Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

статья 3. Роль социологии в обществе, ее функции и задачи


Роль социологии в обществе определяется ее предметом, а реализуется функциями.

Главной из функций является теоретико-познавательная, которая заключается в том, что социология вместе с другими науками принимает активное участие в познании объективной реальности, помогает выяснять и формировать новые теоретические и практические знания об обществе, в котором живет человек, о закономерности развития социальных отношений в нем.

Социология молодая и очень динамичная наука. Она все еще находится на стадии становления, и в ней много «белых пятен»: продолжаются дискуссии даже вокруг самого предмета изучения, не разработаны теории многих социальных явлений, не полностью сформирован понятийный аппарат и т.п. Поэтому теоретико-познавательную функцию, прежде всего, направлено на саморазвитие и саморефлексию науки, познания самой себя. Это, соответственно, стимулирует деятельность и самих социологов.

Основной задачей социологии, связанным с теоретико-поздна-вальною функцией, есть исследования социальных явлений и процессов. При этом каждое явление, каждый процесс следует рассматривать в комплексе, во взаимосвязи и взаимозависимости с другими явлениями и процессами. Важнейшие научные результаты социологических исследований воплощаются в различных отчетах, информационных и аналитических докладах, монографиях, выступлениях ведущих ученых на страницах журналов, центральных газет, на телевидении и радио. Все это является проявлением описательно-информационной функции социологии.

Кроме того, социология предоставляет конструктивную помощь в решении или прогнозировании развития практических проблем, возникающих в различных областях общественной жизни: экономико-гос-венных, политических, поведенческих и т.д. Эта функция называется прикладной, прогностически-перетворювальною, или конструктивной.

Как справедливо подчеркивает К. Грищенко, социология, пожалуй, единственная из общественных наук, которая не только призвана, но и имеет реальные возможности раскрывать состояние, тенденции движения современного общества, прогнозировать ближайшую и отдаленную перспективу его роз -
витке, причем не только в опытном, теоретическом плане, но и в практическом, прикладном. С помощью социологических исследований выявляются отклонения в развитии социальных отношений, своевременно прогнозируются негативные явления, разрабатываются социальные технологии, системы управления социальными организациями, потому что нельзя осуществлять преобразования, затрагивающие интересы многих людей, не смотря на то, как именно эти преобразования будут восприниматься ими.

По советских времен отечественных социологов не привлекали к разработке фундаментальных управленческих решений. Можно привести много примеров, когда масштабные проекты, которые принимались без социологической экспертизы, оказывались не только нежизнеспособными, но даже вредными: организация колхозов и совхозов, признание населенных пунктов «неперспективными», попытки ликвидации частных подсобных хозяйств, построение дворцов культуры в небольших поселках, на мелких предприятиях, «переброска» рек, создание искусственных водоемов и переселению в связи с этим огромного количества населения и т.д.

Ныне ведущих социологов в качестве консультантов и экспертов привлекают в многочисленных государственных и общественных организаций с целью обоснования принимаемых ими решений, прогнозирование последствий, анализа электорального поведения населения и др. Но такое сотрудничество еще недостаточно распространена. Научные достижения социологии не привлекают должного внимания со стороны высших законодательных и исполнительных органов власти; выводы и рекомендации ученых мало учитываются при решении непростых социальных проблем современного развития общества, что наряду с другими факторами обусловливает крайне неэффективное функционирование многих его структур.

Главной причиной невостребованности социологии является то, что интересы страны и ее граждан и интересы властных структур далеко не всегда совпадают. Это различие интересов во многом обусловлено превалированием во властных структурах эгоистично-клановых мотивов, влиянием теневых механизмов деятельности отечественных «олигархов».

Итак, популяризация социологических знаний из-среди управленческого персонала, представителей власти предотвратит многим негативным последствиям ошибочных управленческих решений. Принятие правильных решений и эффективное прогнозирование их последствий возможны лишь при условии социологической грамотности управленцев, глубокого усвоения ими знаний, методов и методик социологии, формирование практических навыков их применения.

Последнее относится уже к мировоззренчески-образовательной функции социологии, которая проявляется в популяризации и распространении современных научных знаний и представлений о механизмах социальных процессов. С 1992 г. социологию изучают будущие специалисты всех профилей. Это будет способствовать постепенному преодолению стереотипов технократического и чисто экономического мышления руководителей разных уровней.

