Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

статья 9. Социальная система: действия, взаимодействия, конфликты


Как уже было сказано, существует много теоретических парадигм общества, различных толкований его сущности. Однако общим является системный подход к рассмотрению общества как целостной совокупности элементов, находящихся в тесной взаимосвязи.

Система - это определенным образом упорядоченная множественность взаимосвязанных между собой элементов, образующих единое целое.

Социальная система - это ключевое понятие современной социологии, оно имеет большие познавательные возможности. Чтобы не изучать все многообразие различных социальных групп (коллективов, сообществ), каждая из которых имеет свои специфические черты, социологи используют общее понятие «социальная система», которое выражает существенные черты различных социальных групп. Общество также анализируется как особый тип социальной системы - макросистема. Основой общества как социальной системы являются индивиды, социальные действия, взаимодействия и отношения, которые являются стойкими и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Основополагающим в системном подходе к изучению общества является стремление объединить различные знания об обществе в целостную систему, которая могла бы стать универсальной теорией общества.

Однако какое бы толкование не бралось в основу социологического анализа, все они единодушны в том, что функционирование общества возможно только при условии действия индивидов. По меткому выражению К. Маркса, общество является результатом этого действия. Никакие социальные системы, никакие столкновения интересов не будет entail к никаких изменений, пока не начнут действовать их субъекты-индивиды. Итак, главным действующим лицом социальной системы является индивид, который выполняет в пределах данной системы определенную социальную роль. Проблемы социальных связей индивидов, их действия и взаимодействия являются центральными в социологической науке.

Социальные связи предопределяют совместную деятельность индивидов в конкретных сообществах в конкретное время для достижения конкретных целей. Они имеют объективный характер, поскольку их диктуют социальные условия, в которых действуют индивиды и которые диктуются ними, а их сущность проявляется в содержании и характере этих действий.

Социальное действие является одним из простейших элементов социальной системы, единицей социологического анализа.

Понятие «действие», «социальное действие» впервые ввел и обосновал М. Вебер. Действие, по Веберу, - человеческое поведение, которой субъект предоставляет определенного смысла (мотивации). Социальной действием ученый назвал действие, которое по своим смыслом, что вкладывает в нее действующий индивид или группа, ориентирована на соответствующее поведение других соучастников взаимодействия, то есть на определенные ожидания.

Следовательно, по мнению М. Вебера, социальное действие имеет по крайней мере две необходимые признаки: во-первых, она должна иметь субъективную мотивацию индивида или группы, быть осознанной; во-вторых, ориентированной на прошлую, нынешнюю или ожидаемую в будущем поведение других людей (друзей, родных, коллег и т.д.).

Социальные действия обусловлены недовольством (несоответствием между тем, в чем нуждается человек и тем, что она имеет), то есть потребностью.

Недовольство проявляется в различных формах: голод, материальный дискомфорт, тревога, творческое беспокойство. Уровень неудовлетворенности изменится, если будет достигнут цели. Цель - это ожидаемый результат удовлетворения потребности.

Формирование личной цели, направленной на удовлетворение собственной потребности с учетом возможной реакции окружения, является мотивом социального действия.

В реальной жизни, за М. Вебером, имеющиеся разные типы действий:

  • цілераціональні, ориентированные на ожидание определенного поведения других людей и состояния объектов внешнего мира, построенные на сознательном выборе средств достижения осознанных целей с определением всех возможных побочных последствий собственного поведения. Они характеризуются совершенным пониманием, чего именно хочет человек, какими средствами будет этого добиваться, которые могут быть последствия;
  • ценностно-рациональные, связанные с верой в этическую, эстетическую, религиозную или любую другую самодостаточную ценность (достоинство, добро, долг, честь) определенного поведения независимо от ее успеха.
  • традиционные, базирующихся на привычках людей, а не на смысле, и происходят по давно усвоенным образцом. Они чаще находятся на грани или за пределами неосознанного и является автоматической реакцией на привычные раздражители согласно определенной установкой. Это настолько глубоко усвоены стереотипы поведения, что они уже не нуждаются в проверке на истинность;
  • аффективные, основанные на эмоциях и является реакцией на неожиданные, необычные раздражители, однако, нередко выступают как сознательная эмоциональная разрядка. Им присущ влечение к неотложного удовлетворения страсти, стремления немедленной мести и т.д.

