Электронная онлайн библиотека

 
 Социология

статья 16. Социальные институты, их виды и функции


Необходимой предпосылкой социальной интеграции и стабильности общества является наличие общественной системы ценностей - общего языка, общих идеалов, моральных норм, верований и т.д. Их інтеріоризація (усвоения) обеспечивает интеграцию личности в социальную систему, а следовательно, является непременным условием нормального функционирования общества.

Конкретным механизмом, который обеспечивает социальный порядок, интеграцию, устойчивость и стабильность общества, его воспроизведения, является социальные институты.

Как проблема социологического изучения социальные институты берут начало со времени становления социологии как самостоятельной науки.

Еще Г. Спенсер развитие регулятивной системы общества совмещал с развитием социальных институтов. Он считал, что социальные институты («институты») составляющими каркаса социума и возникают в результате процесса дифференциации общества.

Е. Дюркгейм толковал природу социальных институтов в контексте целостности общества. Общество, по его мнению, является органической целостностью, состоящий из отдельных групп и институтов, каждый из которых играет свою функциональную роль. И главная задача науки об обществе - открыть, каким образом возникли институты - политические, юридические, моральные, экономические, религиозные и т.п., которые причины породили их, каким жизненным потребностям они отвечают.

Отечественный социолог дореволюционной эпохи М. Ковалевский выделяет общественные и политические институты (учреждения), сравнительная история которых, по его мнению, собственно, и является предметом социологии.

Выдающийся российско-американский социолог П. Сорокин, вы -
вчаючи социальные институты, классифицировал их, анализировал их функции в системе социального взаимодействия общества и рассматривал эти институты как механизмы социального тестирования, селекции и распределения индивидов в обществе.

Социальные институты становятся центральным понятием социологии для современного американского социолога Г. Парсонса, а саму социологию он определяет как науку о институты. В его толковании институты являются образцами, которые очерчивают фундаментальный смысл поведения, которой мы имеем право ожидать от лиц, выполняющих важные, касающиеся структуры роли в системе общества.

Как свидетельствует исследование современного отечественного социолога С. Войтовичав свое время в советской социологии не выработался конкретный подход к определению социальных институтов. Они рассматривались как совокупности элементов разного уровня и порядка, как субъекты деятельности, как предмет деятельности или функции и т.д. Вследствие такого толкования социальных институтов в их состав попадает наука, материальное производство, искусство и т.п. С другой стороны, социальным институтом считаются только некие компоненты или существенные свойства, трансформирующие определенное социальное явление в социальный институт. Итак, социальный институт определяется как определенная форма социальности, стабильное образования, организованная группа людей, функционально единая система учреждений, политическая организация.

Довольно распространенным в советской и зарубежной социологии было определение социальных институтов по сферам жизни. Согласно этому институты делились на экономические, духовные, политические и т.д . (см. рис.). Иначе говоря, все социальные образования в различных сферах общественной жизни приписывали к социальных институтов.

Почти все перечисленные подходы к определению социальных институтов, как свидетельствует анализ С. Войтовича, признают их функциональную способность налаживать общественную жизнь і социальный порядок через согласование, объединения, организации и интеграцию намерений и поведения социальных субъектов, структурных и функциональных компонентов социальной системы.

Большинство социологов объясняют социальные институты прежде всего как совокупность норм и ценностей, в которых воплощено значимость (как для каждого индивида, так и для общественной системы) определенных образцов поведения.

Российский социолог С. Фролов утверждает, что социальный институт - это организационная система социальных связей и норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества. Под общественными ценностями он понимает стандартизированные модели поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - переплетение ролей и статусов, с помощью которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных пределах. Например, в институте семьи совокупностью общественных ценностей является любви, семейной жизни, забота о детях, уважение к родителям; общественными процедурами является воспитание детей, помощь старшим, ведения домашнего хозяйства; выполняются роли мужа, жены, детей, сына, брата и т.д. Любой социальный институт возникает и функционирует, удовлетворяя определенную потребность. Если потребность становится незначительной или вообще исчезает, то существование института теряет смысл.

