Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

статья 13. Социальное неравенство - основа стратификации


Социальное неравенство, что является основой стратификации общества, воспринимается как главное его свойство. История человечества не знает общества без социального неравенства. Неравенство в доходах, власти, престижности занятий, образовании возникла вместе с человеческим обществом, но поначалу она была очень незначительной, поэтому стратификации в простых обществах почти не существовало. В сложных обществах неравенство усилилось и разделила сначала на рабов и рабовладельцев, потом на касты, сословия, классы.

Исторически первой системой социальной стратификации является рабство - экономическая, социальная и правовая форма порабощения людей с лишением их каких-либо прав.

В некоторых странах (Индии, частично США) на руинах рабовладельческого уклада появился кастовый строй. Каста (от португ. caste - род, поколение) - замкнутая сообщество людей, связанных происхождением или правовым статусом, принадлежность к которой наследуется. Это социальная группа (смертная казнь), членом которой человек становится с рождения, перейти к другой касты она не имеет права. По мнению М. Вебера, каста является формой ранжирования по критерию престижа. В Индии насчитывается четыре основные касты: священников, воинов, купцов, рабочих и крестьян - и около 5 тыс. неосновных каст и подкаст. Саму касту определяет прежде всего специальность, который переходит от отца к сыну на протяжении жизни десятков поколений. Каждая каста живет в соответствии с предписаниями и запретами, регулирующих поведение именно в этой касте.

Формой стратификации, которая предшествовала классам, является слои - социальные группы, которые имеют наследуемые привилегии, права и обязанности, закрепленные обычаям и законам и в соответствии с ними занимают определенное положение в иерархической структуре общества. За М. Вебером, слой - это общность людей, основанная на представлении о чести, с соответствующим специфическим стилем жизни, до которого входит набор привычек, ценностей, верований и т.д. Классическим образцом были слои в Европе на рубеже XIV-XV ст., когда общество делилось на высшие слои (дворян, священнослужителей) и ниже (ремесленников, купцов, крестьян).

Промышленная революция XVIII-XIX вв. разрушила эту систему и обусловила формирование классов. Класс - главный элемент стратификации капитализма. Это большая группа людей, имеющих одинаковый социально-экономический статус в системе социальной стратификации. Итак, термин «класс» в отличие от «слои» не просто отражает социальные «перегородки», привилегии и условности, а включает показатели экономического положения людей. Один класс от другого (выше среднего ли от рабочего) отличается такими характеристиками, как богатство, солидарность, власть и т.д.

Марксисты-ленинцы рассматривали термин «класс» как экономическую категорию (альтернативного подхода, согласно которому класс не является исключительно экономическим явлением, соблюдаются некоторые американские социологи).

К. Маркс различал классы в отношении собственности на капитал и средства производства, разделяя населения на тех, кто имеет собственность, и тех, кто ее не имеет, - на капиталистов и пролетариев. Крестьяне и мелкие собственники не подпадали под эту классификацию. Они были, по мнению Маркса, «пережитками» докапіталістичної экономики и имели со временем исчезнуть.

В. Ленин социальным классом считал большую группу людей, которые отличаются от других месту в исторически определенной системе общественного производства, отношением к средствам производства, ролью в общественной организации труда и способам получения и размерам той доли общественного богатства, которую она имеет.

За И. Уорнером, социальный класс - это группа людей, относящих себя к определенной позиции в системе социальной иерархии: выше - выше, ниже - выше, выше - средний, низший - средний, выше - ниже, ниже - ниже.

За М. Вебером, классы - это агрегаты людей, которые имеют одинаковые жизненные шансы. Он разделял населения на классы в соответствии с разных «жизненных шансов». У одного класса главное - капитал, в другой - квалификация. Все население М. Вебер классифицировал так: 1) собственники; 2) интеллектуалы (администраторы и менеджеры); 3) мелкая буржуазия (мелкие предприниматели и коммерсанты); 4) рабочие.

Особое значение М. Вебер предоставлял такому критерию стратификации, как социальная репутация, или статус.

Современные социологи придерживаются веберівських принципов стратификации, признавая принадлежность к тому или того класса по следующим критериям:

  • тип экономической деятельности - от предпринимательской и государственной на верхних ступенях к неквалифицированного труда на нижних;
  • величина дохода - от миллиардов долларов до нуля;
  • тип и уровень образования - от диплома об окончании престижного вуза к свидетельства об окончании начальной школы (интересно, что количество лет обучения и объем знаний не такие уж важные - значительно больше весит престижность вуза);
  • место проживания - от привилегированных районов до трущоб;
  • тип организации досуга - от светских раутов и отдыха на престижных зарубежных курортах до игры в карты в темных закоулках.

Существует понятие абстрактного социального класса - это совокупность индивидов, которые отличаются наличием характеризуючих их объективных атрибутов социальной позиции, однако, в отличие от социального класса в его социологическом смысле, не имеющих чувство идентификации с другими членами этой совокупности, не усвідомлюючих общности собственных интересов, не обладающих собственной организацией.