Американская социологическая ассоциация постоянно публикует достаточно широкие списки должностей, на которые могут претендовать люди, которые получили специальное социологическое подготовку определенной степени.
В нашей стране социологов приглашают на работу (кроме сугубо социологических служб) в административные органы, отделы министерств, службы занятости, теле - и радиоцентры, органы правопорядка. В последние годы распространяется новый вид труда на базе социологического образования - социальная работа.

Кроме этого социология имеет и другие возможности влиять на социальную жизнь общества. Одним из способов распространения социологических знаний является сотрудничество социологов-профессионалов с управленцами, предоставление последним методической и консультативной помощи. Для распространения и популяризации социологических знаний нужно использовать и средства массовой информации, издательскую базу, пропагандировать социологические знания-среди всех слоев населения, помогать людям решать сложные проблемы, определять оптимальные варианты деятельности. Социологические знания, научное толкование событий, которые произошли в обществе, проникают в человеческое сознание, формируют социологический стиль мышления, который заключается, по меткому выражению американского социолога П. Бергера, «...в умении видеть человека в обществе и общество в человеке, понимать, как сочетается индивидуальное с общественным, как происходит взаимосвязь всех социальных явлений и процессов».

Все это уже принадлежит к идеологической функции социологии, которая ориентирует, мобилизует население в первую очередь через образование, через проникновение социологических знаний и социологического стиля мышления в различные сферы общественной жизни. Но некоторые из ученых не признает идеологической функции социологии, мотивируя это тем, что идеология - непременно классовая по содержанию, политически ориентированная система взглядов. И в более широком понимании идеология - это совокупность взглядов и представлений, которые ориентируют людей, мобилизуют их для определенной общественно значимой деятельности.

Реализация функций социологии неотделима от воспитательных эффектов, что оказываются в формировании диалектического соотношение общечеловеческих, групповых, коллективных и индивидуальных социальных интересов и отношений, которые способствуют взаимопониманию, сохранению и развитию индивидуальных предпочтений, облегчению взаимодействия представителей разных социальных групп и профессий. Материальной основой этого процесса является разнообразие форм собственности на средства производства, и на этом следует особо подчеркнуть, ибо известно, что философия образования некогда выдвинула тезис о всемогуществе воспитания. Веру во всемогущество воспитания и быстрое изменение сознания человека в условиях общественной собственности, как известно, поддерживали политические деятели советского государства и коммунистической партии, придавая огромное значение идеологическом влияния на трудящихся, усилению агитации и пропаганды. Однако практические последствия этого процесса в значительной мере разошлись с прогнозам. Очевидно, что взаимосвязь общества и личности нельзя сводить лишь к идеологического влияния первого на второе. Самым актуальным в этом плане является преодоление отчуждения человека от средств производства через разгосударствления, ликвидацию монополии государственной собственности, переход к разнообразных форм собственности, к рыночным отношениям. Это будет способствовать активизации человеческого фактора, преодолению социальной апатии, будет залогом успешного решения проблем становления независимой Украины.

Итак, функций в социологии много, но объединяет их цель - дать объективные знания социальной реальности, выявить негативные тенденции, предвидеть их последствия, оптимизировать управленческие решения. Социология должна определить реальные условия для организации эффективной деятельности людей. Сверхзадачей социологии является предвидения, но не чисто интуитивное, а такое, что опирается на научно обоснованный анализ состояния общества.

Особая потребность в социологических знаниях и рекомендациях ощущается в настоящее время в связи с кардинальными преобразованиями нашего общества, коллективным субъектом которых является все население. Ни одно преобразование не может быть успешным без учета отношение людей к его целей и программ, без сознательного активного участия народа в осуществляемых социальных преобразованиях, в нова-ких процессах.

Для того чтобы определить тенденции развития каких-либо явлений, выбрать оптимальные средства управления ими, надо знать возможности социальных сообществ, являющихся субъектами, условия использования предлагаемых средств.