8

Виды социальных институтов

 

Однако есть институты, необходимы обществу, призваны к жизни вечными ценностями. Ученые отмечают, что таких институтов по крайней мере пять: семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Несмотря на то что в настоящее время стали очень важными ценности науки, к этому перечню можно было бы добавить институт науки. Социальная деятельность і медицина, что также начинают характеризоваться жестко установленными образцами и нормами поведения, тоже должны быть отнесены к институтов.

К каждому института входит много групп, которые определяют институциональную поведение. Так, институт образования реализуется через школы, вузы и т.п., институт семьи - через конкретные семьи, институт религии - через церковные организации и т. д.

В. Оссовский сводит объяснение содержания социальной институции к такой структуризации:

  • группа лиц, призвана выполнять организационно-деловые функции, важные для определенного сообщества;
  • форма организации комплекса социальных действий, которые выполняются определенными членами группы от имени всего сообщества;
  • комплекс учреждений и орудий деятельности, которые позволяют определенным членам группы выполнять публичные функции, имеющие целью удовлетворения потребностей группы и регулирования поведения ее членов. Специфическими признаками институты являются постоянство ее формы, ориентация на решение основных социальных проблем, культурный статус и культурная легитимность.

Итак, социальные институты - это определенные формы организации и регулирования общественной жизни (политика, экономика, семья, религия, образование), исторически сложившиеся и обеспечивающие выполнение жизненно важных для общества функций, включают совокупность норм, ролей, моделей поведения, заметок, специальных учреждений, систему контроля. Институциональная деятельность является формой человеческой деятельности, которая основывается на четко разработанной системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за его выполнением. Она осуществляется людьми, объединенными в группы, ассоциации, где есть разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями группы или общества. Таким образом, институты поддерживают социальную структуру и порядок в обществе.

Без социальных институтов ни одно современное общество не может существовать. Институты являются символами порядка и оргіназованості в су -
ве.

Каждый социальный институт имеет общие с другими институтами признаки: установки и модели поведения, культурные символы и утилитарные черты, кодекс устный и письменный, идеологию (см. табл.).

 

Таблица

ФУНКЦИИ, РОЛИ И ПРИЗНАКИ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ОБЩЕСТВА

Институты

Функции

Признаки

роли

утилитарные черты

культурные символы

руководство
и модели
поведения

кодекс
устный и
письменный

идеология

Политические

Распределение политической власти; поддержка законов, правил и стандартов

законодатель, субъект
права

общественные здания и места, бланки, формы

партия, флаг, гимн

лояльность, субординация, законопослух

конституция, законы

государственное право, демократия, рационализм

Экономические

Производственная, обменная, адаптации, стимулирующая, интегративная и инновационная

работодатель, предприниматель, наемный работник, менеджер, покупатель, продавец

фабрика, оборудование, магазин, офис

деньги, фабричная марка, запатентованный знак, реклама

предприимчивость, экономичность, доходность

лицензии, положения, инструкции

монополия, право на труд, свободная торговля

Образовательные

Профессионально-экономическая, трансляции и распространения ценностей, обеспечения исторической преемственности, социализации, интегрирующая, инновационная, воспитательная,
социальной селекции

учитель,
преподаватель, ученик,
студент

учебники, школа,
колледж,
вуз

значок, аттестат, диплом, степень

стремление к знаниям, добросовестность в обучении

правила ученичества

равенство в образовании, академическая свобода,
прогрессивное обучение

.

