  • закона эффективности (за Е. Торндайком), согласно которым вероятность появления реакции и ее интенсивность больше, если она подкрепляется успехами;
  • закона социального сравнения, что отражает общественные связи между индивидами (социальными группами) на основе общих жизненных сравнений собственного уровня жизни с уровнем жизни других людей или неким эталоном: «каким бы малым не был чей-то дом, - писал К. Маркс, - но пока дома, что его окружают, будут так же маленькими, он будет удовлетворять все требования, предъявляемые к жилья. Но когда рядом с маленьким домиком появляется дворец, то домик уменьшается до маленькой хижины, и жители сравнительно маленького домика чувствовать в своих четырех стенах все более некомфортно, с все большим неудовольствием, все более униженно». Этот закон имеет большое значение для организации стимулирования: справедливая, посильная для преодоления дистанция формирует эффект состязательности, несправедливая (чрезмерно большая) - пассивность, негативные эмоции, даже отчаяние;
  • закона подъема потребностей, за которым с удовольствием одних потребностей возникают другие, качественно новые, более развиты. Этот закон характеризует объективный характер динамики человеческих потребностей (угасания одних, появление других, их развитие, замена) по мере совершенствования материального производства, изменения условий и образа жизни. Подъем потребностей - это прежде всего их ошляхетнення, одухотворение;
  • закон свободного времени, который заключается в том, что для повышения эффективности общественной деятельности государство должно выделять часть совокупного времени как свободное время. Но свободное время, не заполненный общественно полезными или лично значимыми занятиями, становится тормозом развития личности и общества. Отсюда вытекает потребность рациональной организации использования свободного времени, повышение культуры досуга;
  • закона больших чисел, что отражает логику количественных изменений в социальных системах. Он гласит, что совокупность действий большого количества случайных факторов (причин, условий) приводит к результату, почти независимого от одного конкретного случая. Это закон, который отражает связь статистических показателей (параметров) выборочной и генеральной совокупности. Будучи массовыми явлениями, социальные процессы и действия людей (спрос, удовольствие, общественное мнение и т.п.) подчиняются статистическим закономерностям.

Фактическое значение статистических показателей, полученных выборочно, всегда отличается от так называемых теоретических значений, характерных для генеральной совокупности. Закон больших чисел заключается в том, что фактические данные по мере увеличения количества обследований все больше приближаются к теоретически ожидаемых значений, поскольку в случае увеличения объема выборки происходит взаимное «погашения» индивидуальных отклонений от уровня генеральной совокупности и проявляется закономерность, которая лежит в основе явления, что изучается.

По закону больших чисел для каждого параметра генеральной совокупности может быть рассчитан минимальный объем выборочной совокупности, когда разница между теоретическими и фактическими значениями параметров не превышает заданной величины.

Особенность социальных законов в том, что в них четко прослеживается объективность. Например, закон пропорционального развития социальных систем устанавливает необходимость изменения всех элементов системы, для того чтобы она обрела нового качества (прогрессивно развивалась), не выражает взгляды тех или иных ученых (или науки вообще), а объективную природу связей элементов в системах. Если этот закон нарушается, то независимо от намерений субъекта происходит торможение тех элементов, которые непропорционально вырвались вперед. Производство как социальная система развивается успешно, если совершенствуется не только техника и технология, но и его социальные аспекты, социальная инфраструктура. В то же время, хотя действие социальных законов является объективной, она связана с субъективным фактором и реализуется (в отличие от законов природы) только через деятельность людей.

Сегодня отношение социологов к законам несколько изменилось. Если раньше считалось, что закон определяет развитие определенных систем на все времена, то сейчас его воспринимают лишь как тенденцию, которая может иметь место в будущем, а может и не иметь. Недавние представления о том, что общество развивается по раз и навсегда данным законам, не выдержало проверки жизнью. Предсказание - это не пророчество.

Социологические исследования помогают устанавливать характер и уровень развития социальных отношений, формы проявления социальных законов в различных сферах жизнедеятельности общества, выявлять факторы, которые противодействуют реализации законов, и на этой основе разрабатывать систему практических мер для устранения этих факторов. Знание законов необходимо для успешного управления социальными процессами, происходящими в обществе. На основании научного изучения форм проявления и механизмов действия социальных законов осуществляется социальное регулирование.

Социальное регулирование - это сознательное вмешательство в социальные процессы и социальные изменения, которое осуществляется в различных формах и имеет целью поддержание равновесия в социальной системе, ее развитие через ввод в нее регуляторов (норм, правил, целей и т.д.).

Предметом эмпирического социологического исследования, которое обобщает социальные факты, является определение закономерности, то есть степени вероятности определенного события или явления или их взаимосвязи. Более слабым видом закономерности есть тенденция, которая показывает основное направление развития события мере приближения реального процесса к объективной закономерности. В процессе многократного повторения близких тенденций оказываются более-менее устойчивые связи между ними, которые формируются в законы, которые являются предметом теоретического социологического исследования.

Законы как знание о сущности, всеобщность и необходимость явлений отражает именно социологическая теория. Ее составляющими являются категории и понятия, которые используются для описания фактов.

Однако нельзя допускать социологического редукционизма - теоретической и методологической ориентации, которая сводит специфику человеческого бытия лишь к его социологического аспекта, попытки толковать все без исключения формы деятельности человека категориями социологии.

Социология не ограничивается рассмотренными категориями. Она заимствует многие понятий из других наук, например, с экономической теории (производительные силы, трудовые ресурсы), философии (субъект, коллективность), психологии (установка, ориентация, мотивация) и т.д.

Взаимообогащение понятийного аппарата - процесс необходимый и объективный. Он свидетельствует о гибкость и динамичность знаний. Для социологии это имеет особенно важное значение, поскольку она сама находится все еще в процессе становления.



Назад