Преобразования, осуществляемые в нашей стране, затрагивающих интересы всего населения, меняют его имущественное и социальное положение, трансформируют поведение многих социальных групп, которые взаимодействуют между собой. При этих условиях органам управления крайне необходима полная, точная и достоверная информация о реальном состоянии дел в любой сфере общественной жизни, о потребности, ценности, интересы, поведение различных социальных групп, а также о возможности влияния их поведения на общественные процессы. Давать такую информацию - задача социологии. Иначе говоря, социология должна обеспечивать надежная обратная связь в организации управления общественными преобразованиями. Только глубокое изучение мнений и ожиданий трудящихся, учета их потребностей и интересов, повышения эффективности и оперативности социологической информации будет способствовать обновлению любого общества.

Значительную роль играют социологические знания в конкретизации решений правительства, каждое из которых имеет осмислюватися и обосновываться с позиций социологии.

Социология показывает взаимосвязь социальных отношений и процессов в различных сферах с такими же процессами на государственном уровне. Для этого следует как можно точнее определять группы, которые взаимодействуют, изучать конкретные условия их деятельности, соотношение их прав и обязанностей, содержание и способы реализации интересов, методы согласования индивидуальных и групповых интересов с общегосударственными, обеспечивать постоянный социологический контроль за выполнением конкретных решений, за процессами преобразований.

Недостаточный социологический контроль, нехватка прогнозирования развития рыночных отношений приводит к негативным последствиям, и это не всегда обусловлено слабым развитием методологических основ социологии и низкой квалификацией социологических кадров. Следует заметить, что информация не может сама собой превратиться на решения, прогнозы, рекомендации. Социология вместе с другими науками должен разрабатывать такие рекомендации, а использовать и внедрять их должны органы управления, конкретные руководители. Однако многие ценных социологических разработок так и не воплощается в жизнь. Более того, иногда органы управления действуют вопреки рекомендациям ученых, что не идет на пользу решениям, которые принимаются.

Учитывая это особенно актуально для социологии в Украине формирование социологического мышления во всех слоях населения, прежде всего у молодежи, у людей, занятых на производстве, - от рядового рабочего до руководителя. Каждый член общества должен быть в определенной степени социологически образованным, должен понимать значение и роль социологических знаний в построении нового общества, должен уметь дать социологическую оценку выполнению своих профессиональных действий, предвидеть социальные последствия своих вмешательств в су -
совместная жизнь.

Следует отметить, что в настоящее время усиливается тенденция к интернационализации социологии, формирование социологического знания, которое состоит из различных теорий, которые не отрицают друг друга. Подтверждением тому может быть девиз XII Всемирного социологического конгресса (июль 1990 г., Мадрид) - «Социология для единого мира: единство и разнообразие?». На конгрессе говорилось о том, что для анализа социальных изменений необходима не одна загальносоціо-логическая теория, а разные, что является свидетельством определенного социологического плюрализма. Важное значение приобретает интеграция социологических теорий, а консолидация различных подходов и концепций.

При таких условиях возрастает значение формирования нового социологического мышления, основным принципом которого должно стать продвижение в направлении к единого мирового социологического знания с целью решения общих задач. Однако при этом не должны компенсироваться разнообразие и своеобразие различных социологических знаний, многовариантность путей достижения поставленных целей.

Единство и разнообразие в социологии в диалектическом сочетании - это также признак нового социологического мышления. Выдающийся социолог XX ст. П. Сорокин сравнивал социологию с двуликим Янусом, один лик которого - единство, а второй - разнообразие. Однако призыв П. Сорокина к консолидации усилий представителей различных течений был воспринят большинством советских ученых как крайне реакционный. Однако впоследствии оказалось, что именно единства в разнообразии требует совершенно новая политическая и идеологическая ситуация как в мире, так и в нашей стране - прекращение холодной войны, развитие демократии и свободы. Конкретной предпосылкой формирования нового социологического мышления есть сходство исследуемых проблем. Они актуальны для социологии разных стран и могут при условии их совместного изучения преподнести социологические знания к принципиально новой вершины. Учитывая это очень важное значение приобретает получение сравнительных данных, которые можно использовать для решения задач, имеющих теоретический и вжитковий характер. Сходство постановки, содержания и способов исследования социальных проблем в различных странах обусловлено тем, что все народы одинаково озабочены вопросами выживания человека, экологической безопасности, повышения эффективности производства, взаимодействия различных социальных групп и др.



Назад