Институты

Функции

Признаки

роли

утилитарные черты

культурные символы

руководство
и модели
поведения

кодекс
устный и
письменный

идеология

Религиозные

Углубление веры, коммуникативная, интегративная, психотерапевтическая

священнослужитель, мирянин

храм,
церковь, собор, монастырь

мощи святых, иконы, крест, алтарь,
библия

почтение, поклонения, лояльность

вера, церковные запреты

иудаизм,
православие, католицизм,
ислам, протестантизм,
баптизм

Семейные

Репродуктивная, воспитательная, социализации, комму -
тивна

отец, мать, ребенок, сестра, брат, муж, жена

квартира, дом, приусадебный участок, собственный транспорт,
предметы культурного и
побуто -
вого
потребления

брачные кольца, свадебный ритуал

привязанность, лояльность, ответственность, уважение

семейные запрета и материальные обязанности

любовь, социально-психологическая совместимость, индивидуализм

 

 

Так, например, института семьи присущи такие установки и модели поведения, как привязанность, лояльность, ответственность, уважение; государства - законопослух, лояльность, субординация образования; - стремление к знаниям; бизнеса - предприимчивость, экономичность, доходность; религии - поклонение, лояльность, почтение.

Семья имеет такие символические признаки: культурные - брачная обручальное кольцо, свадебный ритуал; утилитарные - дом, квартира, мебель; кодекс - семейные запрета и разрешения; идеология - романтической любви, социально-психологическая совместимость, индивидуализм и т.д.

Кроме общих признаков институты имеют и специфические, которые зависят от потребностей, которые они удовлетворяют. Некоторые институты не имеют полного набора признаков. Это свидетельствует о том, что они несовершенны, не развились или пришли в упадок. Если же таких институтов большинство, то это означает, что общество, в котором они функционируют, находится в глубоком кризисе или на начальной стадии развития.

Социальные институты как подсистема социального целого, деятельность которого связана с реализацией жизненно важных потребностей общей системы, является основой всей социальной жизни и обеспечивает жизнедеятельность людей через выполнение определенных функций (см. рис.).

 9

Виды функций социальных институтов

 

Можно считать, что основной функцией каждого института является удовлетворение общественных потребностей. Однако для осуществления этой функции институт должен выполнять ряд явных функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, которые пытаются удовлетворить собственные потребности; это - регулятивная, интегративная, транслююча и коммуникативная функции.

Регулятивная функция проявляется в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает закрепления и воспроизводства общественных отношений, создавая определенные шаблоны поведения. Вся жизнедеятельность каждого человека происходит через ее участие в функционировании различных институтов. Человек, выполняя те или иные роли, придерживается определенных правил и знает, чего можно ожидать от людей, с которыми она взаимодействует. Именно с помощью институтов обеспечивается предсказуемость поведения, когда каждый человек удовлетворяет ролевые требования, то есть ее действия соответствуют социальным ожиданиям. Такое регулирование является необходимым для совместной деятельности.

Интегративная функция заключается в обеспечении сплочения, взаимозависимости и взаимной ответственности членов общества, что происходит под влиянием организованных норм, правил, санкций и системы ролей. Интеграция людей в институты предусматривает консолидацию или объединения усилий, мобилизации каждым членом группы своих ресурсов для достижения общей цели и согласования личных целей с целями других членов группы.

Транслююча функция заключается в передаче социального опыта новичкам социальных институтов. Это помогает им адаптироваться к ценностей, норм, ролей института и обеспечивает нормальное его функционирование. Так, воспитания детей в семье направлено на соблюдение семейных традиций; церковь привлекает как можно больше людей к соответствующей веры; государственные учреждения ориентируют граждан на соблюдение норм закона.

Коммуникативная функция заключается в распространении информации как в самом институте с целью управления его деятельностью, так и в его взаимодействия с другими институтами.

Кроме явных функций, которые раскрываются как признанная часть целей социальных институтов, выделяют еще и латентные функции, которые осуществляются бессознательно и могут официально не признаваться.

Явные функции являются необходимыми и ожидаемыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе ролей и статусов. Когда институт не может справиться с выполнением своих явных функций, они могут быть переданы другим институтам.