Обычно целенаправленные действия создают больше всего шансов для эффективного решения проблем. Однако вероятность реализации того или иного типа мотивации социального действия зависит как от особенностей индивида, его культуры, образования, интеллектуальных возможностей, так и от типа общества, социокультурной среды, массовости распространения определенных видов мотиваций. Мотивы стимулируют одни действия и сдерживают другие. Каждой своей действия человек предоставляет определенного смысла, мотива. Какой смысл человек видит, на какие ценности ориентируется, такой мир она творит.

В каждом обществе доминирует один из этих нескольких разновидностей действий, он и определяет отношения господства и подчинения, а также характер самого общества. Доминирование традиционных и аффективных действий формирует традиционное общество, целеустремленных и ценностно-рациональным - индустриальное.

Для лучшего понимания функционирования общества надо подробнее рассмотреть его взаимодействие с индивидами, взаимодействие самих индивидов и групп.

Исходным в определении социальной системы является толкование ее как «системы социального взаимодействия множественности индивидов». Социальными взаимодействиями есть взаимообусловлены социальные действия, связанные причиной зависимостью, при которой действия одного субъекта является одновременно причиной и следствием соответствующих действий других субъектов.

Следовательно, отдельные социальные действия являются звеньями системы, которая называется взаимодействиями. У них каждая социальная действие обусловлено предварительным и предопределяет следующее действие. Человек, общаясь с друзьями, семьей, коллегами, знакомыми и незнакомыми людьми, становится субъектом социальных взаимодействий.

Социальные взаимодействия - это форма социальных связей, реализуемых в обмене деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями, навыками и во взаимном влиянии людей, социальных общностей. Объективной основой социального взаимодействия есть общность или несовпадение интересов, близких или отдаленных целей, взглядов. Ее посредниками, промежуточными ее звеньями, например в сфере труда, орудия и предметы труда, материальные и духовные блага и опыт. Для обозначения социального взаимодействия в социологии используется специальный термин «интеракция». Интеракция - динамическое взаимодействие и соотношение между двумя или более переменными, когда величина одной переменной влияет на величину других переменных. Главная особенность социального взаимодействия заключается в том, что она является процессом воздействия индивидов друг на друга. Иначе говоря, в процессе взаимодействия имеет место влияние сознания, интересов, потребностей, поведенческих установок одного человека на другого и наоборот. Социальные взаимодействия по формам проявления являются более сложными по социальные действия. К социальных взаимодействий принадлежат отдельные социальные действия, статусы, роли, отношения, символы и т.д.

Социальное взаимодействие отличается от действия обратной связью. Действие индивида может быть направлена и не направленной на другого индивида. Только действие, направленное на другого человека (а не на физический объект), ту, которая порождает обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие.

Итак, взаимодействие - двусторонний процесс обмена действиями между людьми.

Действия делятся на такие виды:

  • физические (передача книжки, написание письма);
  • вербальныеили словесные (оскорбление, поздравления);
  • жесты (улыбка, рукопожатие);
  • умственные (внутренние рассуждения, размышления).

Первые три вида отвечают критериям социальных действий М. Вебера: они осознаны, мотивированные, ориентированные на другого. К социальных взаимодействий не входит последний вид действий (разве что кроме прямого передачи мыслей телепатами). В этом контексте социальные взаимодействия делятся на физические, вербальные, жесты.

Социальные взаимодействия осуществляются в различных сферах: экономической, профессиональной, семейно-семейной, демографической, политической, религиозной, территориально-поселенческой.

Взаимодействие является способом, с помощью которого партнеры согласовывают свои цели и средства их достижения, осуществляют распределение дефицитных ресурсов (они становятся дефицитными, поскольку являются ограниченными и поэтому не могут быть поделены поровну между всеми) и т.д.

Принято различать такие формы взаимодействий: кооперация, конкуренция, соперничество и конфликт.

Кооперация - это взаимодействие индивидов или групп, объединенных решением общих задач. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация предполагает разделение труда.

Конкуренция - это нормативно регулируемый социальный процесс, в котором индивиды или группы стремятся к той же цели, достижение которой одними (в отличие от кооперации) изымает других. Конкуренция - это особый тип борьбы, морально и юридически признанной обществом, целью которой является получение определенной выгоды, прибыли, доступа к дефицитным ценностей (денег, популярности, престижа, власти).

