Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

статья 10. Типы общества и пути его развития


Общество постоянно меняется и развивается. В пределах той же страны в разные исторические периоды образуются разные типы обществ. Существует несколько типологий по соответствующей определяющим признаком.

Так, по количеству уровней управления и степени дифференциации общества делятся на:

  • простые, где нет руководителей и подчиненных, бедных и богатых (такие первобытные племена случаются порой и в настоящее время);
  • сложные, где существуют несколько уровней управления и социальных слоев.

Толчком к появлению сложных обществ было зарождение такого социального института, как государство.

За способом получения средств к существованию различают:

  • общество первичных охотников и собирателей, которое просуществовало несколько сотен тысяч лет;
  • аграрное (традиционное общество), с которым связывают зарождение государства, классов, появление городов, письменности и т.п.;
  • индустриальные и постиндустриальные общества. Термин «постиндустриальное общество» введен американским социологом Д. Беллом.

По мнению многих специалистов постиндустриальные общества (в них преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания) пришли на смену индустриальным в развитых странах (США, Япония) еще в 70-е гг. XX ст.

По советских времен научной считалась только типология, предложенная в середине XIX в. К. Марксу. Основой этой типологии есть два критерия: способ производства и форма собственности. В соответствии с ней общества с разными культурой, политическим устройством, способом и уровнем жизни населения, но объединенные этими двумя признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. За К. Марксом человечество в своем историческом развитии прошло такие формации: первоначальную; рабовладельческую; феодальную; капиталистическую. В будущем капиталистическую формацию должна была заменить коммунистическая.

Современная социология использует синтетическую модель типологии, предложенной Д. Беллом. Объединяя все существующие типологии, он поделил всемирную историю на три стадии:

  • доіндустріальну;
  • индустриальную;
  • постиндустриальную.

Таблица

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОИНДУСТРИАЛЬНОГО
И ИНДУСТРИАЛЬНОГО ТИПОВ ОБЩЕСТВА

Характеристика

Общество

доіндустріальне

индустриальное

Основное место поселения

село

город

Основное место работы

поле, лес

фабрика, завод

Социальные отношения

кровно-родственные,
личные, доверительные

товарно-денежные, обезличенные, анонимные

Разделение труда

незначительный

глубокий

Социальная стратификация

сословия, касты

казни, классы

Социальный контроль

неформальный, spohn -
танни реакции

формальный, постановления, законы

Ценности

традиционные религиозные

светские

Культура

однородная

неоднородная

Источники энергии

физическая сила людей
и животных

вода, ветер, пар, газ, электричество, атом

Скорость технического прогресса

незначительная

стремительная

 

Смена одной стадии другой сопровождается изменением форм собственности, способа производства, технологий, социальных институтов, политического режима, образа жизни, культуры, количества населения, социальной структуры общества (см. табл.).

В доиндустриальном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития было сельское хозяйство, а главными институтами - церковь и армия. В индустриальном обществе - промышленность с корпорациями и фирмами на лбу, а в постиндустриальном - информация, теоретические знания с высшей школой как местом формирования и сосредоточение этих знаний.

С переходом от индустриального к постиндустриальному обществу экономическая сфера (производство товаров) превращается в обслуживающую, а это означает, что сфера услуг начинает доминировать. Собственность как критерий социального неравенства теряет свою значимость, решающим становится уровень образования и знаний. Происходят изменения в социальной структуре, где классовые различия уступают профессиональным.

Исследуя различные модели общественного устройства, украинский философ Ю. Павленко приходит к выводу, что сейчас, на рубеже II и III тысячелетий, человечество переживает одну из самых существенных в своей истории трансформаций - глобализацию, превратившись в единую (глобальную) функциональную систему. Центральное место в ней занимает Запад во главе с США.

Мероприятие в рамках этой системы развил невероятные для предыдущих эпох производительные силы, создал всемирную финансовую систему и всемирное информационное поле. Информационная гегемония сегодня начинает играть определяющую роль: доминируя над производственной и финансовой сферами, информационная сфера определяет их характер. Поэтому новый тип общества, который в настоящее время утверждается, называют информационным.

Исследуя эволюцию общества и сравнивая различные ее стадии, социологи выявили ряд закономерностей и тенденций.