Рядом с прямыми результатами действия социальных институтов существуют такие, которые не предусматриваются заранее и не являются непосредственными целями этих институтов. Например, церковь имеет целью распространение веры с помощью наставления и убеждения. Однако независимо от ее цели появляются фанатики, которые начинают гонения на иноверцев, и вместо единения начинается разброд. Следовательно, только понимание латентных функций институтов дает возможность представить истинную картину социальной жизни.

Любой социальный институт успешно функционировать только при определенных условиях:

1) наличие соответствующих норм и предписаний, регулирующие поведение человека в пределах института;

2) интеграция института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что обеспечивает формально-правовую основу его деятельности, с одной стороны, и возможность осуществлять социальный контроль над институциональными типами деятельности - с другой;

3) наличие материальной базы, которая бы обеспечивала успешное выполнение институтом нормативных предписаний и осуществления социального контроля.

Первое условие предусматривает наличие функционально-ролевых обязанностей, обусловленных разделением труда в структуре определенного социального института. Например, в экономике, на промышленных предприятиях существуют положения о структурных отделах, должностные инструкции для отдельных работников, где определены их права и обязанности, а также система служебного подчинения и субординации.

Второе условие означает, что когда ценности, культивируемые организацией, которая претендует на статус социального института, не совпадают с общегражданских, то ее деятельность не будет восприниматься обществом как легитимная.

Третье условие хорошо понятна сама по себе. Ни один социальный институт не может существовать без материальной основы - ни государство, ни религия, ни культура, ни семья. Для выполнения своих функций институты имеют необходимые материальные средства, ресурсы, учреждения, в пределах которых они организуют и контролируют деятельность людей, осуществляют управление социальными действиями и связями. Именно через социальные институты индивид связан с обществом. Их деятельность обеспечивает уверенность индивида, что ту или иную его потребность будет удовлетворена, а цель его действия будет достигнуто.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, которые наделены определенными материальными средствами и ресурсами и осуществляют конкретные социальные функции.

В целом социальный институт характеризуется наличием следующих признаков:

  • цели деятельности;
  • конкретные функции, обеспечивающих достижение целей;
  • ряд социальных статусов и ролей, присущих только данному социальному институту.

По характеру целевых функций социальные институты подразделяются на:

  • нормативно-ориентировочные, осуществляющих морально-этическую ориентацию поведения индивидов, утверждают в обществе общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения;
  • нормативно-регулирующие, осуществляющих регулирование поведения на основе норм, правил, специальных предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Гарантом их выполнение является государство, ее представительные органы, в частности администрации учреждений, предприятий и т.п.;
  • церемоніально-символические и ситуационно-конвенционные, определяющие правила взаимного поведения, регламентирующих способы обмена информацией, коммуникативные формы неофициальной субординации (обращение, приветствие, одобрение/неодобрение и т.п.).

Определение роли социальных институтов в социальных изменениях и развития можно свести к таким двух взаимосвязанных действий:

1) обеспечение перехода к качественно нового состояния социальной системы, ее прогрессивного развития;

2) разрушение социальной системы или по крайней мере ее дезорга -
организация.

Институциональный анализ позволяет выяснить причины негативных явлений, обусловливающих социальную дезорганизацию и кризисные явления в обществе. Ключевым моментом в развитии процессов дезорганизации является разрушение социальных институтов, что создает ситуацию, которую Е. Дюркгейм назвал аномією- когда индивиды не могут интегрироваться в основные институты общества и не признают наиболее значимых социальных норм.

Аномия характеризуется потерей социальными институтами цели деятельности, ослаблением нормального регулирования поведения человека в главных сферах жизнедеятельности; потерей четкого определения социальных норм, ослаблением механизма социального контроля, ростом социальной напряженности. А это означает, что деятельность социальных институтов приобретает дисфункціонального характера, перестает удовлетворять потребности общества, новые условия его жизнедеятельности. Итак, главным агентом социальных изменений являются социальные институты, а не социальные группы и классы, как считают марксисты. Дело в том, что классы (когда речь не идет о политическую революцию) могут влиять на ход су -
совместного развития лишь через институционализированные формы ди -
деятельности, которые направляются и координируются в рамках определенных ценностно-нормативных комплексов. То есть социальное развитие общества происходит через развитие самих социальных институтов и наладка регламентированных социальных связей. Что более інституціалізованим является общество, тем больше оно предоставляет возможности для прогрессивного развития.