В противовес абстрактном социальному классу, за Дж. Г. Мидом, социальный класс в его социологическом смысле является конкретным, то есть это - группа людей, которая функционирует как социальная единица, и ее члены находятся в непосредственном взаимодействии.

В пределах одного класса может существовать несколько казней или слоев. Кроме загальнокласових рис им присущи некоторые специфические признаки (например источник дохода). Слой состоит из лиц одинакового социального статуса.

Социальное неравенство, что является основой стратификации общества, всеми воспринимается как основная его свойство. Однако каждое общество пытается организовать «свое» неравенство. В связи с этим социологию интересует механизм такой поддержки (воспроизведение) иерархической структуры, который бы не дал ей возможности развалиться под влиянием разнонаправленных действий различных социальных слоев, обусловленных противоречием их интересов, - в демократической классовой борьбе.

В теории индустриального общества демократическая классовая борьба - это борьба, которая ведется в рамках данной демократии через использование общих избирательных прав, свободных профсоюзов, коллективных договоров.

Результаты социологических опросов свидетельствуют, что люди болезненно воспринимают социальное неравенство. Свое место в социальной иерархии они часто считают несправедливым. Чувствуется антагонизм между высшими и низшими слоями. Государственные деятели упрекают трудящимся за «непонимания» общественных целей и задач, нежелание «немного потерпеть», а те обвиняют управленцев и политиков в некомпетентности, эгоцентризме, стяжательству, коррупции.

Но то, что за явно выраженного недовольства социальным неравенством революции, гражданской войны, однако, не происходит, является результатом действия социально-нормативной системы, социальных институтов, которые побуждают людей с пониманием воспринимать те или иные государственные управленческие принципы и действия. Каждое общество делает это по-своему. Так, для поддержания социального неравенства на первых этапах развития общества применялось простое правило устойчивой организации иерархической структуры: кто в какой семье родился, тот несет соответствующий статус до конца своих дней (раб, крепостной, патриций и т.п.). За соблюдением этого правила следила вся система социальных институтов: суд, правительство, армия, церковь.

В кастовій общественной системе в роли основных институтов выступают государство и религия, которые используют силу власти, оружия, идеологического давления для обеспечения привилегий высшим слоям. Эти институты контролируют функциональное назначение каст, их чистоту, права и обязанности членов, четко определяют их место в социальной иерархии. Отклонения от приписываемых законами образцов поведения наказывается определенными санкциями.

В современном обществе, хотя все люди имеют формально равные права с рождения, общество, как и прежде, поддерживает и охраняет свою иерархию. Так, институт собственности поддерживает право на наследство, а следовательно, делает неодинаковыми шансы на обогащение людей, родившихся в бедных и богатых семьях. Институты образования дают возможность получить образование, а потом выполнять престижные виды деятельности не только людям с высокими умственными способностями, а просто богатым, которые могут заплатить за образование. Политические институты формируют элиту, которая имеет право на власть, на управление людьми.

Однако иерархическая структура не остается постоянной. К. Маркс прогнозировал, что она будет меняться за счет дальнейшего обогащения небольшой кучки богачей и обнищание основной массы населения - трудящихся. А это приведет к напряженности в отношениях между высшими и низшими казнями, которое может перерасти в открытую борьбу за перераспределение богатства. Поэтому достаточно национализировать богатство меньшинстве, отмечал К. Маркс, и будет установлено социализм. П. Сорокин, хотя и не разделял мнений К. Маркса относительно абсолютного обнищания масс, также был склонен думать, что верхняя часть социальной пирамиды выстраивается значительно быстрее за нижнюю. Однако рост богатства и власти не безгранично. По мнению П. Сорокина, существует так называемая отметка насыщения, далее за которую общество не может двигаться без риска катастрофы. С приближением общества до такой отметки начинаются реформы, направленные на перераспределение национального дохода через налоги, изменения в экономической и политической сферах или другие действия для сдерживания пагубной тенденции.

Итак, стабильность общества зависит от конфигурации социальной стратификации, от ее профиля. Витягнутість профиля по вертикали свидетельствует о наличии социального напряжения в обществе, что может закончиться социальной катастрофой. Наоборот, расширение профиля по горизонтали свидетельствует о стабилизации общественных отношений. Важно, чтобы эта стабилизация достигалась не стихийно, а в результате действия социальных институтов.

Однако, по мнению П. Сорокина, расширение профиля стратификации тоже не должно быть чрезмерным. Неравенство - это не только характеристика общества, но и важный источник его развития. Уравниловка в доходах, отношении к власти, собственности лишает индивида внутреннего побуждения к действиям, самосовершенствования, а следовательно, отнимает у общества важную движущую силу.

Более важным фактором функционирования и поддержания стабильности общества является достижение классовой гармонии, консенсуса, что означает согласие, основой которой является схожесть взглядов и ориентаций относительно значимых ценностей, целей, норм, правил поведения, ролей, властных отношений между индивидами, социальными группами и сообществами.



Назад