Соперничество - борьба за общественное (групповое) признание личных достижений и качеств.

Конфликт (от лат. сonflictus - столкновение) - это любые виды борьбы между сообществами или индивидами с целью достижения или удержания каких объективных ценностей (средств производства, экономического положения, статуса, власти и т.п.), подчинение, нейтрализации или устранения действительного или мнимого соперника; оказание сопротивления существующим в обществе отношениям господства и подчинения. Основой развития конфликта является столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами, социальными группами, стремление удовлетворить собственные интересы за счет интересов других. Конфликты могут возникать и в кооперации, и в конкуренции. Соревнования переходит в столкновения, когда конкуренты пытаются помешать или устранить друг друга от борьбы за обладание дефицитными ценностями. Когда равные соперники, например государства, борются за рынки сбыта, за дефицитные ресурсы мирным способом - это конкуренция, а когда это происходит с помощью оружия, то возникает конфликт - война.

Близким к понятие «конфликт», но не совсем тождественным по содержанию понятие «враждебность». Враждебность - это скорее психологическая установка, готовность к конфликтному поведению.

Широкое использование всех этих терминов как фактических синонимов объясняется прежде всего тем, что выделить их в «чистом» виде в поведении человека или социальной группы практически невозможно. За любого конфликта мы всегда встречаем и на конкуренцию (соперничество) кого с кем и на неприязнь к кому и т.д.

Социальные конфликты бывают разными (см. рис.) и существуют на разных общественных уровнях. На макроуровне они возникают на основании объективных противоречий. На микроуровне конфликты вызваны столкновением групповых или личных интересов в процессе деятельности отдельных индивидов, которые придерживаются различных ценностных ориентаций и норм поведения.

 4

Классификация конфликтов

Как уже отмечалось, индивиды являются основой общества. Каждый из них имеет собственные интересы и стремится в своих действиях большей свободы. Однако условием эффективного функционирования общества является его стабильность, которая обеспечивается внедрением единых норм, правил, принципов, законов социального поведения, которые в определенной степени ограничивают свободу действий отдельных индивидов. В этом заключается основное противоречие во взаимоотношениях индивида и общества; она присуща любом типа общества, и каждое общество решает ее по-своему. При тоталитарной системы личный интерес подчинялся общественной, который в свою очередь был не только с общегосударственным, а часто даже и с групповым. Следствием стала деформация как личных, так и общественных интересов.

С демократизацией общества делается попытка разрешить это противоречие разграничением гражданского права, защищающего интересы личности, ее свободу, и государственного права, которое защищает национально-государственные интересы, создавая соответствующие институты.

Достаточно глубокими также противоречия между структурой потребностей личности, которая быстро меняется, и склонной к стабильности социальной структурой общества. Ее составляющие - социальные институты, ценностно-нормативные системы - должны быть устойчивыми, чтобы обеспечить условия социализации личности, усвоение им накопленного опыта, знаний. А потребности людей под воздействием НТП, развития принципов плюрализма, демократизации общественных отношений изменяются и количественно, и качественно. Старые социальные структуры давят на личность, не дают ей возможности удовлетворить новые потребности и этим вызывают недовольство, а оно может побудить людей к активным действиям.

Конфликты на макроуровне часто проявляются в разнообразных формах классовой борьбы, войнах, национально-освободительных движениях, политических кризисах и т.д. Социальный конфликт может вызывать разные последствия: он либо становится фактором прогрессивного развития общества, или порождает социальный хаос.

Опыт советского общества не способствовал формированию культуры конфликта. Тоталитарный режим, что имел один центр власти - государство, формировал отношение к конфликту как к несомненно вредного явления независимо от его сути и формы. В современном плюралистическом обществе конфликт - это обычное явление, и его решают специальные институты, которые пытаются снять напряжение на ранних стадиях конфликта через компромисс, договоренность сторон, формирование новой социальной качества и др. Государство вмешивается только тогда, когда конфликт грозит прямым насилием одних членов общества над другими.