Институциализация - это процесс возникновения стабильных модели социального взаимодействия, основанной на формализованных нормах, правилах, законах, обычаях, ритуалах; приведение их в систему, способную прогнозировать социальное поведение в определенных социальных ролях - родителей, чиновников, священников и т.д. Иначе говоря, институциализация - это замена спонтанной поведения на предполагаемую, которая ожидается и регулируется.

Институциализация - длительный и сложный процесс. Ее взнаками є:

  • оформление социальной группы, для которой определенная деятельность становится профессиональной;
  • изменение качества самой деятельности., которая становится ролевою, целеустремленной, иерархической;
  • появление специальных заведений, в которых происходит эта деятельность;
  • возникновение регулирующих ее норм, что по мере развития профессиональной деятельности разделяются на моральные и правовые.

Институциализация проявляется в формировании определенной идеологии, которая является основой для создания образцов поведения, ритуалов, символов и предоставляет организации и ее целям характера общественной миссии.

Зрелость общества определяется разнообразием социальных институтов, их развитости, способностью удовлетворять разнообразные потребности индивидов, социальных общностей.

Развитие социальных институтов происходит двумя способами:

¨   возникновение новых социальных институтов. Так, в Украине в процессе становления государственности создаются такие важные социальные институты, как образование, наука, армия, дипломатия и т.п.;

¨   усовершенствование уже существующих социальных институтов, углубление специализации их функций, отделения от них новых социальных институтов. Так, из общей судебной системы рождается Конституционный суд Украины, появляется независимый институт следствия и т.д.

Пытаясь удовлетворить свои потребности, люди ищут средства это сделать. В процессе общественной практики возникают определенные шаблоны, образцы поведения, которые впоследствии поддерживаются общественным мнением и закрепляются законом. Так, работая в бизнесе, люди, стремясь удовлетворить потребность в накоплении средств и займам, создали банки, которые впоследствии выделились из бизнеса в самостоятельный институт.

Наиболее важными социальными институтами современного общества является:

  • экономические, регулирующих социальные связи в хозяйственной сфере, обеспечивают процесс производства, выполняют нормативно-распределительную функцию, распределяя и перераспределяя материальные блага или их эквиваленты. Они формируют экономический потенциал общества, поддерживают устойчивость его социальной структуры, разграничивают организации и профессионально-статусные группы по способам и качеством потребления, по типам образа жизни;
  • политические, регулирующих социальные связи по поводу использования власти, ее осуществление и распределения. Политические институты устанавливают и поддерживают политическую власть социальной группы, которая доминирует в обществе, обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей;
  • культуры и социализации, деятельность которых связана с развитием и распространением культуры, социализацией личности, усвоением ею социальных ценностей. Социокультурные институты усваивают, а потом воспроизводят культурные и социальные ценности, на -
    громаджувані в процессе социальной деятельности, привлекают индивидов к определенной субкультуре, а также регулируют их социализацию через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения, защита соответствующих ценностей и норм.

Одним из важнейших социокультурных институтов является семья. Его деятельность, отношения между родителями и детьми, методы воспитания и т.д определяются системой правовых и иных социальных норм. Рядом с этим институтом функционируют социокультурные институты образования, здравоохранения, социального обеспечения, культурно-воспитательные и др.

Несколько выделяется тотальный институт, который характеризуется, по Е. Гофманом, социальной ограниченностью контактов с остальной частью общества, непреодолимой дистанцией между различными социальными ролями, формализованным, жестко контролируемым распорядку жизни. Это исправительные колонии, военные лагеря, спецбольницы, монастыри и др.