Основными из них являются две:

  • каждая следующая стадия (формация) в несколько раз короче предыдущей - капиталистическая от феодальной, феодальная от рабовладельческой, рабовладельческая от первоначальной. Самой продолжительной была первоначальная формация, которая просуществовала несколько сотен тысяч лет;
  • разные народы и нации, даже в пределах одного государства, развиваются с неодинаковой скоростью; скажем, в США есть районы, в которых сохранился доіндустріальний уклад жизни (например, индейские резервации).

Общество постоянно меняется. Исторические изменения с положительными последствиями является прогрессом, с негативными - регрессом. Социальный прогресс - это обобщающее понятие, составляющими которого являются экономический, технический и культурный поступательное развитие общества. Относительно определения факторов общественного развития социологи не имеют общего мнения. Некоторые считают, что определяющими являются экзогенные (внешние) факторы. Так, представители географической школы утверждают, что общественное развитие зависит в первую очередь от географических условий - климата, ландшафта, почвы, природных богатств и т.д.

Другие социологи (их большинство) причины поступательного развития общества ищут среди эндогенных (внутренних) факторов в самом обществе. Некоторые из ученых считают, что такими причинами являются социальные противоречия (конфликты) - это так называемая конфликтологическая парадигма.

Другие видят их в единстве и борьбе противоположностей, что имеет место во всех общественных сферах:

  • экономической - противоречия между производительными силами и производственными отношениями;
  • социально-политической - борьба классов-антагонистов;
  • духовной - борьба противоположных идеологий.

Социологи-марксисты при этом добавляют, что, поскольку противоречия существовали, существуют и будут существовать, то революционные изменения любого общества - неуникненні.

Согласно разного понимания причин общественного развития различаются и способы его осуществления. Одни социологи отдают предпочтение реформам, то есть постепенным, эволюционным изменениям, частичным усовершенствованием, что не затрагивают основ общественного строя, другие - социальным революциям, которые предусматривают наиболее радикальное немедленное изменение всех сфер жизнедеятельности общества и не обходятся без разрушений, насилия, уничтожения, кровопролития. Однако неэффективность революционного пути перестройки в настоящее время уже не является чисто теоретическим постулатом. Ошибочность этого пути доказано более сімдесятирічним опытом всех стран бывшего СССР. Поэтому соотношение реформ и революции как движущих сил развития общества в современных условиях меняется в пользу реформ.

Социальные реформы непосредственно затрагивают интересы людей, касаются проблем, связанных с материальным уровнем и образом их жизни, доступом к социальным благам, здоровьем и т.д.

Перестройка, которая осуществляется через комплексные реформы, растянутые во времени, и предусматривает кардинальные изменения социальных институтов, образа жизни, совершенствование всех сфер жизнедеятельности общества, называется модернизацией.

Модернизация в социологическом смысле - это совершенствование общества, которое делает его таким, что отвечает современным требованиям. Это отказ от старых форм и поиск новых. Другими словами, это означает направления общества на путь прогрессивного развития.

Различают органическую модернизацию, подготовленную всем ходом предыдущей эволюции самой этой страны, и неорганическую модернизацию, что является ответом на вызов внешних обстоятельств.

Примером органической модернизации является переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революции в XVIII ст., подъем американской индустрии в результате введения фордизму в первой половине XX в. Примером неорганической, часто даже стихийной, модернизации являются общественные процессы, которые происходят сейчас в Украине и других странах СНГ. Понятное дело, что такой тип модернизации является значительно более проблемным и менее эффективным, чем первый.

В Украине нет традиций гражданского общества. Демократизация всех сфер жизнедеятельности общества встречает яростное сопротивление отжившей командно-административной системы и еще более сильной и інертнішої социально-культурной системы, что отражается на уровне бытового сознания и мировоззрения людей, на их образе жизни и ценностных ориентациях. Поэтому модель социальных преобразований в Украине имеет характер рецидивной модернизации. При общей ориентации на регулируемую рыночную экономику, демократическое и правовое государство, на развитие гражданского общества сохраняется опасность возвращения к авторитарной власти, распределительной экономики и политической нетерпимости. По мнению политологов В. Андрущенко, Н. Горлача, социальная защита населения и стабильность общества могут обеспечить лишь политика разумных компромиссов, поиск путей гражданского мира и согласия, связанных с разрушением старых нормативно-ценностных систем.



Назад