Природу конфликтов изучали еще М. Вебер і Е. Дюркгейм. Сейчас заслуживает особого внимания концепция Г. Дарендорфе. Конфликт Г. Дарендорф рассматривает в контексте социального, то есть тех функциональных и нормативных аспектов, которые отражают структуру человеческих ценностей. Строя концептуальную модель конфликта, ученый выделяет три типы переменных:

  • группа;
  • вид противоречия;
  • причина.

Под группой понимают совокупности людей, реальные или возможные взаимоотношения которых касаются целей, потребностей и ресурсов. Примером могут быть семьи, трудовые коллективы, классы, нации. Итак, конфликтующими группами является объединение людей, которые непосредственно или косвенно участвуют в конфликте и ставят себе социально значимые цели.

Агентами конфликта являются:

первичные группы, непосредственно конфликтуют;

вторичные группы, подстрекающих и разжигают конфликт, а сами стараются не принимать прямого участия в нем, хотя впоследствии могут и непосредственно втянуться в конфликт, то есть перейти в первичную группу;

третьи силы - заинтересованные в успешном решении конфликта.

Очень важной во всех типах конфликтов есть сущность, социальная значимость противоречий, которые повлекли конфликт. Именно это определяет отношение сторон к конфликту, степень его ожесточенности и непримиримости.

Возможны различные варианты поведения сторон в конфликте:

  • достижение цели за счет другой группы, а следовательно, усиление конфликта;
  • подчинение другой группенемного ослабляет, но не решает конфликт;
  • внешне мирное завершение конфликта, но с сохранением зоны агрессивности, что грозит возобновлением конфликта любой минуты;
  • активное сотрудничество для разработки решения, что полностью удовлетворило бы обе стороны.

Большое значение имеет анализ причин конфликтов. Ученые выделяют три вида таких причин:

1) создания условий, которые усиливают или поощряют вражду между индивидами (группами);

2) агрессивные установки, которые непосредственно приводят к конфликтному поведению;

3) психологические процессы, которые приводят к взаимному воинствующего неприятие групповых (личностных) социальных, идеологических, культурных, религиозных и других ценностей.

Благоприятными условиями для развертывания конфликта является также структурная дифференциация, личностные различия, нарушение нормальных коммуникативных структур, деціфит ресурсов, идеологические споры, влечение к социального доминирования и т.д.

Последнее условие с давних давен интересовала всех исследователей человеческого общества. Из имеющегося в любом обществе неудержимого стремления отдельных личностей и социальных групп к социального доминирования ученые сделали следующие выводы:

человеческие существа от природы склонны формировать социальную иерархию и бороться за приоритетные позиции в ней;

любой иерархии социального доминирования всегда присуща определенная степень внутреннего напряжения, а потому в обществе всегда будут недовольны этой иерархией, которые будут пытаться ее изменить;

природная склонность к социального доминирования заставляет людей конкурировать за право занять лучшую позицию непосредственно в социальных организациях;

действия для достижения социального доминирования могут привести к социальному конфликту.

Действие или противодействие в социальном конфликте основывается на способности и желании его участников использовать силу. Сила - это статус, средства, союзники. Все то, что помогает индивидам реализовать их цели, делает возможным вмешательство в действия других людей, является потенциальным ресурсом. Это социальные навыки индивидов, особая привлекательность, возможность контроля за поощрений и наказаниями, умение убеждать и т.д.

В развитии конфликта различают такие стадии - передконфліктну, конфликтную и післяконфліктну. Надо всегда иметь в виду, что социальный конфликт, как удачно его было бы решена, всегда оставляет после себя определенные социально-психологические последствия, влияя прежде всего на структуру и эффективность функционирования сообщества, в рамках которой этот конфликт сформировался.

Социальные конфликты выполняют такие функции:

  • сигнальную, то есть такую, которая извещает о неких негативные явления;
  • инновационно-творческий, которая заключается в преодолении препятствий на пути экономического, социального и духовного развития;
  • информативную, поскольку в процессе конфликта обе его стороны пытаются получить наиболее полную информацию друг о друге, что даст им возможность вероятнее всего предусмотреть стратегию и тактику противника.

Один только перечень этих функций убедительно подтверждает уже упоминавшуюся тезис о двойные - позитивные и негативные последствия любых конфликтов. Какие последствия будут преобладать - это зависит от способа, глубины и своевременности решения конфликтов.



Назад