Все социальные институты в своей деятельности взаимосвязаны. Так, организация производства обеспечивает семейные потребности в квартирах, одежде, продуктах питания; государственная политика определяет перспективы развития образования; торговля учитывает запросы потребителя, религия влияет на развитие образования и деятельность государственных учреждений и т.д.

Анализ многочисленных взаимосвязей институтов может объяснить, почему они не могут полностью контролировать поведение своих членов, обеспечивая совместимость их действий с институциональными нормами. Так, вузовская программа одна для всех студентов вуза, но неодинаково всеми усваивается. Интересы студентов формировались, начиная с детства, - в семье, детском саду, школе. У юношей и девушек, которые с детства развивали свои умственные способности, в большей степени сформировались интеллектуальные интересы против той молодежи, которая отдавала предпочтение просмотра развлекательных телепередач и чтению легкомысленной литературы.

Необходимость гармонизировать систему ролей, что их приписано индивиду различными институтами, может довольствоваться договоренностями между институтами. Учитывая важность определенных институтов в общественной жизни, другие институты пытаются контролировать их деятельность. Например, в любой цивилизованной стране отношения между отдельными институтами промышленности и торговли регулируются государством с помощью налогов.

На институт образования пытаются влиять политические учреждения, производственные организации, церковь и др.

Институциональные роли могут конфликтовать через принадлежность личности, что их выполняет, в разных институтов. Например, роли, связанные с ориентацией на профессиональную карьеру и семью. Здесь имеет место столкновение норм и правил нескольких социальных институтов. При этом каждый институт старается как можно больше «отлучить» своих индивидов от исполнения ролей других институтов, «втянуть» членов их семей к сферы своей деятельности, чтобы на них влияли единственные институциональные нормы.

Между институтами существует зависимость; изменения в одном институте, как правило, способствуют к изменениям в других. Однако это не означает, что не хватает институциональной автономии. Каждый из институтов пытается сохранить неприкосновенными свои институциональные нормы, правила, кодексы и идеологию. Социальный порядок может быть обеспечен лишь удачным сочетанием взаимодействия институтов и сохранением ими независимости в отношении друг друга.

Во всех сложных обществах институты нуждаются в постоянной организационной поддержки, усиление идеологии, системы норм и правил, на которые они опираются. Это могут обеспечить такие ролевые группы членов института, как бюрократы, которые следят за институционной поведением, и интеллектуалы, которые комментируют и объясняют идеологию, нормы и правила социальных институтов, а также социальное развитие общества во временных промежутках, которые отвечают институциональным нормам.

Например, интеллектуалы, которые руководствуются интересами коммунистических политических институтов, пытаются доказать, что современная история развивается в соответствии с предсказаниями К. Маркса и В. Ленина. В то же время интеллектуалы, которые отстаивают интересы политических институтов США, Западной Европы, доказывают, что история базируется на развитии идей свободного предпринимательства и демократии. При этом лидеры институтов понимают, что интеллектуалы, изучая базовые основы поддерживаемой ими идеологии, могут обнаружить не только его достоинства, но и недостатки и начнут развивать конкурентную идеологию, которая больше соответствует требованиям времени. В этом случае интеллектуалы становятся революционно настроенными и пытаются реконструировать традиционные институты. Именно поэтому при построении тоталитарных институтов их стремятся изолировать от действий интеллектуалов. Такая ситуация наблюдалась в Китае в 1966 г., в СССР в предвоенные годы. В целом история свидетельствует, что любая власть, которая основывается на вере в способности вождя (харизматическая власть), а также насильственная власть, недемократическая, пытается отмежеваться от интеллектуалов или полностью их подчинить своему влиянию.

Таким образом, интеллектуалы выполняют двойную роль: с одной стороны, они являются полезными, потому что могут эрудированно защитить институциональные ценности, уважение к института, а с другой - опасными, потому что в поисках истины способны стать врагами этого института.



Назад